Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 09:19, реферат
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
«Венский сецессион» раннего периода (Wiener Werkstätte); функциональный индустриальный дизайн
примитивное искусство Африки, Египта и индейцев Центральной Америки
древнегреческое искусство (период архаика) — наименее натуралистичное из всех
«Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже — эскизы костюмов и декораций работы Льва Бакста
граненые, кристаллические, фацеточные формы кубизма и футуризма
колористическая палитра фовизма
строгие формы неоклассицизма: Буле (Étienne-Louis Boullée) и Шинкель, Карл Фридрих
Эпоха Джаза
растительные и животные мотивы и формы; тропическая растительность; зиккураты; кристаллы; колористическая черно-белая гамма клавиш рояля (т. н."sunburst")
гибкие и атлетичные формы женщин-спортсменок, которых стало очень много; острые углы коротких стрижек у представительниц клубной жизни — флапперов («flapper»)
технологические достижения «Века машин» — такие как радио и небоскребы
Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Мы видим смелое применение зигзагообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла (Radio City Music Hall) и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» (Ile de France) и «Нормандия» (Normandie). Ар-деко был стилем роскошным, и считается, что это роскошество — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.
Стилевым направлением, которое
развивалось параллельно с ар-
Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.
Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х гг. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х гг. было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 30-х гг. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.
[править]
Ар-деко и архитектура СССР
Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 30-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из источником сталинской архитектуры. С сильным влиянием этого стиля были построены новое здание Всесоюзной Государственной библиотеки им. Ленина, ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»).
Арт Деко – утончённо элегантный стиль новой эпохи XX века, зародившийся во Франции в 1908-1912 годы и достигший расцвета в период между первой и второй мировыми войнами. Наименование произошло от сокращения названия международной выставки декоративных искусств Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes, прошедшей в 1925 году во Франции. Лёгкий и изящный, этот стиль получил широкое распространение во многих европейских странах и в США.
Арт Деко по праву называют «последним шикарным стилем европейских столиц». В 20-е годы XX века именно в этом стиле выполнялись роскошные интерьеры океанских лайнеров и дорогих отелей. Одновременно используя неоклассические формы, асимметричность и прямолинейность, он в то же время сочетает в себе темы модерна – грациозные и обтекаемые линии, необычные сочетания экзотических материалов, восточных и европейских мотивов, современных шедевров искусства с элементами старины.
Многие формы интерьера в стиле Арт Деко, такие, как первые обтекаемые стулья и кресла из стальных трубок, были заимствованы у силуэтов новейших автомобилей, кораблей, локомотивов. Соединяя несоединимое, этот стиль объединяет стремление к развитию новых технологий с ориентацией на прошлое. Геометрические формы и стремительные линии соседствуют с монументальностью и элегантностью. Данному стилю характерно преимущественно эксклюзивное изготовление предметов, этнические аксессуары, использование дорогих и ценных материалов – слоновая кость, бронза, кристаллы, серебро, экзотическая древесина, как, например, пальмовое дерево – проко.
Для мебели Арт Деко уместно светлое дерево, кожа (качественный кожзаменитель). Из материалов используются мрамор, стекло, керамика, ткани и ковры с необычным геометрическим рисунком, также широко применяется хромирование всех видов домашнего оборудования. Главное – это эффектность, сочетание строгих прямых линий и роскошных элементов декора, яркость необычных цветовых сочетаний.
В настоящее время Арт Деко вновь обретает популярность. В данном стиле, например, выполнены интерьеры гостиницы «Астория» в Санкт-Петербурге. Как и в прошлом веке, этот стиль могут позволить себе состоятельные люди со сложившимися жизненными предпочтениями. В общественной архитектуре в стиле Арт Деко может быть оформлен интерьер дорогого бутика, ресторана, отеля и т.п.
Арт Деко, роскошный, утонченно элегантный и элитный стиль трансатлантических лайнеров межвоенного периода двадцатого века, сегодня снова входит в моду.
Арт Деко (Ар Деко, Art Deco) появился как стиль в 1908-1912 годы, а расцвета достиг между 1925 и 1935 годами прошлого века. Наименование произошло от своеобразного сокращения названия международной выставки декоративных искусств и ремесел Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes, которая прошла в 1925 году во Франции. А вот уже термином, обозначающим художественный стиль, Арт Деко стал в 1966-м году, после возрождения этой выставки в Париже.
До этого такой стиль называли "джазовый модерн", "зигзаг модерн", "обтекаемый модерн" - последний термин относится к формам, базировавшимся на обтекаемых силуэтах автомобилей, кораблей и самолетов.
В период своего расцвета Арт Деко получил широкое распространение в США, Франции и других европейских странах. Это стиль, сочетающий в себе классичность, асимметричность и прямолинейность. В то же время он продолжает излюбленные темы и мотивы модерна - извилистые линии, необычное сочетание дорогих и экзотических материалов, изображение фантастических существ, формы волн, раковин, драконов и павлинов, лебединых шей и томных женщин. Арт Деко называют одним из художественных стилей, соединяющих несоединимое. Этот стиль отрицает аскетизм, чужд минимализму, он сознательно ориентирован в прошлое, стремится к роскоши и зачастую воплощается в сочетании экзотического и примитивного искусств.
