Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 21:17, реферат
«Страна Слепых» — так назвал азиатский берег мегарский вождь Визант, ибо только слепые, по его мнению, не могли оценить всех преимуществ европейской части побережья Босфора. Здесь же, в 667 году до нашей эры, в местечке Калхедон, что на противоположном берегу от современного Кадыкёя, он и основал колонию Византии. Город быстро превратился в важный торговый центр и через сто лет был завоеван персами. После освобождения города от персов, Спарта и Афины предпринимали периодические набеги на Византий, носивший стратегический характер в черноморской торговле древних греков. В период гражданской войны в Древней Греции, город был осажден македонским царем Филиппом II. Осада длилась три года, однако, Византий так и не пал.
Московский государственный
Реферат по предмету «Музеи мира»
на тему:
«Стамбул»
Выполнила студентка 3 курса, гр. 11303з
Топталина Юлия
Москва 2013
Стамбул пережил свой «золотой век» в 527 — 565 гг. Город с полумиллионным населением превратился в самый роскошный и могущественный мегаполис эпохи.
Стамбул — столица Нового Рима — Византии, а затем и Османской Империи на протяжении более чем 1600 лет. 120 кайзеров и императоров правили городом в разное время. Корни города уходят глубоко в темные лабиринты мифологии.
«Страна Слепых» — так назвал азиатский берег мегарский вождь Визант, ибо только слепые, по его мнению, не могли оценить всех преимуществ европейской части побережья Босфора. Здесь же, в 667 году до нашей эры, в местечке Калхедон, что на противоположном берегу от современного Кадыкёя, он и основал колонию Византии.
Город быстро превратился в важный торговый центр и через сто лет был завоеван персами. После освобождения города от персов, Спарта и Афины предпринимали периодические набеги на Византий, носивший стратегический характер в черноморской торговле древних греков. В период гражданской войны в Древней Греции, город был осажден македонским царем Филиппом II. Осада длилась три года, однако, Византий так и не пал. Не удалось завоевать город и Александру Македонскому. В196 году Византии был завоеван Септимием Севером и стал частью Римской Империи.
11 мая 330 года от
Рождества Христова на
Наиболее известными произведениями того времени, сохранившимися и по сей день, являются площадь Ипподром, строительство которой было начато еще в 320 году по приказу Римского Императора Септима Севера, обелиск Константина (Чемберлиташ) и Змеиная колонна. Городские стены Теодосия, возведенные в первой половине V века, определяли границы города вплоть до XX века. Константинополь, ставший столицей Нового Рима, пережил свой «золотой век» во время правления Юстиниана (527-565 гг.)
После подавления знаменитого восстания «Ника», когда в ходе уличных боев погибло более 30 тысяч человек, Юстиниан добился того, что Константинополь с его 500 тысячным населением стал самым могущественным и роскошным городом той эпохи.
Римская, Элленическая и Восточная культуры тесно переплелись, образую симбиоз, который свойственен лишь Константинополю. Малая Айя — София, церковь Св. Ирины, Цистерна Базилики и 1001 колонна — памятники, повествующие о могуществе и роскоши того времени. Однако, безусловно самым главным архитектурным памятником Византийской эпохи является храм Айя — София или Св. София. Немотря на внутренние междуусобицы и угрозу быстро распостраняющегося Ислама, Константинополь, вплоть до XIII века, оставался одним из главных торговых центров Средневековья. Именно это обстоятельство и послужило поводом ко множеству убийств и интриг в борьбе за власть.
После поражения Византийской армии под Малазгиртом в 1071 году Малая Азия была завоевана Сельджуками. Это был первый звонок, возвещающий о приближающемся крахе Нового Рима.
В 1204 году Константинополь подвергся самому страшному грабежу в своей истории. Армия крестоносцев четвертого Крестового похода под предводительством Венецианца Энрико Дандоло, миновав укрепительные редуты и бухту Золотого Рога, вошла в город. Грабеж длился 58 дней. Многие произведения искусства были вывезены. Это был конец Великого города Константина и Юстиниана. После непродолжительного правления крестоносцев в 1261 году, город пережил свое второе рождение. Великолепные образцы мозаики и фрески в Карие и мечети Фетхие напоминают о том времени и по сей день.
