Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:45, курсовая работа
Лоскутные работы в русском стиле отличаются особым гармоничным сочетанием, а также умелым использованием в одном изделии тканей разных фактур.
Цель: выполнить творческую работу в технике лоскутного шитья на тему « Красно солнышко».
Объект исследования: лоскутное шитье. Предмет исследования: традиции русского лоскутного шитья.
Цель курсовой работы – выявить мировоззренческие установки, особенности мировосприятия человека Нового времени, способствовавшие формированию и развитию искусства импрессионизма.
ВВЕДНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ………………………………………………………………………
1.1. История лоскутного шитья
1.2. История художественного пэчворка
ГЛАВА 2. КОМБИНИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ ДЕКОРИРОВАНИЯ ТКАНИ В ИСТОРИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА………….
2.1. История художественного квилтинга…………………………
2.2. История декоративного искусства………………………….
2.3. Лоскутное шитье и другие техники декорирования ткани….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки РФ
Нижневартовский Государственный Гуманитарный Университет
Факультет искусств и дизайна
Кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна
Курсовая работа
по дисциплине «История культуры и искусства»
на тему:
ИСТОРИЯ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ
специальности «ДПИиНП»
Гузаирова Ксения Римовна
Научный руководитель:
канд. культурологии, доцент
Адамецкая Татьяна Николаевна
Нижневартовск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДНИЕ……………………………………………………………
ГЛАВА
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА
ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ…………………………………………………………………
1.1. История лоскутного шитья
1.2. История художественного пэчворка
ГЛАВА 2. КОМБИНИРОВАННЫЕ
ТЕХНИКИ ДЕКОРИРОВАНИЯ ТКАНИ
В ИСТОРИИ ДЕКОРАТИВНО-
2.1. История художественного квилтинга…………………………
2.2. История декоративного искусства………………………….
2.3. Лоскутное шитье и другие техники декорирования ткани….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Жизнь каждого человека – это своеобразное лоскутное полотно, где яркие и волшебные мгновения чередуются с серыми и черными днями.
Каждая мастерица как бы творит полотно своей жизни. В этом можно убедиться на работах художниц Татьяны Сапелкиной, Риммы Быбиной, Татьяны Терентьевой, Майи Сысоевой, Нелли Савельевой, Ларисы Денисовой (Президент Ассоциации мастеров лоскутного шитья России).
Воспоминания из детства и юности, о том, как прабабушка учила сшивать лоскуточки между собой, привили любовь к старинному ремеслу. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, по старинке сберегавшие каждый лоскуток. Лоскутное шитье тесно переплетается со многими видами рукоделия – с ткачеством, с вышивкой. Здесь и птицы – символ солнца, и женские фигуры – символ матери-земли, и орнамент – символ засеянного поля. Лягушки, птицы, кони - это изображения, которые часто использовали как символы семейного благополучия и богатства. Птица чаще всего - райская с хохолком и красивым большим хвостом. Нередко изображали и утицу, она присутствует на многих вышивках. А вот женщина с поднятыми руками еще более серьезный символ и оберег. У язычников она - мать сыра-земля, а у христиан этот образ перешел в образ богородицы Оранты, которая защищает от войн и оберегает от несчастий. Крест или солярный знак во многих странах издревле означал символ солнца, на Руси он использовался повсеместно .
Самое трудное в русском лоскутном шитье заключается не в умении резать ткань и сшивать лоскутки, а в умении согласовывать их между собой, подбирать наиболее красивые и гармоничные их сочетания, чувствовать цвет и характер ткани. Русские мастерицы владели этим в совершенстве. Они использовали несложный, но очень верный способ - прикладывали лоскуты друг к другу - и внимательно смотрели, какое сочетание им «глянется», откладывали, а через некоторое время снова смотрели, и, если сочетании цветов им продолжало нравиться, приступали к сборке. Этот прием хорошо известен тем, кто работает с цветом. Так работали мастера в старину, так работают теперь потомственные мастера, научившиеся ткачеству, вышивке или лоскутному шитью от мам и бабушек, так работают профессиональные художники. Народное искусство русского Севера сохранило лучшие национальные традиции лоскутного шитья .
Невозможно объяснить, почему так завораживают и притягивают к себе старые вещи и предметы, какой магической силой обладают старинные вышивки и лоскутные одеяла, непонятна и неразгаданна до конца семантика узоров, созданных несколько веков назад.
Сегодня появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (Шмакова Н.,Сивакова Э.Н., Прилежаева А.Г., Никулина А.А., Чуфаровская А.В., Банакина Л.В.)
Одни увлеченно трудятся созданием лоскутных одеял, черпая вдохновение в национальном искусстве, другие предпочитают шить одежду, привнося в свою работу многообразие приемов шитья и декоративное богатство русского народного костюма. Так или иначе, современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее – с культурным наследием прошлого. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особым гармоничным сочетанием, а также умелым использованием в одном изделии тканей разных фактур.