Интерьер в стиле Арт Деко может современно и необычно сочетать восточные или индейские мотивы, элементы старины с совершенно новыми шедеврами искусства.
Используя одновременно неоклассические формы и обтекаемость, грациозность и игривость декора в стиле модерн, Арт Деко является воплощением монументальности и элегантности. Сегодня этот стиль по праву считается синонимом роскоши и эффектности.
Приверженцы этого
стиля игнорируют массовое
Интерьеры, оформленные в стиле Арт Деко, часто не имеют законченной композиции, а представляют сумму отдельных составляющих, причем каждая из них – эксклюзив или предмет искусства.
Для интерьеров Арт Деко характерны прямые и ломаные линии, четкость и графичность форм. Из материалов используются ткани, стекло, бронза, керамика, ковры с необычными геометрическими узорами. Кроме того, хорошо подходят веера, фонтаны, подиумы, кованые решетки. Мебель в основном из светлой древесины, отделанная кожей. Для отделки широко используется мрамор, стекло и хромирование для всех видов домашнего оборудования.
Начавшись с упоения роскошью и орнаментом, впоследствии Арт Деко прибавил к этому элементы функционального дизайна. Именно этому стилю принадлежит создание первых обтекаемых стульев и кресел из стальных трубок. Выразительные формы "технического дизайна" были заимствованы у новейших моделей автомобилей и локомотивов. Поэтому сегодня новейшие образцы аудио- и видеотехники становятся непременными атрибутами интерьеров в стиле Арт Деко. Плазменные панели, домашние кинотеатры великолепно сочетаются с мраморными столешницами и богатыми бархатными драпировками. Деревянная мебель с хромированными ручками, стеклянные поверхности и дорогая кожа, олицетворяющие современный автомобильный и авиационный дизайн, – вот источники вдохновения этого стиля. Плюс всевозможные драгоценные украшения, курительные и питейные аксессуары, хромированная кухонная посуда. Арт Деко – это полет фантазии и воплощение роскошной функциональности.
Осознание прошлого необходимо перед его возвращением. В сущности, мы снова живем в эпоху Арт Деко – период между двумя войнами. Ощущение надвигающейся третьей мировой превращает любой акт искусства в «пир накануне чумы». Стало быть, Арт Деко должен вновь победоносно вернуться в искусство, музыку, живопись и архитектуру.
Функционализм
ФУНКЦИОНАЛИ́ЗМ, ИЛИ ИНТЕРНАЦИОНА́ЛЬНЫЙ СТИЛЬ (нем. Funktionalismus от лат. Functio — "исполнение, совершение") — течение в западноевропейской, а затем и в американской архитектуре, оформлении интерьера и мебели начала XX в. Функционализм сформировался на основе движения конструктивизма и авангардного искусства 1910—1920-х гг. и оформился в качестве течения в 1930-х гг. Предпосылки складывались еще в середине XIX в. в деятельности участников движения "Искусства и ремесла" У. Морриса, в теориях Дж. Раскина (см. прерафаэлиты) и Г. Земпера (см. Виктории и Альберта музей в Лондоне; "Практическая эстетика"). После Всемирной выставки в Лондоне в 1851 г. набирало силу антиэклектическое движение (см. Историзм; эклектика), появилось слово "дизайн". В русле "рациональной архитектуры" работали английские художники-декораторы К. Дрессер (1834—1904), опубликовавший в 1871 г. статью "Принципы дизайна", и О. Джонс (1809—1874), автор книги "Грамматика орнамента" (1856; см. орнамент; рационализм). Одним из первых теоретиков функционализма был ученик О. Вагнера (см. "Венские мастерские"; венский модерн) австрийский архитектор Л. Бауэр (1872—1938). В 1898 г. он сформулировал принцип "абсолютной целесообразности", согласно которому соответствие внешней формы предмета его утилитарной функции создает "абсолютную красоту" (см. красота). По теории Бауэра, все исторические художественные стили отражают изменяющееся во времени, несовершенное (относительное) представление о прекрасном. Абсолютно целесообразным и, следовательно, абсолютно прекрасным было только античное искусство. В Германии последователем Бауэра был Херманн Мутезиус (1861—1927). В 1896—1903 гг. он работал в Англии, изучал архитектуру традиционного английского дома (см. "староанглийский стиль"), участвовал в движении "Искусства и ремесла". В 1907 г. был в числе основателей Германского Веркбунда — союза художников и промышленников. В Австрии идеи функционализма исповедовал архитектор Адольф Лоос (1870—1933), он выступал против "декоративизма", любых форм орнамента и "фасадничества" в архитектуре (см. орнамент). По признанию последователя новой концепции архитектуры Ле Корбюзье (см. пуризм), с появлением А. Лооса "кончился сентиментальный период". Форма определяется только конструкцией, которая, в свою очередь, жестко обусловлена функцией предмета (отсюда название течения). Подобная концепция предполагает, что определенной функции соответствует одна-единственная оптимальная (рациональная) форма. Традиционное искусство архитектуры, таким образом, подменяется исключительно утилитарным формообразованием, превращается в разновидность