Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:58, реферат
Иногда конец хвоста заостряли; он был твердый, как кость, при ударе рассекал кожу и вонзался в тело. Но от крови ремень скоро размягчался; потому после нескольких ударов кнут меняли. Иногда вместо одного ремня на конце привешивали три. Наказывали кнутом различно: били просто, били на козле, били в проводку по торгам. В первом случае преступник обхватывал руками шею и ложился на спину помощника палача; этот помощник крепко держал наказываемого за руки. Ноги преступника связывала веревка, конец ее держал другой помощник, становившийся лицом к первому. Палач, или кнутовой мастер, отходил от преступника шага на три, припрыгивал и со всего размаха рассекал спину».
Введение. 3
I. Преступления и наказания 5
I.1. Виды преступлений. 7
I.2 Виды наказаний. Смертная казнь. 9
I.3. Телесные наказания 12
II. Палачи 14
III. Создание и развитие специализированных полицейских органов России (первая половина XVIII века). 16
Заключение. 18
Список литературы. 19
Оглавление
Введение. 3
I. Преступления и наказания 5
I.1. Виды преступлений. 7
I.2 Виды наказаний. Смертная казнь. 9
I.3. Телесные наказания 12
II. Палачи 14
III. Создание и развитие специализированных полицейских органов России (первая половина XVIII века). 16
Заключение. 18
Список литературы. 19
Драматург, режиссер, историк и теоретик театра, эстет, преклонявшийся перед Оскаром Уайльдом, пианист, учившийся у Н А. Римского-Корсакова и А К. Глазунова, глашатай идеи «театрализации быта», работавший с В Э. Мейерхольдом, М М. Фокиным и Н Ф. Балиевым, одна из ключевых фигур богемного Петербурга 1910-х годов, постановщик величественного по своим масштабам многотысячного зрелища «Взятие Зимнего дворца», зачинатель советского революционного театра, эмигрант, окончивший свои дни в Париже, предтеча «театра абсурда» и психодрамы второй половины XX века, Николай Николаевич Евреинов должен был стать юристом. В 1892 — 1901 годах он учился в Петербургском училище правоведения, которое окончил с серебряной медалью и чином титулярного советника, а затем тринадцать лет служил в Министерстве юстиции и Министерстве путей сообщения.
«История телесных наказаний в России», напечатанная Евреиновым в 1913 году, — его выпускное сочинение-реферат, «переработанное и дополненное». Свое желание опубликовать давнюю студенческую работу автор объяснил неизменной для России актуальностью затронутой им темы: «Вся жизнь народа проходила под вечным страхом истязания: пороли родители дома, порол учитель в школе, порол помещик на конюшне, пороли хозяева ремесел, пороли офицеры, становые, волостные судьи, казаки. И, конечно, эти стоны не могут пройти бесследно в истории русского народа для тех, в чьих жилах до сих пор течет кровь озверевших, униженных, кровь притупевших от долгого позора, кровь пугливых не столько перед муками совести, сколько перед мукой физической. Отмена телесных наказаний не ознаменовала отмену привычки и страсти к ручным расправам. Пробегая мрачные страницы истории телесных наказаний, мы убеждаемся с каждой строкой, что из бездны не выкарабкиваются сразу и что переход от тьмы к свету невозможен без промежутка ослепления».
Между тем написанный из самых высоких побуждений труд местами напоминает пособие начинающего экзекутора, особенно там, где речь идет о различных способах истязаний и орудиях пыток: «Кнут состоял из толстой деревянной рукоятки, к которой прикрепляли упругий столбец из кожи с кожаной петлей на конце. К этому концу привязывали хвост, сделанный из широкого ремня толстой сыромятной кожи, согнутой вдоль наподобие желобка и так засушенной. Иногда конец хвоста заостряли; он был твердый, как кость, при ударе рассекал кожу и вонзался в тело. Но от крови ремень скоро размягчался; потому после нескольких ударов кнут меняли. Иногда вместо одного ремня на конце привешивали три. Наказывали кнутом различно: били просто, били на козле, били в проводку по торгам. В первом случае преступник обхватывал руками шею и ложился на спину помощника палача; этот помощник крепко держал наказываемого за руки. Ноги преступника связывала веревка, конец ее держал другой помощник, становившийся лицом к первому. Палач, или кнутовой мастер, отходил от преступника шага на три, припрыгивал и со всего размаха рассекал спину».
