История возникновения ислама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 00:57, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить саму сущность ислама и понять причины его широкого распространения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3 1. Предпосылки возникновения и распространения ислама…………………. 4
2. Процесс принятия ислама различными народами…………………………..6
3. Последствия принятия ислама………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………....13
Список использованных источников…………………………………………..14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

Мечеть - и место моления, и помещения для религиозных  школ, и центр религиозных проповедей и диспутов. Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений. Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе. Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество - риба. Конечно, не все эти и другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности в семидесятые годы нашего века, в различных мусульманских государствах усиливается контроль, за соблюдением культовых правил, например поста в рамадан.                                                                Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой - если у него есть к тому физическая и материальная возможность), является хаджж - паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба - небольшое здание, в юго - западной угол которого вмурован «черный камень» (издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения. Паломничество совершается в месяце зуль - хиджжа, который, как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.  Хаджж завершается праздником ид аль - адха, во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Окончание хаджжа является главным мусульманским праздником, который отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру. Люди, совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджжи и пользуются уважением родных в своих родных местах.                                                                                         Пятой обязанностью мусульманина является закят - обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака - добровольные пожертвования и милостыня. На самом деле все эти социально - экономические регуляторы справедливости внутри исламской общины с самого начала были и остались благими пожеланиями. Закят быстро стал обычным государственным налогом, садака шла на нужды религиозного культа, запреты на ростовщичество легко обходились оформлением дачи денег в рост как совместного финансового предприятия кредитора и должника. Иногда к «столпам ислама» причисляют джихад. Слово это означает полную отдачу мусульманином своих сил, возможностей, времени и, если надо, жизни для торжества своей религии. В большинстве случаев в средние века это сводилось к участию в вооруженной борьбе с «неверными», а значение термина - соответственно к понятию «священная война», и такое его понимание стало традиционным для европейцев. На самом деле понятие джихад значительно шире, и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире, в частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских конференциях.                                                                       Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми.  Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей начальной историей и общимиинтересами в современном мире. Наиболее значительной и по сей день является система богословия, созданная аль - Аш'ари (10 в). В 7 -10 вв. сложились и основные толки фикха, обычно трактуемого как «мусульманское каноническое право». Эти системы теоретических и практических принципов шариата - праведного образа жизни мусульманина. Именно фикх стал основой социальной системы ислама. В настоящее время сохранилось, да и в средние века, относительно незначительное число людей знало тонкости догматики, а правила фикха всегда были обязательным предметом обучения в семье и в школе, предметом ученых и неученых споров и бесед, столь характерных для быта жителей мусульманских городских кварталах. В трудах по фикху, составляющих наиболее многочисленную группу средневековых арабских рукописей, регламентируются поведение в быту и в обществе, имущественные отношения, правила торговли, отношения в семье, брак.                                                                      Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения государства и духовенства. В исламе нет и церкви, служащей посредником между человеком и Аллахом, ни духовного сословия, обладающего особой благодатью; духовная и светская власть в исламской теории, да отчасти и на практике - нераздельны. Лозунг превращения религиозной общности всех мусульман в единство политического порядка не раз выдвигался и поддерживался крупными мусульманскими государствами, претендовавшими на особую лидирующую роль.                                                                                                               Таким образом возникновение и развитие ислама наложило огромный отпечаток на последующее развитие мусульманских народов как политическом плане, так и в экономических аспектах, достижениях национальной культуре, и образе жизни людей, приверженцев этой веры.Огромных достижений достигли мусульмане в таких областях, как архитектура и строительство, работа по металлу и керамика, поэзия и философия. Поистине вызывают восхищение памятники архитектуры у мусульман. Большой исторический вклад они внесли в дело передачи различных ценнейших книг древних философов и мыслителей Византии и других стран. Книги этих мыслителей смогли дойти до нас в арабском переводе. Поскольку большинство из них в подлинниках своих навсегда было утрачено. Большие успех были ими достигнуты и в фундаментальных науках; таких как математика, оптика, астрономия и медицина.

 

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                                                                                                Итак, подводя итоги проделанной работы хочу обобщить : подробно рассмотрен процесс возникновения и формирования ислама, уделено большое внимание отцу "религии покорных"- пророку Мухаммаду. И в заключении хочется сказать, что тенденция к религиозному возрождению в современном исламе отражает ход социальных и технологических перемен в мусульманском мире, особенно разрушительный эффект от ускоряющейся урбанизации. В этом смысле тенденция схожа с тем, что происходило в конце XX века в Латинской Америке и странах Африки, расположенных к югу от Сахары, где наблюдалась массовая активизация различных ветвей протестантской церкви. И все же более прилежное следование нормам ислама, проявляющееся в таких практиках, как молитва, пост и хаджж (ежегодное паломничество в Мекку), неизбежно связано с политическими настроениями мусульман, большинство которых проживает в постколониальных государствах, правительства которых имеют репутацию аморальных и бездуховных. Рост образовательного ценза и распространение все новых средств связи привели к падению влияния традиционных религиозных авторитетов, как улемов, так и руководства суфийских братств. Образовавшаяся ниша оказалась заполнена множеством различных движений и лидеров, поголовно утверждающих, что их деятельность носит легитимный характер с точки зрения религии. Существует множество исторических примеров, когда под знаменами религиозного возрождения такие движения бросали вызов власти в мусульманских государствах еще до того, как колониальный и постколониальный международный порядок вывел большую часть мира на свою экономическую и культурную орбиту.                                                                                                                                 Таким образом процесс принятия и распространения ислама - это довольно сложный и многоэтапный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Гуревич П.С., Религиоведение: Учеб. пособие.- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005 г.

2. Кузьмина Е.В., Все религии мира / под общей редакцией Е.В.Кузьминой.- М.: ХРАНИТЕЛЬ; СПБ.: Сова, 2008г.

3. Мэлайз Р., Ислам. Краткое введение / Мэлайз Ратвен: пер. с англ. Е.Чекулаевой.- М.: Астрель: АСТ, 2005г.

4. Яблоков И.К. Религиоведение.-М.:Гардарики, 2008.

5. Малюга Ю.Я. Культурология. –  М.: ИНФРА-М 2007.

6. Кравченко А. И. Культурология.-М. : Академический проект, 2008

7. Каверин Б.И. Культурология: учеб. пособие. – М.: МГЭИ, 2008.

 

                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История возникновения ислама