Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 18:13, реферат
Целью работы является изучение особенностей становления и развитие джаз-танца. В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи исследования:
.Дать обзор основных вех в истории появления и развития джаз-танца
.Осветить вопросы развития джазовых танцев в 30-50 -гг ХХ века
.Рассмотреть основные разновидности джаз- танца
.Изучить особенности появление джаз - модерна танца в контексте развития джаза в 60-х гг. ХХ века.
.Проанализировать особенности техники джаз-танца
Введение
Глава 1. История возникновения и развития джаз -танца
.1 История появления и развития джаз-танца
.2 Развитие джазовых танцев в 30-50 -гг ХХ века
.3 Основные разновидности джаз- танца
.4 Развитие джаза в 60-х гг. ХХ века. Появление джаз -модерна танца
Глава 2. Техника джаз-танца на современном этапе развития
.1 Сущность и особенности техники джаз-танца
.2 Значение импровизации в джазовом танце
Заключение
Список литературы
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Современная танцевальная хореография
«История возникновения и развития джаз -танца»
Введение
Глава 1. История возникновения и развития джаз -танца
.1 История появления и развития джаз-танца
.2 Развитие джазовых танцев в 30-50 -гг ХХ века
.3 Основные разновидности джаз- танца
.4 Развитие джаза в 60-х гг. ХХ века. Появление джаз -модерна танца
Глава 2. Техника джаз-танца на современном этапе развития
.1 Сущность и особенности техники джаз-танца
.2 Значение импровизации в джазовом танце
Заключение
Список литературы
Введение
Данная работа посвящена изучению сущности джаз-танца. Актуальность темы работы обусловлена тем фактом, что джаз-танец принадлежит к числу постоянно развивающихся направлений в танцевальной музыке.
Джазовый танец по сей день не теряет своей привлекательности. Джазовый танец используется в шоу и ревю, в мюзиклах и кинематографии, в варьете и драматических спектаклях. Это происходит, потому что джазовый танец по своей природе - дивертисментный, т.е. рассчитанный на внешнее восприятие, без излишней интеллектуальной подоплеки, без включения подсознания. Ему чужды идеи и философия танца модерн или изысканная романтичность и возвышенность классического балета.
Целью работы является изучение особенностей становления и развитие джаз-танца. В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи исследования:
.Дать обзор основных вех в истории появления и развития джаз-танца
.Осветить вопросы развития джазовых танцев в 30-50 -гг ХХ века
.Рассмотреть основные разновидности джаз- танца
.Изучить особенности появление джаз - модерна танца в контексте развития джаза в 60-х гг. ХХ века.
.Проанализировать особенности техники джаз-танца
.Изучить значение импровизации в джазовом танце.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает джазовый танец, предметом исследования являются особенности развития джаз-танца.
Глава 1. История возникновения и развития джаз -танца
.1 История появления и развития джаз-танца
Джаз как художественное явление - это результат столетней эволюции игры на ударных инструментах негритянских племен Африки. Каждое негритянское племя имеет свой собственный набор танцев с определенными ритмами для каждого конкретного случая. Ритмы меняются даже в зависимости от времени года и четко дифференцированы. Чтобы полностью исполнить многие из них, требуется более четырех часов.
Происхождение слова джаз породило много догадок. Приводится имя негритянского пианиста Джесса (Робен Гоффен Джаз), а также негра-корнетиста Джазбо Брауна (ему посетители в чикагском кафе кричали: Еще, Джаз!), а может быть, оно произошло от французского глагола jaser (жазе) - трещать, или же это слово африканского происхождения и означает волновать, возбуждать, приводить в экстаз? Четкой гипотезы нет. Но главное то, что на рубеже веков родилась совершенно новая музыка, занявшая свою особую нишу в мировом музыкальном искусстве.
