Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:02, контрольная работа
Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы. Всё в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположительных космических сил – Света и Тьмы.
В этот древнейший период китайцам так же, как и другим народам, был свойствен культ природы: они поклонялись духам земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра. Одним из наиболее важных был сопровождаемый человеческими жертвами культ священных гор.
Китай - самая большая из обособленных цивилизаций и самая обособленная из больших. Государственность в Китае возникла во II тыс. до н.э. Преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле - со времён неолита - были монголоиды, и именно это весьма существенно отличает древний китайский очаг цивилизации от всех остальных в Старом Свете. Однако учёные считают, что определённую роль в процессе генезиса китайской цивилизации и культуры сыграли мигрировавшие в строну Средней Азии во II тыс. до н.э. индоевропейские племена.
Жители Древнего Китая создали
интересную и самобытную
В этот древнейший период
Очень силен был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все свои прежние привычки и наклонности, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, в могилу клали окружавшие его при жизни предметы утвари, драгоценности, оружие.
В середине I тыс. до н.э. в Китае зародились основные идеологические направления, которые впоследствии трансформировались в философско-религиозные системы. Это были даосизм, монизм, и конфуцианство. К этим исконно китайским учениям добавился буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Поднебесной - таково было название страны в древности. Эти учения сыграли огромную роль в истории Китая и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев до сих пор.
1). Важнейшие религиозно-философские учения в Древнем Китае.
Даосизм.
Даосизм - возник на рубеже VI-V вв. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой « Книги о дао и дэ». Главное слово в этом труде дао, что буквально означает путь. Этим словом обозначали также и другие понятия: правило, порядок, смысл, закон и т.д. Дао вечно единое, неизменное, непреходящие. Оно корень всего , мать всех вещей:
Человек зависит от земли, земля от неба ( космоса), небо – от дао, а дао - от себя самого.
Дао – это единый объективный закон, которому подчинён весь мир. Сам мир в представлении даосов состоит из мельчайших, неделимых материальных частиц и находится в постоянном изменении: « Неполное становится полным, кривое - прямым, ветхое - новым». Таким образом, в мире всё бесконечно переходит в свою противоположность. Всеобщность изменений и переход явлений в свою противоположность делают все качества относительными.
Лао-цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный порядок вещей, должен предоставить вещам развиваться самим по себе. Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и полностью покоится на собственных природных ритмах. Все явления и человек, и вещь в кругах бытия равны. Поэтому удел человека - пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория - основной принцип даосизма.
Лао–цзы утверждал, что всё в мире зависит от дао, а не от « божественной воли» или каких-либо сверхъестественных сил. Не отрицая существование богов, он считал их всего лишь порождением дао. Даосы отрицали культ предков, отвергали жертвоприношения небу, земле, рекам, горам, другим обожествленным явлениям природы.
Дао – источник всего существующего в мире - духовное начало. Его невозможно постичь ни зрением, ни слухом, ни осязанием. Всё видимое бытие несоизмеримо ниже дао. Дао, будучи непознанным до конца, утверждали древние даосы, материализуется в дэ – достоинстве человека.
Центральная проблема доктрины даосизма - учение о бессмертии. Создание такого учения стало важнейшей целью даосизма в силу того, что в древнекитайской философско-религиозной мысли проблема бессмертия души была в целом разработана слабо. Даосы создали своё учение, о бессмертии исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни. Учение Лао-цзы и его ближайших последователей (в частности, Чжуан-цзы) принято обозначать как философский даосизм.
В начале нашей эры на базе философского даосизма возник религиозный даосизм. Его основу составило понятие абсолютного дао, суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь-это иллюзия, а смерть-это возвращение к дао – истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даоская « наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства, астрологии и демонологии.
В Китае были созданы монастыри, в которых жили десятки и сотни тысяч даоских монахов, получавших значительные доходы от земель и от своей религиозной деятельности. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно многообразной: они предсказывали судьбу, гадали - число способов гадания достигало многих десятков, занимались изгнанием злых духов, торговали заклинаниями и амулетами, определяли лучшие, т.е. свободные от злых духов места для постройки могил и зданий, определяли дни и часы, наиболее благоприятные для любого важного дела – свадьбы, похорон, отправления в дорогу. Веря, что душа умершего способна влиять на судьбу живых, жрецы и монахи старались задобрить её хорошим местом для погребения тела, точным соблюдением всех обрядов на похоронах и пр.
Религиозный даосизм, так же как и философский, проповедовал пассивность как принцип жизни.
Конфуцианство.
Примерно в те же времена, на рубеже VI-V вв. до н.э., в Китае возникает другая важнейшая религиозно - мировоззренческая система - конфуцианство. Её основателем был проповедник Кун-цзы, известный в европейской транскрипции как Конфуций (Учитель Кун).
