Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:42, реферат
Возрождением, или Ренессансом, называют эпоху в развитии стран Европы, ознаменовавшуюся принципиальными изменениями в мировоззрении людей и во всех сферах жизни. Свое название она получила из-за того, что появившееся в это время искусство как бы «возрождало» античную культуру, которая воспринималась как высшее совершенство и служила для мастеров Ренессанса источником вдохновения и знаний и образцом для подражания. Средневековое искусство казалось им неумелым и варварским, однако на самом деле новая культура многим была обязана предшествующей ей художественной традиции. Нерасторжимая связь и постоянное противоборство старого и нового – вот ключевой момент искусства Ренессанса.
Ведение……………………………………………………………..стр.3
Глава 1. Гуманистические идеи эпохи Возрождения……….стр.6
Глава 2. Культура эпохи Возрождения………………………...стр.10
Глава 3. Культура Возрождения в Италии…………………….стр.15
Заключение……………………………………………………
Появляется портрет, утверждающий значение индивида, разрастаются изображения бытовых сцен и пейзажа, свидетельствующие о новом отношении к окружающему миру, о живом интересе к реалиям бытия. Расцветают монументальные формы живописи и скульптуры, героизирующие человека. Важные перемены происходят в положении художника, который постепенно освобождается от обязательных прежде цеховых связей, и в отношении общества к искусству.
Возрастает значение индивидуальности художника, стремившегося к более свободному выражению своего отношения к миру и человеку. Как и в других сферах культуры Возрождения, процессы, свершавшиеся в искусстве, не были однозначными. Новое нередко соседствовало с многовековыми традициями, само развитие искусства шло крайне неравномерно по темпам в разных регионах, по продвинутости нового в различных видах художественного творчества, в теории и осмыслении истории искусства. Тем не менее, в целом эпоха Возрождения стала одним из крупнейших этапов в художественном развитии человечества.
Аналогичные сдвиги происходили и в литературе, театре, музыке. В литературе возродились и расцвели забытые античные жанры диалога, трагедии, комедии, появились новые формы – новелла и сонет, обновилась не только лирическая, но и эпическая поэзия. В музыке эпоха Возрождения ознаменовалась возникновением оперы, балета, мадригала. Театральное искусство, где традиционными были мистерии на религиозные темы и праздничные карнавальные действа, обогащается светской драматургией, воплощавшейся в придворных и городских театрах. Именно последние, как и обновленные театрализованные уличные шествия и карнавалы, становятся местом встречи ренессансного искусства с самым массовым зрителем эпохи.
В создании культуры Возрождения основной вклад принадлежал новой интеллигенции, разнородной по происхождению (здесь были выходцы из самых разных слоев общества: от аристократии до купеческой, ремесленной и крестьянской среды). Ее социальный статус определялся профессиональной деятельностью, государственной службой, а нередко и церковным саном. Творческая судьба этой интеллигенции в немалой степени зависела от взаимоотношений с властью, меценатства, системы заказов-частных, корпоративных, церковных, государственных. Возрождение привнесло в культуру эпохи и новые формы самоорганизации лиц творческого труда - гуманистические кружки и сообщества, литературные, художественные, музыкальные академии, внецеховые мастерские художников, скульпторов, архитекторов. Новые содружества людей творческих профессий отличались открытостью, атмосферой свободных дискуссий.
Специфические черты приобрели в эпоху Возрождения и традиционные формы культуры.
Самостоятельный, медленно эволюционирующий путь развития сохранился в народной культуре крестьянства и основной массы городского населения. В этой среде продолжали существовать некоторые архаические традиции и суеверия языческого типа, причудливо сплетавшиеся с христианскими религиозными верованиями и представлениями. Светские начала были сильны в собственно фольклорных сферах – устных сказаниях, песнях, танцах, театральных действиях. Распространение книгопечатанья, развитие национальной литературы и театра, культурные влияния, исходившие от иной социальной среды,- все это способствовало проникновению в народную массу, по крайне мере в городскую, отдельных элементов ренессансной культуры. Веяния Ренессанса сказались на этих социальных слоях в гораздо большей мере.
Развитие культуры в эпоху Возрождения прошло ряд этапов. Они не идентичны периодам эволюции гуманизма, хотя и связаны с этим процессом. В итальянском ренессансе, имеющем наиболее длительную историю, помимо подготовляющей его фазы Предвозрождения обычно выделяют стадии Раннего, Высокого и Позднего Возрождения.
Глава 4. Культура Возрождения в Италии.