Ранние корни джазового танца зародились в африканской культуре привезенных в Америку рабов. В Африке, туземцы танцевали в честь циклов жизни, половой зрелости, брака и смерти. Рождение детей, взрослых и пожилых людей, - все находило воплощение в танце, с целью выражения своих культурных верований. В танце использовались множественные музыкальные инструменты - барабаны, струнные инструменты, там-тамы и многое другое, под звук чего двигались танцоры..
Рабы продолжают толковать жизнь через танец. Однако со временем, их танцы, сохранявшие в себе африканские традиции, все сильнее поддавались влиянию европейской культуры работорговцев и владельцев кофейных плантаций, в связи с чем, стали претерпевать некоторые изменения. Единственным местом, где африканские танцы остались вне этого влияния был Новый Орлеан.
Черных актеров стали допускать на сцену только после окончания в 1865 году Гражданской войны в США. Однако черных трупп было очень мало, и, чтобы завоевать симпатии белых зрителей, они должны были показывать себя только в отрицательно-ироническом стиле, поэтому в основном получили развитие такие жанры сценического искусства, как скетч, водевиль и комедия. Именно в этих жанрах стал развиваться джазовый танец как танец театральный, составляющий единое целое с пением и музыкой. Этот путь развития привел в XX веке к появлению такого типично американского жанра, как мюзикл.
Единственной для черного исполнителя возможностью попасть на сцену было участие в танцевальных конкурсах, которые имели огромную популярность в то время. Излюбленными конкурсными танцами являлись "Джиг" и "Кейку-ок". Первый был сольным танцем, второй - парным. Зачастую танцоры держали на голове стакан с водой, а белые зрители заключали пари, у кого из танцующих в конце соревнования останется большее количество воды.
Хотя черные исполнители получили доступ на профессиональную сцену, однако существовало мнение, что "черный" танец - это отдельные, нелогичные и неумелые движения. С течением времени и белые танцоры стали понимать очарование и сложность танца этого направления. Одним из первых исполнителей негритянского танца стал Джордж Примроуз, творческая карьера которого началась в 1867 году.
"Черный" танец
остался приоритетным и в
Постепенно такое новое явление как танец черных стал использоваться европейцами- колонистами в танцевальном искусстве и приводиться колонистами к общему знаменателю с существовавшим на тот момент технике танца. В частности, во многих постановках белые танцовщики специально начали чернить свои лица, и имитировали танцующих рабов.
Так, Джона Дуранг, один из первых американских профессиональных танцоров, в 1789 году давал описание своему танцу, как танец, содержащий шаркание - основное движение рабов - танцоров. Первым танцем, имитирующим танец черных был Jump Jim Crow Томаса Райс, поставленный в 1828 году. Этот танец копировал движения рабов- калек и стал отправной точкой эпохи американской развлекательной танцевальной индустрии, в основе которой лежало грубое подражательство движения черных работы.
Большое влияние на развитие джаз-танца в Америке оказало известное Шоу менестрелей, которое было популярно с 1845 по 1900 год. Труппа, состоявшая из почти пятидесяти танцоров, колесила по городам страны, показывая представления, в которых менестрели изображались черными в различных образах- от больных идиотов, до великосветских денди.
С 1920-х годах джаз-танца стремительно развивается как форма народного и художественного танцевального движения, решающее значение в нем приобретают индивидуальность и импровизация.
ХХ век принес с собой взрыв популярности бытовых танцев, хлынувших из Нового в Старый Свет. Развивался джаз, а на его основе рождались и развивались джазовые танцы. Звучала музыка - и людям хотелось под нее танцевать. И здесь уже появляются названия более знакомые: Шимми и Ту-степ, Блэк Боттон и Чарльстон, Биг Эппл и Фанки Бат и многие, многие другие. Но, пожалуй, наиболее значимым событием в истории танца стало появление фокстрота, чьими безусловными прародителями считаются кейкуок и ту-степ - салонный танец, возникший в Северной Америке в самом начале ХХ века.