Не менее подробные описания имеются и в других разделах исследования: «Сечение рук и пальцев», «Резание носов и ноздрей», «Батоги», «Клеймение», «Закапывание», «Подвешивание за ребро», «Заливание горла металлом»...1
Как ни удивительно, но лишение
свободы в виде заключения в тюрьму
долгое время было одним из самых
малораспространенных мер наказания
на Руси.
Княжеские
и все прочие суды совершались скоро, без
ненужной волокиты, поэтому не было нужды
долго держать преступника за решеткой.
Его просто связывали, сажали на сутки-другие
в какой-нибудь погреб, подклеть или баню
и приставляли стражника, чтоб не сбежал,
только и всего. Строить для этого специальные
тюрьмы не было никакой необходимости.
Действовали законы простые и понятные,
которые в сущности сводились к несложной
формуле: "око за око, зуб за зуб".
Более того, пострадавший мог без всякого
суда разобраться с обидчиком на месте
преступления, не обращаясь к властям.
К примеру, одна из статей Русской Правды
(начало XI века) звучала так: "Кого застанут
ночью у клети или на каком воровстве,
могут убить как собаку".2 А многие преступления вообще
не подлежали наказанию, даже убийство,
если оно совершено было при смягчающих
вину обстоятельствах - в состоянии опьянения.
Некий Гаркуша, в пьяном виде повздорив
с приятелем, ударил обидчика медным ковшом
по голове и зашиб его до смерти, но был
совершенно оправдан на другой же день
после этого, поскольку дело это было,
как написано, - "на пиру явлено". Любопытно,
что пьянство стало признаваться отягчающим
вину обстоятельством только в начале
XVIII века. Тяжелой обидой на Руси считалось
нанесение увечий, отсечение руки или
ноги. Сделавший это, если вина его была
доказана, подвергался точно такой же
участи - ему тоже, вместо того чтобы давать
срок и сажать в тюрьму, без всякой жалости
отрубали руку или ногу. Строго наказывалось
оскорбление действием, которое называлось
тогда "преступлением против чести",
сейчас бы мы назвали это злостным хулиганством
- "удар мечом в ножнах, или рогом, или
жердью, или вырывание усов и бороды".
Преступника тоже никуда не сажали, просто
по приговору суда пострадавший отвечал
ему тем же - рвал бороду или же ударял
"рогом или жердью". Если же в результате
судебного разбирательства ни одна из
сторон не могла доказать своей правоты,
тогда назначалось "поле". Поединок
и его результат считался видом судебного
доказательства. Кто победит, тот и прав.
Оцепляли цепями небольшую площадку, вроде
ринга, и противники сходились в честном
бою. Обычно дрались в присутствии друзей
и болельщиков с той и с другой стороны,
которые криками подбадривали соперников.
Зрелище было увлекательным, поскольку
"дерутся в потасовку, кулаками, батогами
и дубинами..." Те, кто сам был не способен
драться (женщины, больные, старики и т.п.),
имели право нанять бойца. Но тут строго
следили за тем, чтобы это был не профессиональный
боец, чтобы дрался он без хитростей и
без приемов.
Бывали случаи, когда
женщина не могла или не желала найти бойца,
который мог бы постоять за нее, и тогда
она сама выходила на поединок. Так, вдова
одного княжеского дружинника Феодосья
победила в поединке на мечах какого-то
поляка Гонтковского. Но для таких случаев,
когда на поединок выходила женщина против
мужчины, существовали особые правила
- мужчина должен был сражаться с ней, стоя
по пояс в специально вырытой яме.3
Главная суть наказаний
сводилась к тому, что, во-первых, возмездие
за преступление наступало скоро и неотвратимо,
а во-вторых, само наказание производилось,
как правило, публично, при большом стечении
народа, для устрашения и назидания собравшихся,
дабы другим было неповадно. Видов наказания
было великое множество - повешение, сажание
на кол, отрубание головы, битье батогами
и кнутами, вырывание ноздрей, утопление,
сожжение, закапывание в яму и т.д., всего
не перечислить, но очень долгое время
суды на Руси не выносили такого самого
распространенного ныне приговора, как
- лишение свободы. Потому и не было никаких
специальных тюрем и никто не думал их
строить вплоть до середины XVII века.
