История расовых классификаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 11:45, реферат

Описание работы

Современный расовый облик человечества образовался в результате сложного исторического развития расовых групп, живших обособленно и смешивавшихся, эволюционировавших, исчезавших. Для нас представляет особую важность изучение всего того, что мы можем узнать о человеческих расах, чтобы понять то, что же в действительности определяет человеческую расу. Даже без посторонней подсказки, наблюдая, можно убедиться, что люди в мире разделены на различные группы. Члены каждой из них некоторым образом более близко связаны друг с другом, чем с членами другой группы. По этой причине они и похожи друг на друга больше, чем на остальных.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
1. Определение понятия «раса»………………………………………………
2. История классификаций…………………………………………………….
3. Классификация человеческих рас……………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Литература

Файлы: 1 файл

раса классификация.docx

— 37.88 Кб (Скачать файл)

  Надо отметить, что многие антропологи не согласны с группировкой ряда рас в схеме Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина. Например, рядом оказались австралийская и бушменская расы, общих расовых черт у которых практически нет. Создатели этой классификации ясно понимали условность предлагаемой схемы и особо отметили ее в сопровождающем тексте. Проблема единого масштаба расстояний между расами одного порядка обсуждалась авторами, но не могла быть полностью решена на имевшемся тогда материале (как, впрочем, не может быть решена и сейчас).

  При большом количестве разных классификаций у исследователей существует некое «молчаливое» согласие по многим отдельным антропологическим типам и их группировке в более крупные подразделения.

  Таким образом, можно видеть, что создание расовой классификации представляется весьма сложной задачей. Тогда как основные, или большие, расы совпадают в большинстве классификаций, конечные деления классификаций часто заметно отличаются. Общепринятой расовой классификации не существует, и это является очевидным следствием непрерывности биологической изменчивости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Заключение

   Существующее биологическое разнообразие человечества может быть описано на популяционном уровне при помощи выделения особых антропологических категорий - человеческих рас. Биологические расовые признаки не связаны напрямую с признаками культуры, языка и хозяйственного типа. Иногда наблюдающиеся параллели этих аспектов полностью обусловлены исторической связью.

   Расовые классификации, построенные по разным системам признаков далеко не всегда совпадают. Это объясняется разным временем и разной историей формирования систем признаков, входящих в каждую из этих классификаций и используемых в целях получения информации исторического характера. В то же время различные системы хорошо дополняют друг друга в комплексном популяционном анализе и свидетельствуют об определенной их территориальной приуроченности. Между расами человека существует значительное количество плавных переходов, а популяционная сущность расы не позволяет корректно оперировать этим термином в отношении конкретных индивидов.

  В истории человечества не было момента существования "чистых" рас в понимании полигенистов. Среди современного человечества нет также "высших" и "низших", "древних" и "новых" рас. Все расы равны по своей жизнеспособности, по своим интеллектуальным возможностям. Вероятные же различия в интенсивности нервных процессов отражают специфику приспособления к условиям внешней среды и не касаются интеллекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Список литературы

 

 

 

1. Алексеев В.П. География человеческих рас. М.: «Мысль», 1974.

2. Азимов А. Расы и народы. М.: Центрполиграф, 2005

3. Антропология. Хрестоматия. Авторы-составители:  Россолимо Т.Е., Рыбалов Л.Б., Москвина-Тарханова  И.А. М.: Изд-во «Институт практической  психологии», 1998.

4. Богатенков Д.В., Дробышевский С.В. Введение в антропологию. // http://www.ido.edu.ru/psychology/anthropology

5. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М.: Наука, 1980.

6. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология, М., Высшая школа, 1978.

7. Семенов Ю.И. Этносы, нации,  расы // Социальная философия. Курс  лекций. Учебник. - Под ред. И.А.Гобозова. М., 2003.

8. Хрисанфова Е.Н. и Перевозчиков И.В. Антропология: учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На протяжении длительного  времени в антропологии господствовали представления о значимости расовой  дифференцировки человечества и  о большой роли естественного  отбора в формировании основных расовых  признаков. Применение методов молекулярной антропологии в значительной степени  изменило представление о расах  и расогенезе.

Морфологические и  в меньшей степени физиологические  признаки дают возможность выделить внутри человечества три основные большие расы: европеидную, австрало-негроидную и монголоидную.

Европеоиды имеют светлую или смуглую кожу, прямые или волнистые волосы, узкий выступающий нос, тонкие губы и развитый волосяной покров на лице и теле. У монголоидов кожа также может быть как светлой, так и темной, волосы обычно прямые, жесткие, темно пигментированные, косой разрез глаз и эпикант («третье веко»). Негроиды характеризуются темной кожей, курчавыми или волнистыми волосами, толстыми губами и широким, слегка выступающим носом. Имеются отличия рас и по некоторым физиологическим и биохимическим показателям: интенсивность потоотделения с единицы площади кожи у негроидов выше, чем у европеоидов, средние показатели уровня холестерина в плазме крови наиболее велики у европеоидов.

