История древнерусской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 16:46, реферат

Описание работы

Во введении на наш взгляд целесообразно определить основные понятия и наметить хронологические рамки работы. Итак, в работе речь пойдет о древнерусской культуре. Выясним, что же такое культура и что является предметом истории русской культуры.
Культура – это исторически сложившаяся система созданных человеком материальных и духовых ценностей, социокультурных норм, а также способы их распространения и потребления, процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Предметом истории русской культуры – одной из составных частей истории мировой культуры - является изучение характера проявления в русской культуре общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление и исследование частных, национальных закономерностей развития культуры и особенностей ее функционирования в данных исторический условиях.

Содержание работы

Введение.
Древнерусский фольклор.
Славянское язычество и принятие христианства на Руси.
Письменность и просвещение.
Древнерусская литература и общественная мысль.
Влияние христианства на древнерусскую архитектуру.
Живопись Киевской Руси.
Заключение.

Файлы: 1 файл

bestreferat-117201.docx

— 34.57 Кб (Скачать файл)

На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, не которые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком «титло» - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь, Евангелие и т.п. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения - «силу».

Долгое время не существовало, нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных нам знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из византийской, письменности. Ставили ее произвольно, иногда определяя границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В ХV-ХVI вв. письменность усложнилась. В книгах появились, например, запятые - для обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.

4. Древнерусская литература и  общественно-политическая мысль.

Острая публицистичность древнерусской литературы позволяет рассматривать многие литературные произведения как памятники общественно-политической мысли. Ведущим жанром формирующейся литературы было летописание.  Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописен, т.е. погодных изложений событий, брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видение эпохи так, как ее понимали летописцы.

Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем самым объективность и честность летописца вступали в противоречие с тем, что мы называем «социальным заказом». Если летописец не удовлетворял вкусам своего заказчика, с ним расставались и передавали составление летописи другому, более надежному, более послушному автору. Увы, работа на потребу власти зарождалась уже на заре письменности и не только на Руси, но и в других странах.

Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди - священники, монахи. Они располагали богатым книжным наследием, переводной литературой, русскими записями старинных сказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжении были и великокняжеские архивы. Им сподручней всего было выполнить эту ответственную и важную работу: создать письменный исторический памятник эпохи, в которой они жили и работали, связав ее с прошлыми временами, с глубокими историческими истоками.

Ученые считают, что, прежде чем появились летописи - масштабные исторические сочинения, охватывающие несколько веков русской истории, существовали отдельные записи, в том числе церковные, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.

      Позднее, уже в пору существования  летописей к ним при соединялись  все новые рассказы, сказания  о впечатляющих событиях на  Руси, вроде знаменитой распри 1097 г. и ослеплении молодого князя  Василька, или о походе русских  князей на половцев в 1111 г. Летопись  включила в свой состав и  воспоминания Владимира Мономаха  о жизни - его «Поучение детям».

       Вторая летопись была создана  при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил  храм Святой Софии. Эта летопись  вобрала в себя предшествующую  летопись, другие материалы.

       Уже на первом этапе создания  летописей стало очевидным, что  они представляют собой коллективное  творчество, являются сводом предшествующих  летописных записей, документов, разного  рода устных и письменных исторических  свидетельств. Составитель очередного  летописного свода вы ступал  не только как автор соответствующих  заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор. Вот это и его умение направить  идею свода в нужную сторону  высоко ценилось киевскими князьями.

      Очередной летописный Свод был  создан знаменитым Иларионом, который  писал его, видимо, под именем  монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после  смерти Ярослава Мудрого. А потом  появился Свод уже во времена  Святополка в 90-е годы XI в.

      Свод, за который взялся монах  Киева-Печерского монастыря Нестор  и который вошел в нашу историю  под именем «Повести временных  лет», оказался, таким образом, по  меньшей мере пятым по счету  и создавался в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка. И каждый свод обогащался все  новыми и новыми материалами, и каждый автор вносил в  него свой талант, свои знания, эрудицию. Свод Нестора был в  этом смысле вершиной раннего  русского летописания.

