Эпоха просвещения и рационализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 21:07, доклад

Описание работы

Просвещение можно считать главным феноменом XVIII века. Если деятели предыдущего столетия еще учились сами, то теперь мыслящая часть общества осознала, что знания должны быть доступны и народу. Самыми мощными средствами на тот момент для целей Просвещения стали литература и театр. Центральные идеи просветителей были таковы: критика феодального общества и церковного “мракобесия”, осознание основополагающей роли знания, воспитания и образования, материализм, исторический оптимизм, понимание человека как “tabula rasa” (“чистая доска”), на которую можно записать все разумное, и, конечно, идея прогресса человека и человечества.

Файлы: 1 файл

Эпоха просвещение и рационализм.docx

— 29.08 Кб (Скачать файл)

 

 

2. XVIII столетие в Европе - век Просвещения

 

Анализируя особенности  модернизма, критически отзываясь о  его склонности к догматизму, тоталитаризму, идеализации способностей человеческого  разума, нельзя забывать о выдающихся культурных и научных достижениях  этого периода. XVIII век начал заниматься электричеством. И хотя дальнейшие достижения были сделаны в XIX веке, но уже тогда оно стало предметом  всеобщего интереса и великих  надежд. Стали известны целебные свойства хины в борьбе с малярией, от которой  не знали спасения в те дни. Тогда  же впервые стали применять оспопрививание. Это было сенсационным открытием. Оспа косила народы, гибли десятки и  сотни тысяч людей. В России от оспы умер молодой царь Петр П, во Франции - король Людовик XV.

 

Одним из важных событий  в духовной жизни века было постижение законов всемирного тяготения, открытых Ньютоном. Он завершил создание новой  механистической картины Вселенной, начатое его предшественниками  Коперником и Бруно, Кеплером и Галилеем, Декартом и Лейбницем. Вольтер распространил  идеи великого англичанина на континенте. Российская академия именно за распространение  и популяризацию идей и открытий Ньютона присвоила ему звание своего почетного члена.

 

В речевом обиходе ХVIII века все новые научные, социальные и политические идеи связывались со словом "философия". Это слово пугало консерваторов и наоборот произносилось с восторгом людьми жаждущими перемен.

 

Центральным пунктом этой новой "философии", т.е. философско-идеологической системы Просвещения являлась проблема человека в обществе. Необходимость  осмысления и новых решений этой проблемы вызревала по меньшей мере, в течение двух предшествующих столетий - Позднего Ренессанса и трагически-гуманистического ХVII века. Эпоха религиозных войн, фрагментами которой явились и первые буржуазные революции, привела к глубокой секуляризации культуры. К концу ХVII в. религия перестала быть универсальной организующей формой общества. Она сделалась теперь либо идеологией в узком смысле слова (рационализированным комплексом догм, обслуживающих особые государственные или сословные интересы, либо неотчуждаемой личной верой). Этот процесс сопровождался невиданным нравственным кризисом, правовым беспределом.

 

В этот период сложилась  весьма драматическая ситуация; либо западноевропейское общество и его культура перестают существовать, либо оно находит пути спасения. И оно не погибло, ибо западная культура смогла создать новых нравственно-правовых абсолютов, которая объективно запрашивалась эпохой, и, провозглашая которую, подымающаяся буржуазия только и могла обеспечить себе роль общедемократического лидера. Именно эта система и явилась фундаментом идеологии Просвещения. Центральное место в ее разработке принадлежало известному английскому философу Джону Локку, близкому другу Ньютона. Его «Опыт о человеческом разуме» и «Трактат о государственном управлении» содержали позитивную программу, принятую и английскими и французскими просветителями.

 

Ее основные элементы: а) обостренное внимание к вопросам распределительной и карательной  справедливости ("каждому свое"), б) развитие контрактной этики, т.е. культуры соблюдения договоров и  соглашений, в) идея неотчуждаемых естественных прав на жизнь, свободу и собственность, дарованных каждому индивиду от рождения. Итак, соблюдать справедливость, чтить  договоры, уважать чужую свободу - система нравственных абсолютов  Просвещения.

 

Вслед за Локком французские  просветители Руссо и Монтескье  обосновали теорию общественного договора. В своих работах они проводили  мысль об образовании государства  посредством договора между народом  и правителями, т.е. тем, кому он вручает  часть своей власти. При этом государь обязан править только на основе разумных законов, обеспечивающих благо каждого  человека и народа в целом. В связи  с этим Монтескье отказывал в  праве на законность неограниченной власти, а тем более – деспотии. Его идеалом была английская конституционная  монархия с парламентом и четким разделением трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной,

 

Нужно отметить, что для  французского Просвещения вообще, характерна большая пестрота политических и  философских позиций, с которых  атаковались абсолютизм, социальное неравенство и клерикальное мракобесие.

 

На первом этапе (20-40 гг.) Просвещение  включало большое число выходцев из аристократии. Им, как, впрочем, и  представителям третьего сословия, казалось возможным решить спор с абсолютной монархией мирным путем (Вольтер, Монтескье  и др.). Разительно отличается от них  второе поколение просветителей, которое  идейно оформляется в 50-е годы. Это  те, кто будет «просвещать головы для грядущей революции» - Дидро, Гельвеций, Гольбах, люди, опиравшиеся на материалистическое учение о природе и радикальную  социальную программу. Наконец, особняком  стоит Руссо, который был деистом  по своим философско-религиозным  позициям, но, выражая политические интересы низов, обнажал иллюзии  своих соратников относительно «орудий  просвещения».

