Мечеть - и место моления,
и помещения для религиозных
школ, и центр религиозных проповедей
и диспутов. Третьей ритуальной обязанностью
мусульманина является пост (саум). Мусульманский
пост заключается в воздержании от пищи,
питья и развлечений. Все время должно
быть в принципе посвящено человеком Аллаху,
занято молитвами, чтением Корана и религиозных
сочинений, благочестивыми размышлениями.
Главным и обязательным для всех, кроме
больных, путешествующих и т. д., является
пост в месяц рамадан; кроме того, существует
еще дата, в которой поститься желательно.
Конец месяца рамадан и соответственно
месячного поста отмечается праздником
разговенья, вторым по значению праздником
в исламе. Кроме ограничений, связанных
с постом, в исламе существует большое
количество запретов, регулирующих различные
стороны жизни мусульманина. Мусульманину
запрещено пить алкогольные напитки, есть
свинину, играть в азартные игры. Ислам
запрещает ростовщичество - риба. Конечно,
не все эти и другие правила строго соблюдаются,
но время от времени, в частности в семидесятые
годы нашего века, в различных мусульманских
государствах усиливается контроль, за
соблюдением культовых правил, например
поста в рамадан.
Четвертой обязанностью каждого мусульманина
(с оговоркой - если у него есть к тому физическая
и материальная возможность), является
хаджж - паломничество в Мекку, прежде
всего к Каабе, главной святыне ислама.
Кааба - небольшое здание, в юго - западной
угол которого вмурован «черный камень»
(издревле хранящийся тут метеорит) - по
преданию, посланный Аллахом с неба людям
как знак своего могущества и благоволения.
Паломничество совершается в месяце зуль
- хиджжа, который, как рамадан, является
месяцем лунного календаря и потому приходится
на разное время года. Паломники, надев
специальные белые одежды, и пройдя церемонию
ритуального очищения, совершают торжественный
обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего
священного источника Замзам. Далее следуют
торжественные процессии и моления у холмов
и долин вокруг Мекки, связанных с легендой
о пребывании в тех местах праотца Ибрахима,
первого проповедника единобожия.
Хаджж завершается праздником ид аль -
адха, во время которого в память о жертве,
принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных
животных. Окончание хаджжа является главным
мусульманским праздником, который отмечается
молитвами и жертвоприношениями по всему
мусульманскому миру. Люди, совершившие
хаджж, носят почетное прозвище хаджж
или хаджжи и пользуются уважением родных
в своих родных местах.
Пятой обязанностью мусульманина является
закят - обязательный налог на имущество
и доходы, который идет в теории на нужды
общины и распределяется среди бедных
и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину
предписывается еще и садака - добровольные
пожертвования и милостыня. На самом деле
все эти социально - экономические регуляторы
справедливости внутри исламской общины
с самого начала были и остались благими
пожеланиями. Закят быстро стал обычным
государственным налогом, садака шла на
нужды религиозного культа, запреты на
ростовщичество легко обходились оформлением
дачи денег в рост как совместного финансового
предприятия кредитора и должника. Иногда
к «столпам ислама» причисляют джихад.
Слово это означает полную отдачу мусульманином
своих сил, возможностей, времени и, если
надо, жизни для торжества своей религии.
В большинстве случаев в средние века
это сводилось к участию в вооруженной
борьбе с «неверными», а значение термина
- соответственно к понятию «священная
война», и такое его понимание стало традиционным
для европейцев. На самом деле понятие
джихад значительно шире, и именно в таком
широком значении оно употребляется сейчас
в мусульманском мире, в частности резолюциях
и постановлениях различных общемусульманских
конференциях.
Ислам является очень широкой по охвату
системой социального регулирования.
Почти все стороны жизни мусульманина
считаются религиозно значимыми. Несмотря
на обилие в исламе различных течений,
главными из которых являются суннизм
и шиизм, среди всех мусульман существует
довольно стойкое представление о принадлежности
к единой общности людей, объединенных
общей верой, общими традициями, общей
начальной историей и общимиинтересами
в современном мире. Наиболее значительной
и по сей день является система богословия,
созданная аль - Аш'ари (10 в). В 7 -10 вв. сложились
и основные толки фикха, обычно трактуемого
как «мусульманское каноническое право».
