Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 09:01, реферат
Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.
Введение 3
1. Определение культуры 5
2. Общество и культура 6
3. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры 8
4. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой»
культуры 11
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Исторические условия и этапы становления массовой культуры.
Содержание
Определений культуры имеется немало. Мы интуитивно чувствуем, что такие понятия, как «личность» или «общение» приближаются к чему-то очень важному в определении культуры, но это «что-то» настолько расплывчато, что его определения так же многочисленны, как картинки в калейдоскопе. И чем больше определений культуры, тем свободнее каждый новый автор придумывает собственную версию.
А вот версия культуры в понимании П.Б.Вейлла: «Культура – это система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию».
Термин «культура» (от лат, cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и поэтому нуждается в уточнении. Само по себе это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной научной литературе встречается более 250 определений культуры.
Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения «массовой культуры». Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение «массовой культуры» с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры. Буржуазная «массовая культура впервые сформировалась в США. С одной стороны это демократизировало сферу культуры, с другой стороны, способствовало проникновению в эту сферу коммерческих, политических интересов, погони за прибылью.
Смешение культуры и политики может принять два разных направления. Оно может сделать культуру нетерпимой ко всякой культуре, кроме своей собственной; или привести к идеалу мирового государства, где будет существовать одна лишь единообразная мировая культура. Политика проникает сегодня даже в голливудский кинематограф.
Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.
Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых слов в современном языке, что, с одной стороны, говорит о ее необычайной многозначности, а с другой - о плохой изученности и недостаточности осмысленности ее значения. Неслучайно в практике словоупотребления целостная многоаспектной культура зачастую сводится к одному из ее проявлений. Для одних культура в первую очередь - овладение богатством художественных ценностей, для других она отождествляется с нравственностью, третьи считают, что культура - это религия, а религия - это культура и некультурными есть те, что не имеют религиозного чувства и опыта, для четвертых вне культурой остается человек, незнакомый с высшими достижениями науки и техники.
Самое, пожалуй, распространенное отождествление культуры и этикета это («культурным» есть тот, кто «умеет одеваться», «имеет хорошие манеры», «живет красиво» и др.). Понятно, что ни одно из этих представлений (как и сотни других) не исчерпывает понятия культуры: «культура» - это нечто большее, чем искусство или религия, наука и т. д., более того, даже взятые в совокупности, все эти сферы и способы человеческого бытия и деятельности лишь констатируют принципиальную неопределенность понятия «культура». Вместе с тем, ни у кого не вызывает сомнения то обстоятельство, что в каждом из бесконечного ряда представлений о культуре эта последняя находит свое выражение и каждое произведение человеческого общества отражает культуру этого общества [1, стр. 64].
Итак, постижение культуры, несмотря на сложности осмысления самого понятия, возможно через познание какого-либо из ее проявлений. Дело лишь в применении соответствующего - историко-культурного метода, который заключается в использовании культуры как ключа к интерпретации объектов, явлений и процессов человеческого общества и его истории.
Согласно распространенного понимания, культура - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Под «культурой» понимается все то, что создано, преобразовано, обработано, воспитано и т. д. в результате деятельности человека.
Приведенное определение акцентирует внимание на историческом смысле культуры: культура как уровень развития человека и общества определяется, обусловливается историческими обстоятельствами их существования, то есть, для каждой исторической эпохи и каждого исторического периода присуща своя собственная культура, формирование, развитие и упадок который зависит от их природно, социально-политических, экономических и других особенностей [2, стр. 78].
Изучение общества через его культуру есть чрезвычайно актуальным, так как одни только экономические и политические характеристики не могут служить ключом к пониманию социальных явлений. Историко-культурный подход помогает осознать важность таких феноменов общественного развития, которые технократическое мышление отодвигает на задний план: искусство, религию, философию и, наконец, самого человека. Анализ преобладающих в обществе культурных ценностей не только помогает определить уровень его развития и состояние, но и понять, почему это общество живет так, а не иначе.
Процесс становления человека и общества длился очень долго, но по мере совершенствования орудий труда и средств координации коллективной деятельности развивалось сознание и речь человека. Добыча, хранение и поддержание огня, поиски пищи, организованное охоты и распределение добычи требовали от членов первобытного стада обуздания животных инстинктов, дисциплины и взаимопомощи. Тесное объединение членов общества, их совместные усилия компенсировали примитивность орудий, став одним из главных средств борьбы людей с природой, они способствовали их победе в этом трудном поединке, чрезвычайно увеличив способность человечества к выживанию.
Если при изменении климата вымирали такие мощные животные как мамонты, пещерные медведи и саблезубые тигры, то человек, намного слабее в физическом отношении, тем не менее, сумел выстоять.
Таким образом, существенным элементом человеческой культуры является общественность, способность людей к коллективной жизни и деятельности, которые невозможны без самоограничения индивидов и их умение подчиняться общественным правилам и нормам. Это, в первую очередь, требования послушания и незлобивости, уважения к женщине-матери и почтительности к старшим, устойчивости в нужде и мужества в борьбе с опасностями. Все это сглаживало естественное неравенство между молодыми и старыми, сильными и слабыми, здоровыми и больными, и тем самым поддерживало единство общества, обеспечивало его дальнейшее существование.
Именно
в этом аспекте трактовал
Однако, понятно, что общество и жизнь в нем невозможны без воспитания человека: латинское слово cultura также означает «воспитание», а cultor - это «воспитатель», «наставник», который, подобно тому, как крестьянин - землю, а философ - ум, «культивирует» подрастающее поколение.
Любое общество должно обеспечить воспитание, образование, обучение своих граждан, поскольку в этом - залог его существования. Например, в Древней Греции и Риме грамматические и риторические школы, обучая чтению, письму, литературе, музыке, риторике готовили молодежь к общественной жизни в соответствии с нормами и законами полиса - города-государства или империи. Итак, культура в эпоху Античности развивала в человеке разумную способность суждения и чувства прекрасного, что позволяло ей приобретать меры и справедливости в делах гражданских и частных. Интересно, что при этом индивид не терял своей связи с Природой, так как античная культура рассматривала человека как неотъемлемую часть Вселенной [5, стр. 112].
При таком понимании человеческая личность не противопоставляет себя Природе - Космосу, а созерцает его, постигая с ним сущностное единство.
Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.
По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения. Приведем в качестве примера наиболее часто встречающиеся в научной литературе:
1. Предпосылки
массовой культуры формируются
с момента рождения
2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII—XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660—1731) — автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730— 1812) — создателя нашумевшего бестселлера XVIII—XIX веков «Повести о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.
3. Большое
влияние на развитие массовой
культуры оказал и принятый
в 1870 году в Великобритании закон
об обязательной всеобщей
И все-таки все вышеизложенное — это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX—XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».
Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX—XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.
X. Ортега-и-Гассет (1883—1955) в работе «Восстание масс» (1930 г.) выводит само понятие «масса» из определения «толпа». Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество, с точки зрения социологии, и есть масса, поясняет Ортега. И далее он пишет: «Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство — совокупность лиц, выделенных особо, масса — невыделенных ничем. Масса — это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение — «многие» — переходит в качественное» [6, c. 309]. Причину выдвижения масс на авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры «...не отличается от остальных и повторяет общий тип» [6, c. 309].
Очень познавательна для анализа нашей проблемы книга американского социолога, профессора Колумбийского университета Д. Белла «Конец идеологии» (1960 г.), в которой особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия «масса»:
1. Масса
— как недифференцированное
Информация о работе Исторические условия и этапы становления массовой культуры