Фокстрот - полное название медленный фокстрот - возник в США в 1912-1914 годах. Появление этого танца напрямую связывают с именем американского актера водевиля (того самого американского водевиля, о котором упоминалось выше) Гарри Фоксом. Это псевдоним, взятый актером в честь своего дедушки. Настоящее его имя Артур Каррингфорд.
В 1914 году один из самых больших театров мира - театр Нью-Йорка - был преобразован в дом кино. Чтобы привлечь большее число зрителей, была перестроена крыша театра. Она стала огромной танцевальной площадкой. Между фильмами на ней устраивались шоу, которые имели несомненный успех у зрителя. Одно из них называлось Jardin de Danse. В нем участвовали знаменитые сестры Долли и одинокая звезда (по выражению Variety Magazine) Гарри Фокс, использовавший в своих танцах шаги рысью (trotting). Очень быстро зрители стали называть своеобразный танец - танцем Фокса, то есть Foxs Trot. Trot (рысь) - военный термин, появившийся в штате Миссури, обозначавший необычно гладкую конную походку. Гладкость (the smooth) - является одной из основных характеристик фокстрота.
Поскольку первоначальный вариант фокстрота исполнялся таким образом, что левая и правая нога ставились одна перед другой по одной линии (только в 1950-х годах, благодаря Пересмотренной технике, ноги двигаются по своей линии, лишь иногда попадая на чужую), существует другая версия названия танца. По ней фокстрот - это шаг лисы (лиса - fox), имеющей необычную походку среди животных, когда ноги ставятся в одну линию - след в след.
К концу Первой Мировой войны фокстрот представлял собой лишь одно движение - тройной шаг. Но уже к концу 1918 года появилось движение волна - the wave или jazz-roll. В 1919 - американец Морган придумал открытый спинповорот. В 1920 - американская пара G. K. Anderson и J. Bradley - шаг перо и смену направлений и т. д.
Первоначальный фокстрот имел темп приблизительно 160 ударов в минуту, и был описан как чрезвычайно судорожный. Сейчас этот первоначальный фокстрот называется Rhythm или The Blues, или тем и другим вместе. Этот танец был настолько популярен, что на какое-то время даже затмил собой вальс. Вальс-бостон, едва появившись, также ушел из поля зрения. Тем не менее, фокстрот дал самый существенный толчок для всего бального танца. До него абсолютно все танцы танцевались на каждый счет, то есть в одном ритме. Комбинация быстрых и медленных шагов в фокстроте - это разнообразие ритмических сочетаний, что делает его трудным для изучения, но приносит ни с чем несравнимое удовольствие как танцующим, так и зрителям. Кроме того, огромное количество движений из фокстрота было заимствовано для медленного вальса, а не наоборот, как многие думают. Так фокстрот, затмив вальс, вернул его в новом качестве.
.2 Развитие джазового танца в 30-50 -гг ХХ века
джаз танец импровизация модерн
В данный период происходило слияние джаза с музыкой европейской традиции. На этом слиянии, к примеру, развивалось творчество великого американского композитора Джорджа Гершвина. Я верю, - писал он - что джаз может служить основой серьезных симфонических произведений, обладая непреходящей ценностью. Сам Гершвин пришел к серьезному джазу через легкожанровую эстраду, через Бродвей. Рапсодия в блюзовых тонах, написанная им в 1924 году, - симфоническое произведение, близкое стил ю Ф. Листа и С. Рахманинова, но с темпераментом, импровизацией и темперацией блюза. В 1925 году появился фортепианный концерт на джазовые темы, Американец в Париже - в 1928.
Джордж Гершвин создал большое количество инструментальных произведений, песен и мюзиклов, но самым важным его произведением считается Порги и Бесс.
Классическая американская фольк-опера Порги и Бесс была написана им на стихи его брата Айры Гершвина в 1935 году. Основой послужил роман Дюбоза Хейвуда Порги, в котором рассказывалось о чернокожих обитателях Кэтерин-Роу в г. Чарльстон в Южной Калифорнии. Постановка Порги и Бесс принесла небывалый успех. Несмотря на то, что в спектакле хореографии было немного, опера оказало большое влияние на хореографов и, как следствие, на развитие джазового танца.