Культура Возрождения возникла и сформировалась ранее других стран в Италии, достигнув здесь блестящего расцвета в первые десятилетия XVI в. Ее зарождение в XIV в. и быстрое поступательное развитие в XV в. были обусловлены историческими особенностями страны. Одна из самых урбанизированных областей Европы – Италия в XIV-XV в. достигла очень высокого уровня средневековой цивилизации по сравнению с другими регионами Европы. Независимые города Северной и Центральной Италии. Богатые и процветающие, чрезвычайно активные экономически и политически, стали главной базой складывания новой, ренессансной культуры, светской по своей общей направленности.
Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что в Италии не сложились четко оформленные сословия, а феодальная знать оказалась вовлеченной в бурную городскую жизнь и тесно смыкалась в своей политической и хозяйственной деятельности с купеческой верхушкой и состоятельным слоем пополанства , границы между которыми были размыты. Эта особенность итальянского общества способствовала созданию в городе-государстве особого климата: здесь ценилась и культивировалась свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, которые открывали путь к социальному и экономическому преуспеванию. В городской среде отчетливее проявлялись новые черты миросозерцания и самосознания различных прослоек общества.
Среди предпосылок зарождения и развития ренессансной культуры в Италии одной из важнейших была широкая система образования – от начальных и средних школ, содержавшихся на средства городской коммуны, домашнего обучения и профессиональной подготовки в лавках купцов и ремесленников до многочисленных университетов.
Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов развития. Их границы отмечены столетиями – XIV,XV,XVI вв. Этап раннего гуманизма завершился к началу XV в., выдвинув программу построения новой культуры - широкого комплекса гуманитарных дисциплин. Характерным для него стало возникновение многочисленных центров ренессансной культуры – во Флоренции, Милане, Венеции, Риме, Неаполе, и небольших государствах – Ферраре, Мантуе, Урбино, Болонье, Римини. В течении XV в. сложилось мощное гуманистическое движение, охватившее многие стороны культурной и общественной жизни Италии. Роль новой интеллигенции в структуре общества и развитии культуры значительно возросла во второй половине XV в. Она все более утверждала свои позиции в системе образования, на государственной службе, в сфере науки и литературы, изобразительном искусстве и архитектуре, в культурном строительстве в целом. Именно с ее деятельностью было связано разыскание и изучение античных памятников, создание новых библиотек и коллекций произведений искусства древности.
Итальянское Возрождение принято делить на несколько периодов: Проторенессанс (вторая половина ХШ-ХIVв.), раннее Возрождение (ХVв.), Высокое Возрождение (конец ХV-первые десятилетия ХVIв.), позднее Возрождение (последние две трети ХVIв.).
В культуре итальянского Возрождения архитектура и изобразительное искусство занимают выдающиеся место. По обилию талантливых мастеров, размаху и многообразию художественного творчества, а главное, по его смелому новаторству Италия опередила в XV в. все другие страны Европы.
Начало радикальных преобразований в искусстве относится к первым десятилетиям XV века. Лидером в творческом поиске и открытиях в художественной сфере, как в гуманизме, на протяжении почти всего этого столетия была Флоренция. Брунеллески, Донателло, Мазаччо - три флорентийских гения - открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве.
Формирование реннесансной архитектуры во второй половине XV в. продолжил ряд выдающихся мастеров. Возведенный по проекту Микеллоцо дворец Медичи во Флоренции стал образцом для строительства и других трехэтажных палаццо, торжественных и строгих по облику, с богато украшенными интерьерами. Новаторством отмечены проекты Леона Баттиста Альберти: в палаццо Ручеллаи во Флоренции он впервые применил членение трех ярусов фасада пилястрами разных ордеров, а при переделки фасада готической церкви Санта Мария Новелла первым использовал волюты, чтобы зрительно объединить его центральную часть с более низкими боковыми. В ренессансном стиле, один из главных создателей которого был он сам, Альберти проектировал постройки в Мантуе и Римини. В проектах церквей в Мантуе он, в частности, творчески использовал мотив античной триумфальной арки, придав постройкам особую монументальность.
Подлинным реформатором искусства ваяния стал выдающийся флорентийский скульптор Донателло. Отход от готической традиции наметился уже у Лоренцо Гиберти, создавшего в бронзе рельефы дверей флорентийского баптистерия. Донателло сделал новые смелые шаги в ренессансных исканиях. Он впервые создал отдельно стоящую статую, не связанную с архитектурой, был автором первого конного монумента-памятника кондотьеру Гаттамелате в Падуе, воплотил в камне и бронзе красоту обнаженного человеческого тела. Одухотворенные образы его рельефа «Благовещение» стали подлинным шедевром мировой пластики. В творчестве многих скульпторов Кватроченто – у Якопо Дела Кверча, создавшего «Фонтан радости» в Сьене и героические по духу рельефы портала церкви Сан Петронино в Болонье, у Верроккьо, автора конного монумента кондотьера Коллеони в Венеции, у Луки и Андреа Делла Роббиа, работавших в технике майолики, искусство скульптуры достигло высочайшего уровня. Выразительность фигур, гармоничность пропорций, светская интерпретация религиозных сюжетов получили широкое распространение в итальянской пластике к исходу XV в.
