Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:26, реферат
От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. Античность осталась и вечной школой художников. Мастера снова и снова обращаются к образам античности, разгадывая тайну гармонии.
Введение
Кто такие этруски.
Письменные памятники этрусков.
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
по культурологии
НА ТЕМУ
Эпоха этрусков
Выполнил: студент 2-го
курса “Б”
Автандилов Д.
Преподаватель:
Суркова Л. И.
г. Майкоп
1999г.
ПЛАН
Введение
От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. Античность осталась и вечной школой художников. Мастера снова и снова обращаются к образам античности, разгадывая тайну гармонии.
Древняя Греция - клочок земли в бассейне Средиземноморья, все население которого не превышало, вероятно, двухсот - трехсот тысяч человек. И в этом маленьком мирке родилась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия.
Еще сто лет назад историю Греции начинали с XII столетия до н.э. И хотя в исторических сказаниях и песнях-поэмах начала I тысячелетия до н.э. рассказывалось о древних царствах и подвигах героев того времени, многие ученые считали это поэтическим вымыслом и относили к области мифологии.
Перелом произошел, когда во многих местах Греции стали открывать памятники более древние, чем остатки классического периода. Немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал на территории турецкой деревушки Гиссарлык развалины легендарной Трои. Раскопки других ученых в Микенах, на островах Родос и Фере подтвердили представление о существовании великой цивилизации, которая предшествовала классической эллинской, и отодвинули греческую историю еще дальше в глубь веков. История Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н. э. по V в. н. э. Древние римляне оставили после себя грандиозные архитектурные ансамбли, сооружения потрясающей инженерной техники, реалистический, доходящий иногда до беспощадности характеристик портрет в скульптуре, высокие образцы монументальной живописи и произведения прикладного искусства. Римское искусство многое взяло, творчески переработав, у Древней Греции, но выросло оно на земле, где уже была собственная, древнеиталийская культура, начало которой восходит еще к III тысячелетию до н. э. и в которой наиболее интересным и развитым было искусство этрусков.
Кто такие этруски.
ЭТРУСКИ, древние племена, населявшие в 1-м тысячелетии до нашей эры северо-запад Апеннинского полуострова (обл. древняя Этрурия, современная Тоскана) и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на нее большое влияние. Происхождение этрусков не выяснено. В конце 7 века объединились в союз 12 городов-государств, около середины 6 века овладели Кампанией. В 5-3 веках до нашей эры покорены Римом.
Происхождение и язык этрусков до сих пор полностью не выяснены. Большинство исследователей склоняются к их малоазийскому происхождению. Уже в VIII в. до н. э. этруски заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Города этрусков были прекрасно укреплены, соединялись благоустроенными дорогами и мостами. Это были маленькие военно-жреческие рабовладельческие города-государства с царями во главе. Как и греки, этруски были язычниками, многобожниками, но их религия была мрачнее, в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира, а главными богами были Юпитер, Юнона и Минерва (что соответствовало греческим Зевсу, Гере и Афине), и потому многие храмы имеют интерьер, разделенный на три целлы..
Архитектура этрусков близка греческой, но этруски использовали камень только в фундаментах, каркас делали из дерева, а стены — из сырцового кирпича. Этрусский храм стоит на высоком постаменте — подиуме, к колоннаде портика ведет лестница. Как и греки, этруски украшали храм расцвеченными рельефами и статуями, но из терракоты.
Эти скульптуры VII—VI вв. до н. э., периода расцвета этрусков, по стилю соответствуют греческой пластике времен архаики, но много условнее, орнаментальное и динамичнее. Жилища этрусков имели строгую осевую композицию, но были самой разнообразной планировки, от прямоугольных до круглых. Представление о них дают сохранившиеся до нашего времени гробницы.
О жизни этрусков можно многое почерпнуть из росписей гробниц, высеченных в скале или возведенных из камня наподобие кургана. Стены гробниц расписаны сценами заупокойного культа, изображениями охот, пиров, состязаний, битв, сюжетами из мифологии. Из них мы узнаем и многие детали быта: костюм, утварь, мебель, даже типы музыкальных инструментов (роспись гробницы «Пирующих»; начало V в. до н. э., Тарквинии).
У этрусков рано развилась скульптура. Еще терракотовые погребальные урны VII—VI вв. до н. э., в которых хранился пепел умерших, имеют крышки с изображением фигуры или бюста усопшего, всегда портретного характера, лаконичного и выразительного. Такого же типа полуфигуры украшают крышки саркофагов. Изображение условно, в чем-то схематично, но одной-двумя деталями мастер умеет создать вполне реальный образ.
Этрусская керамика близка греческой по форме, но отличается техникой исполнения. Этруски обжигали сосуды до черноты, почему они и получили название «буккеронеро» — «черная земля», полировали так, что они походили скорее на изделия из бронзы или золота, и украшали либо процарапанным рисунком, либо рельефным изображением животных или птиц (собрание этрусских ваз в Эрмитаже). Этруски - искусники в ювелирном деле, знали зернь и филигрань, но особенно славились в бронзовом литье. Именно этрускам принадлежит знаменитая Капитолийская волчица (начала V в. до н.э.). Одним из примеров этрусского искусства служит ст этрусского воина приведенная на рисунке выше.
Перворимляне многое получили от этруссков. В том числе письменность, да и сам город Рим. Это не отрицается никем.
Но этруски, как мы убеждаемся, не были однородным этносом. В число Двенадцати племен (народов), вероятно, входили предки нескольких народов Евразии. Исследуя тексты надписей в этих разных ракурсах, мы можем обрести материальные доказательства нашего предположения. Первая половина I тысячелетия до н.э. - это период перехода к буквенному письму. В Южной Европе порой на одних и тех же территориях встречаются одновременно три почти одинаковых алфавита - греческий, этрусский, латинский.