В 1354 году Османы миновав пролив Дарданеллы, впервые ступили на европейскую землю в Гелиболу. В1361 году столица Османского государства была перенесена из Бурсы в Эдирне. К началу XV века христианский Константинополь, далекий от своего былого могущества, был лишь маленьким островком в безбрежном мусульманском море окружающем его, В 1452 году, за очень короткий срок, была построена крепость Румелихисар. Таким образом, была прервана последняя нить, связывающая Константинополь с Черным морем. Торговля была прекращена — капкан для Византии захлопнулся. Европа, перед лицом происходившего, бездействовала. 29 мая 1453 года янычары Мехмеда Завоевателя вошли в павший после долгой осады город. Самый славный Османский султан, со слов биографа «человек, открывший новую эпоху», видел себя новым правителем мира, новым героем эпосов о подвигах, каковым тогда являлся Александр Македонский. Он провозгласил Константинополь столицей Османского государства и переименовал его в «Истанбул», что в переводе с греческого «ис тин полин» означает «в город».
После падения Османской Империи, в конце Первой Мировой войны, Стамбул был оккупирован союзническими войсками. Освободительная война, начатая под предводительством Мустафы Кемаля Ататюрка принесла стране полную независимость. Ататюрк - видный государственный деятель, реформатор и один из величайших политиков XX века, смог кардинально изменить жизнь своего народа, что не удалось никому из его современников. Он явился инициатором культурной революции, в полном понимании этого слова. Ататюрку удалось совместить традиционный тюркский образ жизни с западным, на гораздо более глубоком уровне, чем может показаться со стороны. В 1923 году Турция была провозглашена Республикой со столицей в Анкаре. Стамбул же остался не только самым большим городом в стране, но и самым особым для турецкой нации. Как сказал один известный поэт в Турции: «Лучшее, что есть в Анкаре — это обратный путь в Стамбул».
Достопримечательности Стамбула
Собор Святой Софии.
Айя-София расположена на площади Султана Ахмеда, напротив мечети Султана Ахмеда. Айя-София 916 лет была церковью и 418 лет мечетью. С 1935 года выполняет функции музея и исторического памятника. Византийские летописцы утверждаюта, что строительство собора было завершено в 360 году при императоре Константине II.
Мало сооружений такого плана доходят до нас в оригинальном виде. Так и в случае с Софийским собором, основанным в четвертом столетии Константином Великим, первым христианским императором и основателем Константинополя. Он назвал город "Новым Римом" и Айя София была одной из нескольких больших церквей, построенных в основных городах империи
Спустя некоторое время
Его сыном Константиусом и императором Теодосиусом Великим на этом же месте был построен новый собор, сожженный дотла во время восстания 532 года, которое получило название Ника. Сегодня ведутся раскопки, и фрагменты того храма находят до сих пор.
Софийский Собор был восстановлен в его существующей форме между 532 и 537 годами под личным наблюдением Императора Юстиниана I.
Это один из самых больших сохранившихся примеров византийской архитектуры, богатой мозаиками и мраморными столбами с орнаментом. После завершения строительства Юстиниан воскликнул: "Соломон, я превзошел Вас!"
Архитекторами церкви был Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, преподаватели геометрии в университете Константинополя. Их работа стала техническим триумфом, даже при том, что структура здания была значительно повреждена сильными землетрясениями. Оригинальный купол разрушился после землетрясения в 558, его заменили лишь в 563. Купол был усилен, но все равно подвергался частичному разрушению в 989 и 1346 годах.