       В первых строках своей летописи  Нестор поставил вопрос «Откуда  есть пошла Русская земля, кто  в Киеве начал первым княжить  и откуда Русская земля стала  есть». Таким образом, уже в этих  первых словах летописи говорится  о тех масштабных целях, которые  поставил перед собой автор. И  действительно, летопись не стала  обычной хроникой, каких немало  было в ту пору в мире - сухих, бесстрастно фиксирующих факты, но взволнованным рассказом тогдашнего  историка, вносящего в повествование  философско-религиозные обобщения, свою образную систему, темперамент, свой стиль. Происхождение Руси, как мы об этом уже говорили, Нестор рисует на фоне развития  всей мировой истории. Русь - это  один из европейских народов.

     Используя предшествующие своды, документальные материалы, в том  числе, например, договоры Руси с  Византией, летописец развертывает  широкую панораму исторических  событий, которые охватывают как  внутреннюю историю Руси - становление  общерусской государственности  с центром в Киеве, так и  международные отношения Руси  с окружающим миром. Целая галерея  исторических деятелей проходит  на страницах Несторовой летописи - князья, бояре, посадники, тысяцкие, купцы, церковные деятели. Он рассказывает  о военных походах, об организации  монастырей, закладке новых храмов  и об открытии школ, о религиозных  спорах и реформах внутрирусской  жизни. Постоянно касается Нестор  и жизни народа в целом, его  настроений, выражений недовольства  княжеской политикой. На страницах  летописи мы читаем о восстаниях, убийствах князей и бояр, жестоких  общественных схватках. Все это  автор описывает вдумчиво и  спокойно, старается быть объективным, насколько вообще может быть  объективным глубоко религиозный  человек, руководствующийся в своих  оценках понятиями христианской  добродетели и греха. Но, прямо  скажем, его религиозные оценки  весьма близки к общечеловеческим  оценкам. Убийство, предательство, обман, клятвопреступление Нестор осуждает  бескомпромиссно, но превозносит  честность, смелость, верность, благородство, другие прекрасные человеческие  качества. Вся летопись была проникнута  чувством единства Руси, патриотическим  настроением. Все основные события  в ней оценивались не только  с точки зрения религиозных  понятий, но и с позиций этих  общерусских государственных идеалов. Этот мотив звучал особенно  значительно в преддверии начавшегося  политического распада.

     В 1116-1118 гг. летопись снова была  переписана. Княживший тогда в  Киеве Владимир Мономах и его  сын Мстислав были недовольны  тем, как Нестор показал роль  в русской истории Святополка, по заказу которого в Киево-Печерском  монастыре и писалась «Повесть  временных лет». Мономах отнял  летописание у печерских монахов  и передал его в свой родовой  Выдубицкий монастырь. Его игумен  Сильвестр и стал автором нового  Свода. Положительные оценки Святополка  были поумерены, а подчеркнуты  все деяния Владимира Мономаха, но основной корпус «Повести  временных лет» остался неизменным. И в дальнейшем Несторов труд  входил непременной составной  частью как в киевское летописание, так и в летописи отдельных  русских княжеств, являясь одной  из связующих нитей для всей  русской культуры.