Эти системы теоретических и практических
принципов шариата - праведного образа
жизни мусульманина. Именно фикх стал
основой социальной системы ислама. В
настоящее время сохранилось, да и в средние
века, относительно незначительное число
людей знало тонкости догматики, а правила
фикха всегда были обязательным предметом
обучения в семье и в школе, предметом
ученых и неученых споров и бесед, столь
характерных для быта жителей мусульманских
городских кварталах. В трудах по фикху,
составляющих наиболее многочисленную
группу средневековых арабских рукописей,
регламентируются поведение в быту и в
обществе, имущественные отношения, правила
торговли, отношения в семье, брак.
Для понимания исторической социальной
роли ислама важна проблема соотношения
государства и духовенства. В исламе нет
и церкви, служащей посредником между
человеком и Аллахом, ни духовного сословия,
обладающего особой благодатью; духовная
и светская власть в исламской теории,
да отчасти и на практике - нераздельны.
Лозунг превращения религиозной общности
всех мусульман в единство политического
порядка не раз выдвигался и поддерживался
крупными мусульманскими государствами,
претендовавшими на особую лидирующую
роль.
Таким образом возникновение и развитие
ислама наложило огромный отпечаток на
последующее развитие мусульманских народов
как политическом плане, так и в экономических
аспектах, достижениях национальной культуре,
и образе жизни людей, приверженцев этой
веры.Огромных достижений достигли мусульмане
в таких областях, как архитектура и строительство,
работа по металлу и керамика, поэзия и
философия. Поистине вызывают восхищение
памятники архитектуры у мусульман. Большой
исторический вклад они внесли в дело
передачи различных ценнейших книг древних
философов и мыслителей Византии и других
стран. Книги этих мыслителей смогли дойти
до нас в арабском переводе. Поскольку
большинство из них в подлинниках своих
навсегда было утрачено. Большие успех
были ими достигнуты и в фундаментальных
науках; таких как математика, оптика,
астрономия и медицина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итоги проделанной работы
хочу обобщить : подробно рассмотрен процесс
возникновения и формирования ислама,
уделено большое внимание отцу "религии
покорных"- пророку Мухаммаду. И в заключении
хочется сказать, что тенденция к религиозному
возрождению в современном исламе отражает
ход социальных и технологических перемен
в мусульманском мире, особенно разрушительный
эффект от ускоряющейся урбанизации. В
этом смысле тенденция схожа с тем, что
происходило в конце XX века в Латинской
Америке и странах Африки, расположенных
к югу от Сахары, где наблюдалась массовая
активизация различных ветвей протестантской
церкви. И все же более прилежное следование
нормам ислама, проявляющееся в таких
практиках, как молитва, пост и хаджж (ежегодное
паломничество в Мекку), неизбежно связано
с политическими настроениями мусульман,
большинство которых проживает в постколониальных
государствах, правительства которых
имеют репутацию аморальных и бездуховных.
Рост образовательного ценза и распространение
все новых средств связи привели к падению
влияния традиционных религиозных авторитетов,
как улемов, так и руководства суфийских
братств. Образовавшаяся ниша оказалась
заполнена множеством различных движений
и лидеров, поголовно утверждающих, что
их деятельность носит легитимный характер
с точки зрения религии. Существует множество
исторических примеров, когда под знаменами
религиозного возрождения такие движения
бросали вызов власти в мусульманских
государствах еще до того, как колониальный
и постколониальный международный порядок
вывел большую часть мира на свою экономическую
и культурную орбиту. Таким
образом процесс принятия и распространения
ислама - это довольно сложный и многоэтапный
процесс.
Список использованных
источников
1. Гуревич П.С., Религиоведение:
Учеб. пособие.- Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2005 г.
2. Кузьмина Е.В., Все религии
мира / под общей редакцией Е.В.Кузьминой.-
М.: ХРАНИТЕЛЬ; СПБ.: Сова, 2008г.
3. Мэлайз Р., Ислам. Краткое
введение / Мэлайз Ратвен: пер. с англ. Е.Чекулаевой.-
М.: Астрель: АСТ, 2005г.
4.
Яблоков И.К. Религиоведение.-М.:Гардарики,
2008.
5.
Малюга Ю.Я. Культурология. –
М.: ИНФРА-М 2007.
6.
Кравченко А. И. Культурология.-М.
: Академический проект, 2008
7.
Каверин Б.И. Культурология: учеб.
пособие. – М.: МГЭИ, 2008.