1. Преступления
против религии. Сюда относились идолопоклонство
и чародейство, которые до Петра I карались
смертью через сожжение, если доказывалось,
что подсудимый общался с дьяволом. При
отсутствии таких доказательств применялось
тюремное заключение и телесное наказание. Петром
I смертная казнь была заменена ссылкой
на каторгу, на галеры, а еще позднее - битьем
плетьми и кнутом. За богохульство отрезался
язык. Появление в церкви в пьяном виде
наказывалось штрафом или тюрьмой. За разрытие
могилы - смертная казнь. Наказывалась
также штрафом неявка на молитву, несоблюдение
поста, уклонение от исповеди. Наказаниям
подвергались хозяева, которые открывали
кабаки до окончания церковной службы.4
2. Государственные
преступления Вооруженное восстание против
властей наказывалось четвертованием.
То же самое за подготовку убийства царя. За
устное оскорбление царя отрубалась голова.
Бунтовщики и возмутители государственного
порядка приговаривались к повешению.
3. Должностные
преступления. За взятку - смертная казнь,
телесные наказания, конфискация имущества.
Чиновникам запрещалось носить слишком
дорогие вещи - серебро, золото, меха. За
это налагались крупные штрафы. Если служилый
человек не поймал преступника, которого
можно было поймать, то в таком случае
он наказывался так же, как должен был
быть наказан не пойманный им преступник.
4. Преступления против суда. Лжеприсяга
и лжесвидетельство наказывались отсечением
двух пальцев и ссылкой на каторгу. Те,
кого хоть раз в этом уличили, не допускались
больше ни к должностям, ни в свидетели. 5
5. Преступления
против благочиния. Укрывательство преступников
каралось смертью. Содержание притонов,
распевание непристойных песен, матерщина
тоже являлись преступлениями. Запрещались
азартные игры, при этом все деньги конфисковались,
а игроки вдобавок штрафовались. Запрещалось
нищенство. Нищие отсылались в монастыри,
а подающие милостыню подвергались штрафу. Строго
наказывался обман покупателей, обвес,
подделка гирь.
6. Преступления против личности. За умышленное
убийство - отсечение головы, за неосторожное
убийство - тюремное заключение, шпицрутены
(толстые прутья, которыми били преступника,
прогоняя его сквозь строй), штрафы. Случайное
убийство прощалось, но врач, который по
неосторожности умертвил больного, подвергался
смертной казни.
За заказное убийство
- к примеру, отравление отца, матери, ребенка
или офицера - полагалась одна из самых
страшных казней - колесование.
За нанесение увечья
отсекали руку преступнику. Также отсечение
руки присуждалось за удар палкой или
тростью.
За легкие телесные
повреждения, удар ножом виновника ставили
под виселицу, прибивали ему руки к плахе
тем ножом, которым он совершил преступление,
и так держали в течение часа, после чего
освобождали и били шпицрутенами.
За явную клевету
сажали в тюрьму на полгода. Если клевета
была не устной, а в письменном виде, то
ее автор подвергался наказанию, предусмотренному
за преступление, в котором он обвинял
свою жертву.
Оскорбление женщины наказывалось в два
раза строже, чем оскорбление мужчины.
7. Имущественные
преступления. Грабеж, поджог, кража, порча
имущества. Если человек крал по крайней
нужде и необходимости, он освобождался
от наказания. То же самое по отношению
к сумасшедшим и малолеткам.
Если цена украденного
не превышала двадцати рублей, вора наказывали
шпицрутенами, прогоняя шесть раз сквозь
строй. За повторную кражу наказание удваивалось,
за третью - отрезали нос, уши и отправляли
на
каторгу.
Если ценность краденого
превышала двадцать рублей, то казнили
уже после первой же кражи.