       В дальнейшем по мере политического  распада Руси и возвышения  отдельных русских центров летописание  стало дробиться. Кроме Киева  и Новгорода появились свои  летописные своды в Смоленске, Пскове, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Владимире-Волынском, Рязани, Чернигове, Переяславле-Русском. В каждом из  них отражались особенности истории  своего края, на первый план  выносились собственные князья. Так, Владимиро-Суздальские летописи  показывали историю правления  Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо; Галицкая  летопись начала XIII в. стала по  существу биографией знаменитого  князя-воина Даниила Галицкого; о  черниговской ветви Рюриковичей  повествовала в основном Черниговская  летопись. И все же и в местном  летописании четко просматривались  общерусские культурные истоки. История каждой земли сопоставлялась  со всей русской историей, «Повесть  временных ле» являлась непременной  частью многих местных летописных  сводов, некоторые из них продолжали  традицию русского летописания XI в. Так, незадолго до монголо-татарского  нашествия, на рубеже ХII-ХIII вв. в Киеве был создан новый летописный свод, в котором отражались события, происходившие в Чернигове, Галиче, Владимиро-Суздальской Руси, Рязани и других русских городах. Видно, что автор свода имел в своем распоряжении летописи различных русских княжеств и использовал их. Хорошо знал летописец и европейскую историю. Он упомянул, например, III крестовый поход Фридриха Барбароссы. В различных русских городах, в том числе в Киеве, в Выдубицком монастыре, создавались целые библиотеки летописных сводов, которые становились источниками для новых исторических сочинений ХII-ХIII вв.

      Сохранение общерусской летописной  традиции показал Владимиро-Суздальский  летописный свод начала XIII в., охвативший  историю страны от легендарного  Кия до Всеволода Большое Гнездо.

Древнейшее произведение русской литературы «Слово  о законе и благодати» написано между 1037 и 1050 гг. священником Илларионом. Используя форму церковной проповеди, он создал политический трактат об отношениях Киевской Руси с хазарами и Византией.

Одно из первых агиографических5 произведений – «Сказание о Борисе и Глебе» - по жанру сильно отличается от канонического жития византийского типа. Это произведение можно считать исторической повестью с точным названием лиц, фактов, мест, где развертывались события.

5. Влияние христианства на древнерусскую  архитектуру.

С христианством на Русь пришел крестово-купольный тип храма, прямоугольный  интерьер которого  рядами столбов делился на продольные части – нефы (3,5 или более), четыре центральных столба соединялись арками, поддерживавшими световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом. Восточная часть здания имела пристройку для

алтаря в виде полукружий – абсид. Поперечное пространство в западной части храма называется притвором или нартексом. Здесь на втором ярусе располагались хоры, где во время богослужения находились князь и его приближенные.

В развитии каменного строительства на Руси главную роль играла византийская строительная школа, унаследовавшая традиции архитектуры Древнего Рима. От древнеримской строительной техники идут приемы кладки из тонкого кирпича – плинфы на известковом с примесью толченой керамики растворе. Из византийской техники были заимствованы и системы расчета конструкций. Первым известным каменным храмом на Руси была церковь Успения Богородицы (989 – 996 гг.), которая рухнула во время взятия Киева монголо-татарами в 1240 г.

Хотя каменное строительство  на Руси велось главным образом византийскими зодчими, эти постройки отличались от византийских. Приезжим мастерам приходилось считаться с заказчиками, воспитанными в традициях деревянного зодчества. Также приходилось использовать и непривычные строительные материалы. В результате древнерусское зодчество уже на ранней стадии имело своеобразный характер и во второй половине XI в. выработало собственные традиции.

6. Живопись Киевской Руси.

Искусство Киевской  Руси связано с религией тематикой, содержанием и формой. Поэтому для него характерно следование канону, т.е. использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиции.  В ряду изобразительных искусств Древнерусского государства первое место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, но и народное искусство повлияло на сложение языка древнерусской живописи. Мозаики покрывали более важную в символическом смысле и наиболее освещенную часть собора – центральный купол, подкупольное пространство, алтарь. Остальная часть храма украшалась фресками. Они изображали сцены из жизни Христа, Богоматери, изображения проповедников, мучеников и др.

В XI в. было создано много произведений станковой живописи – икон.  Киево-Печерский патерик сохранил даже имя знаменитого русского иконописца Алимпия, но большинство произведений этого периода ( XI – нач. XII вв.) не сохранилось.

Особым явлением древнерусской живописи  стало искусство книжной миниатюры. Древнейшая русская рукопись «Остромирово евангелие» (1056 – 1057 гг.) украшена изображениями евангелистов, фигуры которых схожи с фигурами апостолов Софии Киевской.

Информация о работе История древнерусской культуры