Цель: выполнить творческую работу в технике лоскутного шитья на тему « Красно солнышко».
Объект исследования: лоскутное шитье.
Предмет исследования: традиции русского лоскутного шитья.
Объектом курсовой работы является культура Нового времени, ее мировоззрение, ценностные, художественные ориентации.
Предмет курсовой работы – импрессионизм как феномен в искусстве XIX века.
Цель курсовой работы – выявить мировоззренческие установки, особенности мировосприятия человека Нового времени, способствовавшие формированию и развитию искусства импрессионизма.
В данном исследовании предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть историю лоскутного шитья
2. Рассмотреть историю художественного пэчворка
3. Рассмотреть историю художественного квилтинга
4. Рассмотреть историю декоративного искусства
5. Рассмотреть лоскутное шитье и другие техники декорирования ткани
Источниковую базу изучение и анализ литературы и художественных произведений.
Среди таких известных видов рукоделия как вязание, вышивание, бисероплетение, макраме и др., особое место занимает шитьё из лоскута, корни которого уходят в далёкое прошлое. Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Первые упоминания о лоскутной технике, как об искусстве соединения нескольких тканей, встречаются в исторических описаниях, датированных ХI веком. Принято считать, что впервые зародилась эта техника в Англии. Поэтому позже стали широко использовать в Америке, Европе и на Руси. Причиной возникновения такого вида рукоделия явилась обыкновенная бедность. Люди вынуждены были из остатков старой одежды изготавливать новую, а также создавать различные изделия необходимые в быту. От традиционного народного ремесла берёт начало сама идея геометрического подбора рисунка различных кусочков тканей. Не исключено, что появление лоскутных орнаментов пришло к нам от древнего искусства создания мозаичных композиций. Недаром шитьё из лоскута называют также “ лоскутной мозаикой ” . Из пестрых и однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции - мозаичные узоры. На лицевой стороне таких композиций нет видимых швов. Лоскутная мозаика - одно из направлений в лоскутной технике.
Шить из лоскутков стали
во второй половине XIX века, когда
появился в продаже дорогой
заморский ситец. Расцвет
В России самодельные ткани
Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.
Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.
Лоскутная мозаика, аппликация и стежка независимо друг от друга существовали почти у всех народов. Самая древняя аппликация, датируемая 980 годом до н. э., была найдена в Египте. Фрагменты стеганых изделий обнаружили при раскопках скифских курганов .
Экономичная лоскутная техника
1.2. История художественного пэчворка
Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — пэчворка. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).
История пэчворка восходит к очень отдаленным временам. Так в музее Булат в Каире выставлен образец орнамента, датированный 980-м годом до нашей эры и выполненный из кусочков кожи газели одной тональности. В Токийском музее костюмов представлена одежда периода Майома Эдо (15б9 - 1867), украшенная узорами из кусочков различной ткани. В IV - IX веках н .э. паломники, совершавшие восхождение к храму (пещера тысячи Будд, находившаяся на древнем шелковом пути), оставляли там кусочки своих одежд. Из этих многочисленных оставленных кусочков служители храма делали ковер, напоминавший о паломничестве множества людей. Ковер этот был обнаружен лишь в 1920-м году археологом сэром Артуром Штейном. Необычайно красивый декоративный покров хранится в Петсамском монастыре (ХIХ век), выполненный в мягких тонах Востока и таинственной Византии. В мае 1540-го года Катерина Ховард, одна из жен Генриха VI3 (английского) получила 23 килта из королевского гардероба в знак благоволения короля перед свадьбой. В Лондонском музее одеял хранятся великолепные изделия, выполненные женами первых поселенцев в Америке.
Очень живучий на Востоке, пэчворк пришел в Европу, вероятно после крестовых походов, когда рыцари привозили из Палестины трофейные флаги, знамена, ковры, выполненные в этой технике и необычайно красивые. Но в Европе техника эта распространялась очень медленно и хорошо оправдывает свою этимологию сделанный из кусочков ткани и труда. Когда в XVIII веке в Северную Америку стали прибывать эмигранты из Англии, Голландии и Германии, они оказались по прибытии в весьма бедственном положении. Денег не хватало даже на покупку новой одежды или ткани для нее. Стоит вспомнить, что в те отдаленные времена путешествие из Старого Света в Новый занимало достаточно много времени!
Но женщины нашли выход из положения. Хорошие куски от старой одежды складывались в мешки, а позже, собравшись вместе, из них шили одежду, одеяла, покрывала, коврики и т.д. Подобная работа объединяла людей, оторванных от родного крова, от своих корней. А возникший энтузиазм, вдохновение, позволяли создавать подлинные шедевры. Ведь жены английских пуритан, прибывших на берега Америки, привезли с собой не только любовь к уюту и мастерство вышивки, известной в Англии уже в XIII веке, но и умение экономить.