Письменные памятники этрусков.
Наибольший интерес в исследовании этрусских племен представляет их письменность, до настоящего времени практически не изученная.
"Этрусский язык" не расшифрован. Неизвестны и названия чисел. В 20-х годах были найдены игральные кости. Эти события надо отнести к наиважнейшим во всей трехсотлетней истории этрусскологии. Что в этих "игрушках" особенного? На шести сторонах костяного кубика числа обозначены не точками, как принято во всем мире, но словами. Это числительные от одного до шести. Прочесть можем (значения букв известны), набери словарей и сравнивай. В каком-то из мировых языков должны сохраниться соответствия!... Конечно, за три тысячелетия формы слов могли измениться, но не настолько, чтобы не узнать. И тогда мы определим этрусский язык!
...Кости, найденные при раскопках в городе Тоскане, (tusci - напомним, что и так этрусков называли римляне) содержали шесть числительных, но в каком порядке они размещались, установить пока невозможно, не зная того наречия, в котором они звучали. Какое из этих слов означает "один", а какое - "шесть"?
Простые числительные во всех языках видоизменялись. Названия отдельных чисел заменялись другими. Этого не избежал ни один язык. При более углубленном исследовании темы может оказаться, что числительные - наиболее открытая влияниям категория лексики.
Такой способ выражения чисел на игральных костях, вероятно, лишал возможности игре обретать международный характер. Метать такие кубики могли только представители одного этноса. В любом другом слова становились непонятными, и выигрыш от проигрыша было не отличить. Числительные заменили точечными цифрами.
Этрусские игральные кости пока древнейшие из находок подобного рода в западном полушарии. А, возможно, и в мире. Представляя роль, какую играли числительные в общественной жизни, мы вправе предположить, что эти предметы применялись при жеребьевке, в суде, в выборных процессах. Еще в одном месте на территории бывшей Этрурии (гор. Autun) археологи откопали такой же кубик, и на нем числа обозначены так же - числительными. Но - совершенно другими, крайне не похожими на тосканские. Алфавит тот же, слова иные.
В этрусскологии должен был давно возникнуть вопрос. Может ли в одном языке одновременно функционировать две системы простых числительных от одного до шести? Мировая языковая практика решительно отвечает -невозможно! Различные цифровые ряды это - да. Например, в Европе сейчас пользуются и римскими, и арабскими цифрами. В Китае - своими и арабскими, и римскими. Но система названий чисел всегда только одна. Числительные могут замениться в течение времени, даже полностью обновляться. Одновременно же разные системы числительных ни в каком языке ужиться не могут. Если так, то решение возникшей задачи должно быть одно - числительные на игральных костях, написанные этрусским письмом, свидетельствуют о существовании по меньшей мере двух "этрусских языков". Во всяком случае, это был не единый язык.
Авторы надписей на "отенских костях" не знали языка оригинала. И потому придали чужим числительным внешне-математический характер: числительное обозначалось количеством букв, соответствующим выражаемому числу.
Вот этот ряд: i va est orti kaius volote. Уникально остроумный способ! В жертву этому принципу могли быть принесены первичные формы, в которых содержание не зависело от числа звуков. Числительное i ("вертикальная черточка без точки") могло входить в систему и в этой форме. Знак одновременно мог быть и цифрой. Как китайская единица (горизонтальная черта). Название цифры стало числительным: i - "один" (кит.). Некогда во многих евразийских письменностях (в протошумерской в том числе) черта i выражала это математическое понятие. Индо-иранское ik, ek, iak - "один" (*i > *ih) словно иллюстрируют закон Расширения узкого мягкого. Они были названием точки или черты, как и древнесемитское i - "самая малая величина, атом" и германо-скандинавские ih (i), ek, iak - "я".
Кто такие этруски?
Не ответив на этот вопрос, хотя бы в самом общем виде, рано подходить ко всему корпусу надписей, сотворенных буквами этрусского алфавита. Благодаря близости этой буквенной системы западно-греческому и латинскому алфавитам, все графити прочли, но не зная языка, понять смысл, заключенный в памятниках, до сих пор не удалось. Узнаются имена, встречающиеся в греческих и латинских источниках. О значении отдельных слов в подписях, комментирующих картинные изображения, догадываются. Например, веселое застолье, под столом, среди ног пирующих суетится карлик. Подписано - krup. Только одно слово. Смысл его, в общем, подсказан сюжетом и фигурой персонажа.
Заключение
АНТИЧНЫМ (от латинского слова "антиквус" - древний) миром называют группу государств, сложившихся в древности на побережье Средиземного моря. Важнейшими среди них были города-государства, созданные греческими племенами, и союз городов древней Италии, возглавляемый Римом. Их высокая культура легла в основу последующего культурного развития европейских народов.
Античность -рекордсменка среди великих культур, от нее осталось необычайно много памятников в истории. Например, в те времена творили десятки великих трагиков, но до нас дошли трагедии лишь трех авторов. Первый из них Эсхил написал 80 трагедий - до нас дошло 8. И т.д. А некоторые великие культуры вообще ушли бесследно.
Мы знаем, что в III тысячелетии до нашей эры в долине реки Инд или в первой половине II тысячелетия до нашей эры на Крите существовали колоссальные цивилизации. Подобные цивилизации могли быть порождены лишь очень тонкими, совершенными культурами. Но мы этих культур не понимаем, ибо не умеем читать их тексты.
Список литературы