В рамках каждой большой  расы выделяются отдельные антропологические  типы с устойчивыми комплексами  признаков, называющиеся малыми расами. Существует три основных подхода к классификации рас: без учета их происхождения, с учетом происхождения и родства и на основе популяционной концепции. В соответствии с первым подходом три большие расы включают в себя 22 малые, причем между большими расами располагаются по две переходные малые. Схема расовой классификации изображается при этом в виде круга (рис. 15.7). Несмотря на то что при такой классификации не учитывается происхождение рас, само существование малых переходных рас, сочетающих в себе одновременно признаки двух больших рас (эфиопская, южносибирская, уральская и т.д.), свидетельствует, с одной стороны, о динамизме расовых комплексов признаков, а с другой — об условности членения человечества даже на большие расы.

Гибридизация ДНК  между большими выборками представителей малых рас в рамках одной большой  показала высокую степень гомологии  нуклеотидных последовательностей. Гибридизация ДНК представителей пар разных больших  рас выявляет их значительную отдаленность друг от друга. Изучение гомологии нуклеотидных последовательностей западных европеоидов  и представителей малой уральской  расы и центрально-азиатских монголоидов с той же самой уральской расой дает среднее значение. Эти данные свидетельствуют о том, что переходные малые расы совмещают в себе не только морфологические признаки в соответствии с их промежуточным положением, но оказываются промежуточными и в отношении генетическом. Из этого следует, что они либо гибридогенны, либо сохранили в своей организации более древние черты, характерные для этапа существования человечества, предшествующего формированию больших рас.

Классификация с  учетом происхождения рас изображается в виде эволюционного древа с  коротким общим стволом и расходящимися  от него ветвями (рис. 15.8). В основе таких  классификаций лежит обнаружение  черт архаизма и эволюционной продвинутости  отдельных рас, в соответствии с чем разные большие и малые расы занимают разное положение на ветвях такого древа. Выявление архаичных и прогрессивных черт среди морфологических признаков носит субъективный характер, благодаря чему схемы расовых классификаций такого рода очень многообразны. Но самым большим недостатком подхода к классификации рас исходя из их происхождения является попытка расположить расы на разных уровнях эволюционного древа, т.е. признание их биологической неравноценности.

Кроме того, данные палеоантропологических исследований показывают, что вплоть до верхнего палеолита на территориях, обитаемых  людьми, практически нигде не сформировались расовые типы человека, с которыми были бы генетически связаны современные  большие расы. Это подтверждает анализ верхнепалеолитических находок  скелетов людей современного физического  типа из сунгирских погребений (Россия), живших приблизительно 26 тыс. лет назад. Все черепа, принадлежащие им, характеризуются  мозаичным сочетанием расовых признаков  и не могут быть отнесены ни к  одной из современных рас. Этим данным соответствует и описание ископаемого  скелета из Южной Калифорнии, пролежавшего в земле 21,5 тыс. лет и характеризующегося отсутствием выраженных монголоидных черт, несмотря на то что аборигенным населением Америки являются монголоиды.

Только более  поздние мезолитические находки  свидетельствуют о формировании у человека расовых признаков. Так, известны мезолитические черепа с территории Северной Африки возрастом 10—8 тыс. лет  с явными признаками не просто негроидной, а малой эфиопской расы. Сходные  данные получены на территории Европы и в других регионах. Все это  указывает на то, что процесс формирования расовых признаков — довольно поздний, идущий параллельно в разных регионах на рубеже верхнего палеолита  — мезолита на фоне исходной разнородности  расовых признаков у человека современного физического типа.

Первичное появление  на протяжении эволюции признаков малых, а не больших рас позволяет  сделать вывод о том, что европеоидная, монголоидная и негроидная расы имеют мозаичное происхождение и представляют собой крупные популяции, объединенные не столько общностью происхождения, сколько климатогеографическими характеристиками условий существования и адаптивностью большинства основных признаков.

Это заключение хорошо согласуется  с популяционной концепцией рас. Суть ее заключается в следующем. Если принять, что большие расы человека представляют собой огромные популяции, то малые расы — субпопуляции больших, локальные естественные общности людей внутри которых — конкретные этнические образования (нации, народности) — являются более малыми популяциями. Если предположить при этом, намеренно упрощая ситуацию, что этносы не разделяются на элементарные популяции, и считать их просто состоящими из конкретных особей, то получится сложная структура, включающая в себя четыре уровня иерархии (рис. 15.9).


Информация о работе История расовых классификаций