технической деятельности. Слово "искусство" окончательно исчезло из лексикона архитекторов и дизайнеров. Его заменил термин "деловая", или "предметная" деятельность (нем. Sachlichkeit). Средоточием немецкого функционализма стали берлинская мастерская Петера Беренса (1868—1940) и школа Баухауз в Ваймаре, созданная в 1919 г. учеником Беренса, архитектором, педагогом и теоретиком Вальтером Гропиусом (1883—1969). В 1924 г. Веркбунд организовал в Мюнхене выставку промышленных изделий под названием «Form ohne Ornament" ("Форма без орнамента"). В 1930 г. — такую же выставку в Париже. На примере эволюции теоретических концепций и учебных программ Баухауза можно проследить эволюцию идей функционализма. Первый этап: формальный, или романтический, заключался в поиске формальных основ "чистой" функциональной формы (см. также "Золотое сечение"). Второй этап: социальный (утопические программы Баухауза по переустройству общества на основе функциональной архитектуры; сравн. "производственное искусство"; супрематизм). Третий этап: эстетический. Иллюстрацией этого этапа может служить теория Л. Мохой-Надь (см. Баухауз), заключающаяся в том, что гармония есть не эстетическая формула абсолютной красоты, а исходное условие свободного функционирования любой вещи. Гармония (соответствие формы предмета своей функции) позволяет обрести каждой вещи свободу движения, функционирования и развития. Идеи первого этапа развития функционализма сформулировал французский архитектор Ле Корбюзье: дом должен быть ни чем иным, как "машиной для жилья", стул — "аппаратом для сидения", ваза — только емкостью. Эти принципы реализовал Л. Мис ван дер Роэ в архитектуре Нового Света (см. небоскребы). Новый "стиль" назвали вскоре интернациональным, поскольку принципы функционализма исключали из области архитектуры, дизайна и традиционного прикладного искусства любые исторические, культурные, этнические традиции. Абсолютизация функционально-конструктивной основы композиции (см. конструкция; конструктивизм) приводила к тому, что работа проектировщика оказывалась не только вне художественного творчества, но и вне универсальной духовности, которая принципиально связана с историчностью человеческого мышления. Поэтому функционализм можно считать одним из самых последовательных проявлений авангардизма. Новые города заполнили "функциональные коробки" из стекла, стали и бетона, которые не обладали даже элементарной тектоничностью: без верха и низа их можно было ставить вертикально, горизонтально, комбинировать в любых сочетаниях — ни содержание, ни форма от этого не менялись. Вместе с устаревшим декором из архитектуры был выброшен гуманистический смысл. Зимой люди мерзли в "стеклянных емкостях", а летом изнывали под лучами солнца (см. чикагская школа). Духовный вакуум попытались заменить философией "функциональной формы". Ле Корбюзье предложил обществу не только новую социальную модель ("жилая единица", или дом-коммуна в Марселе; 1947—1952), но и религию "чистой формы", обусловленной только функцией. Идеально-стандартизированная форма должна была возместить образные представления человека о мире. Однако "нигилистический идеализм" не мог существовать долго. После этапа функционального пуризма наступил период стилизаций под функциональную архитектуру — поверхностное следование стандартам, символизирующим определенный имидж (англ. image — "образ, стереотип поведения"; сравн. стайлинг). Кризис функциональной архитектуры привел ее апологетов А. Аалто, Э. Сааринена, Э. Мендельсона, Ф. Л. Райта, Ле Корбюзье к идеям нового экспрессионизма и "органической архитектуры". Весьма прозорливо приговор функционализму вынес французский критик Р. Ла Сизеран еще в 1904 г.: "Если здание — это только средство закрыть для себя небо и землю — это не архитектура, а открытые железные стойки — опора, но не поддержка... одни голые ветки..."1
Функционализм
Перевод
Функционализм
направление в зарубежном зодчестве 20 в., основанное на утверждении первичности функции (утилитарно-практические назначения) произведения архитектуры по отношению к его форме.
Во
2-й половине 19 в. принцип целесообразной
формы, соединённой с
Систему
идей американского «
Выдвинутая Салливеном формула «форму определяет функция» в середине 1920-х гг. была подхвачена западно-европейскими архитекторами, сторонниками Рационализма, полемически упростившими её содержание, сведя его к первичности утилитарного по отношению к эстетическому. Основанные на этой формуле принципы функциональности разрабатывались и пропагандировались Ле Корбюзье во Франции, а наиболее последовательно — архитекторами, связанными с «Баухаузом» в Германии (В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Х. Мейер и др.). Идеи целесообразного конструирования жизненной среды связывались с социальной утопией «жизнестроительства», создания материальных форм, которые могли бы способствовать «разумному преобразованию» капиталистического общества.
На
структуру построек