Более 9 столетий Софийский Собор был резиденцией Ортодоксального Патриарха Константинополя и центром проведения церковных советов и имперских церемоний
В 1204 собор подвергся
разрушительному нападению
Несмотря на все эти события, Софийский собор оставался функционирующей церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель вступил в Константинополь. Он был поражен красотой Айя-Софии и немедленно преобразовал ее в свою имперскую мечеть. Айя-София служила основной мечетью Стамбула в течение почти 500 лет, став моделью для многих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как Голубая Мечеть и Сулейман Моск.
С тех пор не было никаких коренных изменений в облике здания, кроме достройки молитвенной ниши, кафедры проповедника и деревянного минарета — этого было достаточно, чтоб сделать церковь мечетью. Некоторое время все лица на мозаиках в церкви были закрыты из-за исламского запрета на фигуративные образы. В последующие столетия султанами был внесен ряд изменений, достроены кухня, фонтан, библиотека.
В 1934, при турецком президенте Кемале Ататюрке, Софийский Собор стал музеем. Молитвенные коврики были удалены, обнажив красивейший мрамор, мозаики были отчищены. Некоторое время здание распадалось, некоторые элементы были перемещены в другие мечети, но все основные мозаики сохранились как раз благодаря тому, что были замазаны глиной.
Миссия ЮНЕСКО в Турцию 1993 года отметила осыпающуюся штукатурку, испачканный мрамор, картины были повреждены влажностью и потолок не отреставрирован. После этого была предпринята масштабная реставрация
Сейчас Софийский собор
— одна из популярнейших
Центром собора стал охвативший
его внутреннее пространство гигантский
купол. Четыре мощные арки высоко держат
его над молящимися. Гибкое движение
криволинейных очертаний
Легко заметить сходство облика Софийского собора и того божественного храмоподобного мироустройства, которое с такой тщательностью описано Василием Великим. Мир как храм - такова была концепция IV века, храм как мир - таков замечательный ответ искусства VI столетия. В эту новую художественную концепцию вовлечены мраморные колонны - любимая форма античного мира, но пластическая сила ордера исчезла, растворившись в созерцании ажурных, парящих круговращаемых форм. Намеренное отрицание низа, опоры сказывается и в почти обязательной прорезанности оснований куполов и полу куполов рядами окон.
Софийский собор велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров). Однако собор кажется еще больше, ибо к центральному пространству присоединяются зоны полу куполов, легко открывающиеся за боковыми колоннадами пространства обоих этажей боковых нефов.
Византийцы считали, что купол Софии подвешен к небесам золотой цепью. Этот эффект византийские архитекторы несомненно учитывали, но вовсе не ради него они оставили фасады Великой церкви без всякой декоративной обработки.
Софийский собор посвящен Премудрости Божией, которая связывается с Логосом, Богом-Словом, Христом. Это как бы самое общее и сущностное посвящение превосходно сочетается с космичностью архитектурной структуры. Религиозное, конечно, главное в содержании художественного образа здания, но сильны и отголоски императорской дворцовой культуры, многие его перспективы, особенно в боковых нефах, напоминают дворцовые залы. Зодчими Софии Константинопольской были два гениальных человека - лучших представителя традиций позднеантичной научной интеллигенции. Один из авторов - Исидор из Милета - великий математик. Другой - Анфимий из Тралл - не только профессиональный архитектор, но и математик, инженер, естествоиспытатель, много занимавшийся расчетом криволинейных поверхностей для зажигательных зеркал. Сплав высочайшей научной и художественной культуры с удивительной по смелости творческой и конструктивной задачей и дал рождение тому явлению в истории мировой культуры, каким стала "Великая церковь", как называли ее современники.
С запада перед Софийским собором находился обширный атриум с фонтаном для омовений: он не сохранился, но уцелели два нартекса, внешний и внутренний, через которые из атриума проходили в церковь. Существовал еще один - торжественный вход, ведший во внутренний нартекс с юга, со стороны Августейона - центральной площади Константинополя, на которой против собора начинался огромный ансамбль Большого императорского дворца, где стояли здание Сената и высокая колонна с конной статуей Юстиниана наверху.
Информация о работе История города Стамбула и его архитектурного облика