Причину всех невзгод и беспорядков в обществе – а время действительно было неспокойное, недаром этот период вошёл в историю как период « воюющих царств»- Конфуций усматривал в упадке нравственности людей. Конфуций считал, что основные добродетели человека- верность, послушание и почитание родителей и старших. Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучала так:
Почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни.
Конфуций учил, что каждому человеку отведено строго определённое место в мире и обществе; он утверждал, что общественная структура, как и структура всего мира, вечна и неизменна. Каждый человек должен исполнять отведённую ему в обществе роль: сын чтить своего отца, подчинённый-начальника. В основе такого поведения человека должны лежать мораль и этика: Конфуций верил, что человек по природе больше склонен к добру, чем к злу, надеялся на эффективность нравственной проповеди и выступал против тех, кто хотел устроить общество на насилии и страхе наказания.
Конфуций говорил о необходимости нравственного авторитета правительства:
Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать.
Государство, в котором всё благополучно, обязательно принесёт человеку счастливую жизнь. Итак, если строго регламентировать обязанности каждого члена общества согласно его общественному положению, если люди научатся
владеть собой и соблюдать ритуал исходя из этнических норм, то вся Поднебесная придёт к гуманности. При этом вся полнота власти в стране должна принадлежать императору- « сыну неба». Император- отец народа, а народ - его дети.
Конфуций опирался на культ предков и утверждал, что посмертная слава ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым
сохранять исконные устои общества, ч старинные обряды, церемонии, традиции. Ритуалы и обряды, по его мнению, следовало закрепить в качестве норм общественной жизни. Соблюдение обрядности - это часть « высоко-нравственного правления», уверял Конфуций.
Конфуций утверждал, что не все люди одинаково способны быть высоконравственными: это, прежде всего удел мудрых правителей и « благоро-дных мужей», занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов, хотя и тоже почётное, но другое - они должны обслуживать и кормить аристократическую элиту во главе с императором. Эти низшие люди неспособны к высокому знанию и их рассуждения о делах управления государством есть преступление.
Итак, Конфуций не проявил особого интереса к философским проблемам бытия. Его учение - это, прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея о необходимости соблюдения установившихся норм жизни и культ повиновения старшим по возрасту и должности.
С течением времени, однако, конфуцианство из господствующей идеологии превращается в важнейшую государственную религию. В III в. до н.э.
Конфуций был канонизирован, его личность окружается ореолом святости, в честь его строятся храмы. На основе его учения и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система. Во II-I вв. до н.э. она становится государственной религией Китая. Эта религия освещала идею тотального господства и подчинения, её важнейшим догматом было обожествление императора и освящение его власти.
Эта религия заимствовала из древних верований многих богов и духов, её пантеон также всё время пополнялся за счёт обожествления отдельных исторических личностей. Все боги делились на три категории: 1) высшая - включала в себя верховное божество, владыку земли и умерших предков императора. 2) В среднюю категорию входили боги солнца, грома, луны,
3) В низшую категорию включались боги войны и огня, местные духи земли, рек, покровители городов.
Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял сам император, общение же с мелкими божествами было привилегией государственных чиновников, так называемого учёного сословия. Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: это было основным критерием при отборе их на службу, и именно они были основными хранителями конфуцианских заповедей.
Итак, к началу новой эры государство и конфуцианская религия в Китае становятся единой политико - административно - идеологической системой, сутью которой стало стремление закрепить старые общественные нормы и добиться беспрекословного послушания народа.
Нарушение конфуцианских заповедей каралось вплоть до смертной казни как « наитягчайшее преступление». Обычным наказанием было превращение в государственных рабов, как самого нарушения, так и членов его семьи.
Моизм.
В V в. до н.э. в идеологическую и религиозную борьбу включилась ещё одна школа, одна из тех ста философских школ, которые как уверяет китайская традиция, существовали тогда в стране. Речь идёт о школе моистов. Название этой школы произошло от имени её основателя Мо Ди, или учителя Мо. Моисты выступили против важнейших положений конфуцианства, в частности, против обоснования привилегированного общественно-политического и социально- экономического положения наследственной аристократии.
Мо Ди выдвинул свою программу переустройства общества на традиционном китайском принципе « всеобщей любви и взаимной пользы». Он
предложил выдвигать на руководящие должности мудрых людей из народа независимо от их происхождения и формировать аппарат управления исходя из личных качеств человека. Идеи моистов подвергались критике со стороны других школ, прежде всего конфуцианства, а сами моисты – преследованиям и гонениям.
Буддизм.
На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии в VI в. до н.э. Согласно буддизму, жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом всегда оставаясь злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавлений всех желаний, которые и приводят к страданиям. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир не существует самостоятельно, это лишь проявление мистического духа.
К VI в. н.э. буддийская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддийских храмов и монастырей, сотни монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм так же, как и даосизм, уступит место конфуцианству.
Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им был присущ культ послушания, почитание старших, и предков, идеи «недеяния» - пассивного, созерцательного отношения к действительности. Эти идеи определяли и повседневный образ жизни китайцев их национальную психологию.