Важное место к этому времени в ней занял погрудный портрет. Утверждению этой разновидности новой скульптуры способствовали многочисленные заказы правителей и богатой городской верхушки.
Становление и развитие ренессансной живописи было сложным процессом. Еще в первой трети XIV в. великий художник Джотто в своих фресках в капелле дель Арена в падуе, в росписях капелл перуцци и барди в церкви Санта Кроче во Флоренции утверждал красоту земных образов, обращаясь к творческим поискам, опережавшим его время. Стремясь приблизиться к жизнеподобности композиций, он помещает фигуры, обретающие объем, в трехмерное, хотя и неглубокое пространство.
В развитии ренессансной живописи сочетание старых и новых принципов порождало множество переходных форм. Полны лиризма и мечтательности светлые, нарядные фрески в монастыре Сан марко во Флоренции, выполненные замечательным колористом монахом Беато Анджелико.
Во второй половине XV в. нарастают здания художников в анатомии и перспективе, совершенствуется их мастерство изображения трехмерного пространства в пластической выразительности человеческих фигур, все шире и разнообразней становится отраженный в искусстве образ мира, включающий пейзажные фоны и подробно разработанные сцены в интерьерах или архитектурной среде итальянских городов. Для живописи этого времени характерно исключительное многообразие индивидуальных манер художников.
В последнее десятилетие XV в. наряду с флорентийской школой живописи складываются имеющие свой прочерк школы и направления в Средней и Северной Италии. Начало умбрийской живописной школе положило творчество одного из крупнейших мастеров Средней Италии Пьеро делла Франческо. Он был первым автором трактата о перспективе, выдающимся монументалистом, создавшим фрески «Прибытие царицы Савской к царю Соломону», « Сон Константина» и другие в церкви Сан Франческо в Ареццо, и величайшим колористом, умевшим передавать красоту цветовых гармоний в световоздушной среде.
К концу XV в. принципы, формы, образы нового искусства стали достоянием уже всех областей Италии. Сложились основы новой системы жанров, был накоплен богатейший опыт художественного познания человека и окружающего его мира. Началось распространение воздействия нового итальянского искусства в других странах Европы. Этап Раннего Возрождения завершился, подготовив мощный подъем всех видов искусства в пору Высокого Возраждения.
Первые три десятилетия культурного развития Италии XVI в. на редкость богаты яркими талантами. Высокое Возрождение – это прежде всего шесть имен, шесть мастеров, каждый из которых, усвоив все знания и достижения предыдущего века, сумел развить их и поднял искусство на новую высоту,- Донато Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Джорджоне и Тициан.
Браманте, обладавший выдающимся талантом, начинал свою творческую деятельность как живописец, но затем увлекся архитектурой и за двадцать лет, проведенных в Милане, возвел там несколько великолепных зданий, в которых с удивительным изяществом сочетал местные традиции с античной ордерной системой. Браманте стал провозвестником нового классического стиля в архитектуре. В своем творчестве Браманте наметил те пути, по которым пошло развитие итальянской архитектуры в ХVIв.
Во всей истории человечества едва ли найдется другой столь универсальный гений, каким был Леонардо да Винчи. Он занимался не только искусством – живописью, ваянием и зодчеством, но и науками – математикой, физикой, астрономией, анатомией. Он прекрасно играл на лютне, пел и писал стихи и новеллы. Леонардо да Винчи были созданы знаменитые картины: «Мадонна с цветком», Мадонна с младенцем», «Тайная вечеря», «Джоконда».
Сын художника и поэта – гуманиста Рафаэль Санти рано снискал славу великого живописца . За свою короткую жизнь он сделал так много, что значение его творчества для всего европейского искусства невозможно переоценить. С его именем обычно связывается представление об идеальной, возвышенной красоте и внутреннем покое, душевной чистоте и особой радостной полноте жизни. Принято считать, что в триаде великих мастеров Высокого Возрождения, где Леанардо олицетворяет интеллект, а Микеланджело – мощь, Рафаэль выступает носителем гармонии. Эта внутренняя гармония проявляется уже в его ранних картинах - «Мадонна Конестабиле». «Сикстинская Мадонна» - великий шедевр Рафаэля, самая знаменитая его картина. Мария идет по облакам, неся своего ребенка. Папа Сикст IV в., преклонив колени, созерцает чудесное явление; святая Варвара благоговейно потупила взор, а два ангелочка у нижнего края картины устремляют вверх задумчивые взгляды.
Образ Девы Марии
был любимой темой Рафаэля, за
что его нередко называют «
Информация о работе Эпоха Возрождения. Ее значение для развития мировой культуры