 

Так как основным полем  борьбы в этот период являлась область  идеологии, то это существенно меняло положение искусства в системе  философских размышлений. Вопросы  сущности искусства и его воспитательных возможностей привлекали самое пристальное  внимание, ибо здесь, по мнению просветителей, открывался прямой путь к "естественному  человеку", т.е. природному, свободному, чувствующему - прежде всего - существу, стремящемуся к удовольствию и избегающему  страдания. Именно таким виделся "естественный человек большинству просветителей: стремящимся к собственной выгоде и естественным радостям, но не в коем случае за счет других людей. Искусство, с точки зрения просветителей, являлось самым девственным способом эмоционального и интеллектуального воспитания общества, его подготовки к грядущим социальным переменам.

 

Эстетическая проблематика наиболее глубоко и многосторонне  разрабатывалась французским просветителем  Д. Дидро. В числе его наиболее известных художественно-критических  работ - целый ряд обзорных статей о выставках Академии, называвшихся Салонами (1759-1781г.г.). Дидро - критик требовал от художника превращения искусства в средство, которое "заставило бы нас любить добродетель и ненавидеть порок" [3, с.57]. Путь к этому он видел в усилении содержательной стороны искусства. Желая охарактеризовать не удовлетворявший его уровень выставки Салона 1759, Дидро восклицал: "Живописи много, мысли мало".

 

Утверждение морализующего характера искусства проводилось им неуклонно, на протяжении многих лет. Он делал это не исподволь, а открыто, с вызовом. В "Салоне 1763" в связи с работами Греза он восклицал: "Мне по душе сам этот жанр - нравоучительная живопись. И так уж кисть долгие годы была посвящена восхвалению разврата и порока. Смелей, мой друг Грез! Морализируй в живописи, у тебя это получается прекрасно "[3, с.61].

 

Критика Дидро должна была оказывать теоретическую помощь всему, что представлялось в искусстве  с просветительских позиций, прогрессивным. Наиболее яркий пример этому - борьба Дидро с установленной классицизмом в XVII в. иерархией жанров. В этой иерархии, разумеется, не было места ни "мещанской драме", о которой уже неодобрительно упоминал в "Севильском цирюльнике" персонаж Бомарше, ни бытовому роману, ни комической опере, ни жанровой живописи. Между тем, именно в этих жанрах третье сословие, не имея еще сил для других форм самоутверждения, противопоставляло феодальному упадку нравов свой идеал патриархальной добродетели и чувствительности. Дидро, не разрушая целиком привычную пирамиду жанров, вбивал в нее клин, так называемые «средние жанры», которые он помещает между традиционными «высокими» и «низкими».

 

Таким образом, культурные и  научные достижения XVIII века не могли  не восхитить человека, не могли  не заставить его преклоняться перед  наукой, сохранявшую жизнь человека, облегчавшую ее. Культура Просвещения  дала человеку новые моральные ориентиры  взамен религиозных: развитие культуры соблюдения договоров и соглашений, возникновение идеи неотчуждаемых  естественных прав на жизнь, свободу  и собственность, дарованных каждому  индивиду от рождения. Эта система  нравственных абсолютов Просвещения, безусловно, способствовала развитию и раскрепощению человека в мире себе подобных, стимулировала его  к научной, созидательной деятельности, но, к сожалению, и подталкивала его в направлении социально-политических преобразований.

 

 

Заключение

 

Подводя итоги, можно сказать, что культурная доктрина Просвещения  включала такие особенности мировоззрения  как ориентация на беспредельные  возможности человеческого разума, твердое убеждение в познаваемости  окружающего мира, причем задачей  познающего субъекта являлось как можно  более глубокое познание избранного объекта. Также для модернизма характерно принижение значения человеческой субъективности, индивидуальности, как в вопросах познания, так и на уровне социальных процессов. Еще одной характерной  чертой модернизма является вера в  неизбежность социального прогресса. В современной культуре именно модернизм  породил явление технологического оптимизма – безграничную веру в  то, что научные методы способны разрешить любую критическую  ситуацию. Безудержное наращивание  технологической мощи стало одной  из ведущих проблем современной  цивилизации.

 

Культурные и научные  достижения XVIII века не могли не восхитить  человека, не могли не заставить  его преклоняться перед наукой, сохранявшую  жизнь человека, облегчавшую ее. Культура Просвещения дала человеку новые моральные ориентиры взамен религиозных: развитие культуры соблюдения договоров и соглашений, возникновение  идеи неотчуждаемых естественных прав на жизнь, свободу и собственность, дарованных каждому индивиду от рождения. Эта система нравственных абсолютов  Просвещения, безусловно, способствовала развитию и раскрепощению человека в мире себе подобных, стимулировала  его к научной, созидательной  деятельности. Однако стремления к  социально-политическим преобразованиям, желание осчастливить и уравнять всех породили тоталитарные режимы ХХ века, ужаснувшие мир своим безразличием к правам и свободам человека. Культурное наследство эпохи Просвещения, можно  сказать уверенно, создало ХХ век  со всеми его победами и поражениями.

 

 

Список использованной литературы

 

1.  Аверинцев С.С. Второе  рождение европейского рационализма// Вопросы философии.- 1989. - № 3

 

2.  Гречко П.К. Концептуальные  модели истории: Пособие для  студентов. М.: Логос, 1995.- 144 с.

 

3.  Деметриева Н.А. Краткая история искусств.- М.: Искусство,1975

 

4.  Каган М.С. Лекции  по истории эстетики.- Л.: Аврора, 1973

 

5.  Якимович А.К. Шарден  и французское Просвещение.- М.: Искусство, 1981

 

6.  Яковлев В.П. Европейская  культура XVII-XVIII веков.- Ростов-на-Дону, 1992


Информация о работе Эпоха просвещения и рационализма