Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 07:48, доклад
Концепции библиотек, архивов и музеев имеют глубокие корни. Накопление и передача памяти от одного поколения к другому лежит в основе человеческого общества. 20-е столетие было охарактеризовано новой, технологической формой памяти – регистрацией звука и движущихся изображений. Теперь ее сохранение и доступность зависят от новой дисциплины, объединяющей три этих традиции. На их основе зиждутся философия и принципы аудиовизуального архивирования, а также охраны и поддержки нового вида памяти.
Сохранение цифровой информации требует постоянных усилий и дополнительных значительных финансовых вложений.
Катастрофически
возрастающие объемы информации, технологические
и технические трудности, связанные
с регистрацией и необходимостью
сохранения этих объемов, трудности
контекстного анализа и отбора информации,
огромные финансовые расходы по обеспечению
сохранности электронной
Уменьшилась ответственность производителей и хранителей цифрового контента. Хранители комплектуют далеко не все типы электронной информации, имеющей социально-культурное значение, часто не могут обеспечить сохранность электронных информационных ресурсов, не несут ответственности за их утрату.
В Узбекистане проблемы, связанные с сохранением электронной информации сегодня ощущаются менее остро, чем в высокоразвитых странах. Это объясняется, прежде всего, тем, что в силу различных причин Узбекистан намного позже развитых стран вступил в «электронную эпоху», подошёл к построению информационного общества. Информационные и коммуникационные технологии, ставшие во многих западных странах базой их экономического и социального развития, в Узбекистане только сейчас начинают активно внедряться во все сферы экономической, научной, социальной и культурной деятельности. В связи с этим накопленных объёмов электронной информации и информационного трафика в нашей стране значительно меньше. Таким образом, Узбекистан имеет перед западными странами определенную фору для своевременного осознания проблем сохранения электронного наследия и принятия соответствующих мер по их преодолению.
Международные инициативы и опыт по сохранению электронной информации
На международном уровне задачам долговременного сохранения электронной информации и доступа к ней, большое внимание уделяет ЮНЕСКО.
Внимание
к проблемам долговременного
сохранения электронной информации
особенно усилилось после принятия
ЮНЕСКО Стратегического плана
В России деятельность по сохранению цифрового культурного наследия организует и возглавляет Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».
По его инициативе, консорциум в составе Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегионального центра библиотечного сотрудничества и «Центра ПИК» подготовил аналитические доклады по сохранению цифрового культурного наследия для Минкультуры РФ и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Несмотря на эти усилия, в целом, в Узбекистане проблема сохранения электронной информации так и не осознана системно и в полном объёме ни на республиканском, ни на региональном, ни на отраслевом уровнях. Ни республиканской, ни отраслевой программы сохранения цифрового наследия в нашей стране не существует.
Однако, постепенно, прилагаемые усилия начинают приносить некоторые результаты. В настоящее время заканчивается разработка Национальной программы сохранения электронной информации в библиотеках (по заказу Министерства культуры РФ). Мы надеемся, что в следующем году эта программа будет расширена и на другие области культуры.
Однако,
несмотря на огромный опыт зарубежных
стран и собственные
Существующие угрозы и возможные причины утраты электронной информации
Сохранение электронных материалов требует гораздо больших непрерывных усилий, времени, денег, чем сохранение и реставрация традиционных носителей, и проблемы сохранения носят принципиально другой характер. До сих пор можно прочитать документы, созданные несколько тысячелетий тому назад, но цифровые объекты, созданные всего десять лет назад, находятся под угрозой полного исчезновения, и в результате может наступить электронный «темный век».
Традиционные носители информации разрушаются постепенно, и это дает время на то, чтобы провести консервацию и реставрацию. Электронная информация исчезает мгновенно (например, при отключении электричества или поломке носителя), и чаще всего восстановить ее уже невозможно. Поэтому, оценив риски и возможные потери, необходимо принимать превентивные меры по сохранению информации.
Основная
причина возможной утраты электронной
информации, а часто и реальных
потерь состоит в том, что отсутствует
осознание проблемы на всех уровнях.
Как следствие, не обеспечиваются должная
организация процессов
Сохранение аудиовизуальной информации
Узбекистан обладает огромным аудиовизуальным наследием. Многие отечественные учреждения (архивы, библиотеки, музеи, учреждения образования и науки) обладают значительными коллекциями оригинальных фоно- и видеозаписей музыкального, литературно-художественного и общественно-политического характера, имеющими огромное культурно-историческое значение. Эти записи хранятся на восковых (эдисоновских) валиках, грампластинках, магнитных лентах, кинопленке, компакт-кассетах, компакт-дисках и других носителях.
Проблемами сохранения аудиоинформации занимались, в основном, архивы и музеи.
Оцифровка аудиовизуальных информационных ресурсов и её специфика
В
целях долговременного
Когда
оригинал разрушен, цифровая копия
становится единственным источником уникальной
аудиовизуальной информации и может
приобрести статус оригинала. Поэтому
особое значение имеет высокое качество
оцифровки, которое могут обеспечить
только квалифицированные аудио- и
видеоинженеры. Преобразование документов
из аналогового формата в цифровой
может вызывать потери некоторых
характеристик оригинала. Возможно,
в будущем технологии позволят перенести
в цифровой формат все характеристики
исходной информации, поэтому важно
стремиться сохранить не только цифровую
копию, но и исходный аналоговый носитель,
а также воспроизводящую
Таким образом, при оцифровке аудиовизуальной информации необходимо сохранять:
После
оцифровки обеспечение
Проблемы
оцифровки аудиовизуальных
Аудиовизуальная информация
Оцифрованные копии надо сохранять точно так же, как и другие электронные материалы
Чрезвычайно важным является постоянное расширение международного сотрудничества с целью использования передового европейского и мирового опыта в вопросах долговременного сохранения электронной информации, политике, программах и проектах таких авторитетных международных организаций, как ЮНЕСКО, ИФЛА, Международный совет архивов, Международный совет музеев, Международный совет фонограмм, специализированных структур Европейской комиссии и других.
Необходимо
содействовать активному
Предлагается:
Используя
международный опыт разработки и
реализации программ сохранения библиотечных
фондов, разработать и принять
тщательно проработанную и
Информация о работе Электронные цифровые коллекции аудиовизуальных ресурсов: проблемы и решения