В начале 1930-х годов, в силу того, что джазовый танец в большинстве своем все же носил развлекательный характер, интерес к нему ослабел. Попытки хореографов поднять его на более высокий уровень, использовать джазовый танец в качестве инструмента для создания спектаклей на основе серьезных произведений, имели лишь относительный успех. И все же нельзя не отметить творчество примы-балерины Негритянского театра искусств, созданного Хемсли Уинфилдом в 1931 году. Ее имя - Эдна Гэй. Объединив достижения танца-модерн того времени с африканской пластикой, она пыталась танцевать спиричуэллы, создав новый стиль. Однако первой попыткой создания произведения в целом, то есть серьезного произведения на черную тему стала хореография Дорис Хамфри в опере Бегите, маленькие дети, поставленной в 1933 году. Порги и Бесс показал хореографам, что негритянская тематика может и должна быть поднята с помощью музыки и танца, имевших в своей основе негритянские же корни, с развлекательного на уровень серьезного искусства.
Тем не менее, чтобы по-настоящему оформится в танцевальное направление, джазовому танцу, как и танцу-модерн, необходимо было создать свою школу с методикой и систематизацией движений. Все предпосылки к этому уже были, не было только человека, который смог бы все это обобщить и развить. Необходимо было глубоко изучить африканские народные танцы, проанализировать теоретически и на практике, используя их элементы в постановках, постараться выделить главное. Так и поступила Кэтрин Данхэм - хореограф и танцовщица, писатель, этнограф и антрополог - человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой.
апреля 1940 года К. Данхэм представила в Нью-Йорке свою первую постановку. Она называлась Тропики и горячий Джаз (От Гаити до Гарлема), в котором был показан путь черного танца от Вест-Индии до Гарлема - путь его развития. С этим спектаклем джазовый танец стал видом сценического искусства. С 1940-х годов Кэтрин Данхэм работала в Голливуде, в 1945 году создала свою школу в Нью-Йорке, где экспериментировала в области методики и теории преподавания джазового танца, создавала хореографию в мюзиклах.
Необходимо отметить, что в процессе развития джазового танца, так или иначе, возникали попытки использования элементов танца классического. Несмотря на то, что, как уже отмечалось, первый известный балет был показан в Америке еще в 1735 году, повторим, что широкая американская публика открыла для себя классический балет только в начале ХХ века. Этому способствовали гастроли в США европейских танцевальных коллективов, в том числе выступления в 1916 году Русского балета Сергея Дягилева в Нью-Йорке. 1930-е годы стали годами становления балета в США. Русский хореограф Джордж Баланчин, работавший, кстати, с 1925 по 1929 год главным балетмейстером труппы С. Дягилева, в 1933 году был приглашен в Америку для организации школы американского балета. Она была создана в 1934 году и в 1948 году стала Нью-Йорк Сити Балле. Еще один знаменитый американский театр появился на базе русской балетной школы. После того, как Михаил Мордкин, партнер Анны Павловой, совершил с небольшой труппой гастрольную поездку по США, несколько русских танцовщиков под руководством Лусии Чейз и Ричарда Плезанта создали в 1939 году Балле тиэтр. С 1940 года - Америкэн Балле Тиэтр. Знаменитые хореографы осуществляли постановки в этом театре: М. Фокин, Дж. Баланчин, А. де Миль, Г. Тетли, Т. Тарп, Э. Тюдор и Дж. Робинс (премия Оскар за совместную работу с Л. Бернстайном над фильмом Вестсайдская история). Любопытно, что с 1980 по 1989 годы директором Америкэн Балле Тиэтр был еще один знаменитый русский танцовщик Михаил Барышников.
Информация о работе История возникновения и развития джаз -танца