Смертная казнь через повешение применялась за кражу в четвертый раз, за кражу госимущества, за кражу во время стихийного бедствия, наводнения или пожара. За похищение людей рубили голову.
8. Преступления против нравственности. За изнасилование, мужеложство - смертная казнь или ссылка на галеры. За открытие или посещение публичных домов - плеть и штраф.
Смертная
казнь применялась довольно широко, и
виды ее были очень разнообразны.
Повешение. Этот
вид смертной казни существовал с незапамятных
времен и среди всех народов. Всегда считался
одним из самых позорных и унизительных.
Вешали за измену и предательство (возможно,
это связано с именем предателя Иуды, который,
как известно, выбрал для себя именно этот
вид смерти, удавившись в петле).
Сожжение. Применение
этой казни тоже уходит корнями в глубь
веков. Сжигали за преступления против
веры, а также за умышленный поджог. Огню
с древних времен приписывалась сила очищающая,
недаром сам Господь поразил огнем погрязших
в мерзости Содом и Гоморру.
Утопление. Этот
вид казни применялся обычно в тех случаях,
когда наказанию подлежали большие массы
народа, бунтовщиков и мятежников, до нескольких
тысяч человек. Тоже напрашивается аналогия
с великим потопом, истребившим в свое
время почти все человечество.
Отсечение головы.
Это был самый распространенный и обычный
вид наказания. Применялся в тех случаях,
когда преступник заслуживал легкой смерти
и его следовало казнить быстро и особенно
не мучая.
Расстрел. Впервые
официально этот вид смертной казни введен
Петром Первым, и применялся он исключительно
к военным преступникам. Расстрел производился
в торжественной обстановке с чтением
приговора перед всем полком, который
специально для этого выстраивался.
Все перечисленные
выше виды смертной казни считались казнями
легкими, не мучительными. Кроме них известны
страшные, показательные казни, которые
способны были вызвать у присутствовавшей
при этом толпы настоящий ужас.
Колесование.
Человека клали на землю лицом кверху
и, растянув руки и ноги, привязывали в
таком положении. Тяжелым колесом с железным
обручем палач бил и раздроблял ему кости
на руках и ногах. Затем осужденного с
переломанными костями клали на это же
колесо и в таком виде оставляли на медленное
и крайне мучительное умирание. К слову,
Пугачев тоже был приговорен к колесованию,
но ему сперва отрубили голову, а потом
уже переломали кости. Таким образом ему
еще, можно сказать, повезло. Бывали случаи,
когда колесованные лежали и мучились
по нескольку дней.
Сажание на кол.
Смерть крайне мучительная и жуткая, когда
заостренный кол, вставленный в задний
проход, постепенно проходя внутренности,
вылезал из спины или из груди. Казнь эта
пришла к нам из Литвы. Иногда к колу прибивалась
короткая перекладина, что замедляло проникновение
кола, оттягивало смерть на два-три дня.
После перенесенных страданий у многих
покойников глаза вылезали из орбит.
Четвертование.
Преступнику рубили по очереди руки и
ноги, а затем отсекали голову. Иногда
руки и ноги отрывали щипцами. Казнь назначалась
за государственные преступления. Таким
образом казнен был в Москве Стенька Разин.
Залитие
горла. Экзотический способ умерщвления.
Применялся почти исключительно к фальшивомонетчикам,
которым в горло заливали расплавленный
металл, из которого они чеканили фальшивые
деньги.
Закапывание
в землю. Особый вид смертной казни, который
применялся к женам, убившим собственного
мужа. Преступницу закапывали живьем в
землю по плечи и приставляли стражу для
того, чтобы никто не мог кормить ее и поить,
а так же чтобы собаки не отъели голову.
Мучения обычно длились два-три дня. Были,
впрочем, случаи, когда закопанные жили
еще 20 и даже 31 день. Точно так же карались
и соучастницы преступления. В 1682 году
в Москве "окопаны были в землю трое
сутки" две Женщины за убийство мужа
одной из них.6
К слову сказать, за убийство мужем жены
подобной статьи не было. Описан случай,
когда "кадашенец Ивашка Долгой за убийство
жены наказан кнутом и отдан на поруки".
