Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 21:07, доклад
Просвещение можно считать главным феноменом XVIII века. Если деятели предыдущего столетия еще учились сами, то теперь мыслящая часть общества осознала, что знания должны быть доступны и народу. Самыми мощными средствами на тот момент для целей Просвещения стали литература и театр. Центральные идеи просветителей были таковы: критика феодального общества и церковного “мракобесия”, осознание основополагающей роли знания, воспитания и образования, материализм, исторический оптимизм, понимание человека как “tabula rasa” (“чистая доска”), на которую можно записать все разумное, и, конечно, идея прогресса человека и человечества.
2. XVIII столетие в Европе - век Просвещения
Анализируя особенности
модернизма, критически отзываясь о
его склонности к догматизму, тоталитаризму,
идеализации способностей человеческого
разума, нельзя забывать о выдающихся
культурных и научных достижениях
этого периода. XVIII век начал заниматься
электричеством. И хотя дальнейшие
достижения были сделаны в XIX веке, но
уже тогда оно стало предметом
всеобщего интереса и великих
надежд. Стали известны целебные свойства
хины в борьбе с малярией, от которой
не знали спасения в те дни. Тогда
же впервые стали применять
Одним из важных событий
в духовной жизни века было постижение
законов всемирного тяготения, открытых
Ньютоном. Он завершил создание новой
механистической картины
В речевом обиходе ХVIII века все новые научные, социальные и политические идеи связывались со словом "философия". Это слово пугало консерваторов и наоборот произносилось с восторгом людьми жаждущими перемен.
Центральным пунктом этой новой "философии", т.е. философско-идеологической системы Просвещения являлась проблема человека в обществе. Необходимость осмысления и новых решений этой проблемы вызревала по меньшей мере, в течение двух предшествующих столетий - Позднего Ренессанса и трагически-гуманистического ХVII века. Эпоха религиозных войн, фрагментами которой явились и первые буржуазные революции, привела к глубокой секуляризации культуры. К концу ХVII в. религия перестала быть универсальной организующей формой общества. Она сделалась теперь либо идеологией в узком смысле слова (рационализированным комплексом догм, обслуживающих особые государственные или сословные интересы, либо неотчуждаемой личной верой). Этот процесс сопровождался невиданным нравственным кризисом, правовым беспределом.
В этот период сложилась весьма драматическая ситуация; либо западноевропейское общество и его культура перестают существовать, либо оно находит пути спасения. И оно не погибло, ибо западная культура смогла создать новых нравственно-правовых абсолютов, которая объективно запрашивалась эпохой, и, провозглашая которую, подымающаяся буржуазия только и могла обеспечить себе роль общедемократического лидера. Именно эта система и явилась фундаментом идеологии Просвещения. Центральное место в ее разработке принадлежало известному английскому философу Джону Локку, близкому другу Ньютона. Его «Опыт о человеческом разуме» и «Трактат о государственном управлении» содержали позитивную программу, принятую и английскими и французскими просветителями.
Ее основные элементы: а)
обостренное внимание к вопросам
распределительной и
Вслед за Локком французские просветители Руссо и Монтескье обосновали теорию общественного договора. В своих работах они проводили мысль об образовании государства посредством договора между народом и правителями, т.е. тем, кому он вручает часть своей власти. При этом государь обязан править только на основе разумных законов, обеспечивающих благо каждого человека и народа в целом. В связи с этим Монтескье отказывал в праве на законность неограниченной власти, а тем более – деспотии. Его идеалом была английская конституционная монархия с парламентом и четким разделением трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной,
Нужно отметить, что для французского Просвещения вообще, характерна большая пестрота политических и философских позиций, с которых атаковались абсолютизм, социальное неравенство и клерикальное мракобесие.
На первом этапе (20-40 гг.) Просвещение включало большое число выходцев из аристократии. Им, как, впрочем, и представителям третьего сословия, казалось возможным решить спор с абсолютной монархией мирным путем (Вольтер, Монтескье и др.). Разительно отличается от них второе поколение просветителей, которое идейно оформляется в 50-е годы. Это те, кто будет «просвещать головы для грядущей революции» - Дидро, Гельвеций, Гольбах, люди, опиравшиеся на материалистическое учение о природе и радикальную социальную программу. Наконец, особняком стоит Руссо, который был деистом по своим философско-религиозным позициям, но, выражая политические интересы низов, обнажал иллюзии своих соратников относительно «орудий просвещения».
Так как основным полем
борьбы в этот период являлась область
идеологии, то это существенно меняло
положение искусства в системе
философских размышлений. Вопросы
сущности искусства и его воспитательных
возможностей привлекали самое пристальное
внимание, ибо здесь, по мнению просветителей,
открывался прямой путь к "естественному
человеку", т.е. природному, свободному,
чувствующему - прежде всего - существу,
стремящемуся к удовольствию и избегающему
страдания. Именно таким виделся "естественный
человек большинству
Эстетическая проблематика
наиболее глубоко и многосторонне
разрабатывалась французским
Утверждение морализующего характера искусства проводилось им неуклонно, на протяжении многих лет. Он делал это не исподволь, а открыто, с вызовом. В "Салоне 1763" в связи с работами Греза он восклицал: "Мне по душе сам этот жанр - нравоучительная живопись. И так уж кисть долгие годы была посвящена восхвалению разврата и порока. Смелей, мой друг Грез! Морализируй в живописи, у тебя это получается прекрасно "[3, с.61].
Критика Дидро должна была
оказывать теоретическую помощь
всему, что представлялось в искусстве
с просветительских позиций, прогрессивным.
Наиболее яркий пример этому - борьба
Дидро с установленной
Таким образом, культурные и научные достижения XVIII века не могли не восхитить человека, не могли не заставить его преклоняться перед наукой, сохранявшую жизнь человека, облегчавшую ее. Культура Просвещения дала человеку новые моральные ориентиры взамен религиозных: развитие культуры соблюдения договоров и соглашений, возникновение идеи неотчуждаемых естественных прав на жизнь, свободу и собственность, дарованных каждому индивиду от рождения. Эта система нравственных абсолютов Просвещения, безусловно, способствовала развитию и раскрепощению человека в мире себе подобных, стимулировала его к научной, созидательной деятельности, но, к сожалению, и подталкивала его в направлении социально-политических преобразований.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать,
что культурная доктрина Просвещения
включала такие особенности
Культурные и научные
достижения XVIII века не могли не восхитить
человека, не могли не заставить
его преклоняться перед наукой, сохранявшую
жизнь человека, облегчавшую ее.
Культура Просвещения дала человеку
новые моральные ориентиры
Список использованной литературы
1. Аверинцев С.С. Второе
рождение европейского
2. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.- 144 с.
3. Деметриева Н.А. Краткая история искусств.- М.: Искусство,1975
4. Каган М.С. Лекции по истории эстетики.- Л.: Аврора, 1973
5. Якимович А.К. Шарден и французское Просвещение.- М.: Искусство, 1981
6. Яковлев В.П. Европейская культура XVII-XVIII веков.- Ростов-на-Дону, 1992