Повешение за ребро.
Применялась эта казнь очень редко. Человеку
продевался крюк под ребра, и в таком виде
его подвешивали. Очень любил забавляться
этим Стенька Разин.
Человека, убившего
своих родителей, разрывали клещами.
Телесные
наказания были двух видов - болезненные
и уродующие (отсечение рук, ног, отрезание
языка, вырывание ноздрей, клеймение и
т.п.). Как уже было отмечено, почти все
наказания в прежние времена совершались
публично с воспитательной целью, чтобы,
глядя на муки преступников, другим было
неповадно совершать преступления. Это
касалось не только смертной казни, но
и более легких наказаний, некоторые из
которых стоит перечислить.
Правеж.
Способ взыскания долгов, заимствованный
когда-то у татар. Неисправного должника
помещали в тюрьму, а затем каждый день
выводили на людное место, обычно на торговую
площадь, раскладывали на земле или на
деревянном "козле" и принародно
секли по ногам батогами - длинными тонкими
палками. Чем больше долг, тем длиннее
был срок наказания. Кнут. Тяжелый кожаный
ремень, длиной от метра до двух, плетенный
из лошадиной или лосиной кожи и засушенный.
Таким кнутом можно было с первого удара
содрать мясо до костей. Наказание длилось
порою до трех дней, но обычно наносилось
тридцать - сорок ударов, и этого было достаточно,
чтобы засечь человека до смерти. Иногда
в приговорах так и указывалось: "забить
до смерти". Битье кнутом совершалось
медленно, с паузами и остановками, так
что наказание в двадцать ударов длилось
не менее часа.
К болезненным
наказаниям относились также заковывание
в железо, хождение босиком по острым деревянным
кольям, сажание на долгий срок на очень
неудобную деревянную лошадь.
С палачами
у властей всегда были проблемы, потому
что найти добровольца на эту должность
было очень трудно. В народе палачи пользовались
полнейшим презрением и отвращением. 7
Осужденные преступники,
выбравшие эту профессию в расчете на
облегчение своей участи, освобождались
от телесного наказания. Свое искусство
они доводили до совершенства частыми
упражнениями. Они могли по желанию разрезать
кнутом как острой бритвой подброшенный
лист бумаги или же так подхватить кнут,
пущенный со всего размаха, что подставленный
лист бумаги оставался невредимым. Среди
палачей встречались редкие мастера своего
дела, которые умели так протянуть кнут
по спине, что с каждым ударом он вырывал
куски мяса. Обыкновенно в палачи назначались
сами преступники, которые после двенадцати
лет такой службы отпускались из тюрьмы
на волю. В Уложении ведено в палачи на
Москве набирать (13 вольных людей и платить
им жалованье из казны. Вообще предписывалось,
"чтобы во всяком городе без палачей
не были". Но охотников на такую должность
из вольных людей было очень немного. Воеводы
то и дело жаловались, что "в палачи
охочих людей не находится, а выбранные
принуждением убегают". Заплечные мастера
имели большие заработки и получали крупные
заказы. Были случаи, что и "воду секли
кнутом, если дерзала она от ветров затевать
возмущение".
Провинившиеся иногда
тайно платили палачу до десяти тысяч
рублей, чтобы не изувечил или сделал наказание
менее мучительным. Становился в заплечные
мастера какой-нибудь забулдыга, бесшабашная
голова, у которого был один выход - "встать
в палачи за свои вины". Палачам деньги
доставались легко. Стоило ему пройтись
по базару, всякий старался сунуть ему
грош или пятак, как бы в виде задатка.
Но когда палач уходил на покой и селился
где-нибудь, соседи гнушались разделить
с ним кусок хлеба, посадить за стол. Прикосновение
рук палача считалось осквернением. Взгляд,
брошенный случайно на палача, считался
нечистым и требовал особого очищения
и молитвы Ивану Воину. Мальчишки не упускали
случая, чтобы на улицах не потравить палача.
Ни купить, ни продать ничего бывшие палачи
не могли, так что жизнь их была хуже каторжной. 8
Информация о работе История телесных наказаний в России по книге Н. Евреинова