Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:58, контрольная работа
Культурология – это наука, которая изучает человеческое общество, но она отличается от других подобных наук, так как предметом ее исследований являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей, которые раскрывают культуру как форму и способ существования человека.
Понятие «культура» сложно и неоднозначно. Культура (culture) в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Отсюда видно, что культура явление не природное, а созданное человеком и каждая из форм человеческой деятельности относится к культуре. М. Л. Гаспаров пишет: «Культура для меня сплошь и рядом остаётся суммой фрагментов истории, философии, религии, литературы, искусства, науки, быта. Согласующихся, но не срастающихся воедино; а если мне кажется, что я чувствую их сросшимися воедино, то описать их неипрессионистическими словами мне очень трудно». Это суждение человека посвятившего себя изучению культуры, и, естественно знающий ее.
Введение……………………………………………………………………3-4
Культурно-исторические предпосылки Возрождения…………………..5-8
Гуманизм как идеология Возрождения…………………………..……..9-13
Словарь понятий и персоналий………………………………………...14-16
Заключение………………………………………………………………….17
Литература…………………………
Содержание
Введение………………………………………………
Культурно-исторические
предпосылки Возрождения…………………
Гуманизм
как идеология Возрождения……………
Словарь
понятий и персоналий…………………………
Заключение…………………………………………
Литература…………………………………………
Понятие «культура» сложно и неоднозначно. Культура (culture) в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Отсюда видно, что культура явление не природное, а созданное человеком и каждая из форм человеческой деятельности относится к культуре. М. Л. Гаспаров пишет: «Культура для меня сплошь и рядом остаётся суммой фрагментов истории, философии, религии, литературы, искусства, науки, быта. Согласующихся, но не срастающихся воедино; а если мне кажется, что я чувствую их сросшимися воедино, то описать их неипрессионистическими словами мне очень трудно». Это суждение человека посвятившего себя изучению культуры, и, естественно знающий ее.
Цель данной контрольной работы - проследить процесс создания культуры в историческом плане, а именно в эпоху Возрождения.
Эпоха Возрождения – очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически входящее в средневековую историю европейских народов, возникшее в недрах феодальной культуры, Возрождение открывает принципиально новую культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство в обществе.
Возрождение (франц.-«Ренессанс», итал.- «Ринашименто») явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы, вызванное начавшимися процессами постепенного перехода от феодальных отношений к капиталистическим.
Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV-XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном итальянским явлением.
Во
второй половине XVI в. в Италии наступает
продолжительная феодальная реакция,
причиной которой стал политический и
экономический упадок. Еще несколько десятилетий
итальянские творцы создавали произведения
мирового уровня, но гуманистические тенденции
Возрождения с этого времени начинают
слабеть.
Культурно-исторические
предпосылки Возрождения.
Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который пришёлся в основном на XIV-XVI столетия, а в Италии начался ещё в XIII веке, принято называть эпохой Возрождения (Ренессанса).
Главное в Возрождении — это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные формы возрожденческого антропоцентризма.
Слово «Возрождение» вызывает
в памяти образ сказочной
В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.
Возрождение лучше всего проявилось в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех – в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.
При
этом художественное творчество и особенно
изобразительное искусство
Такова самая общая (в значительной мере поверхностная) характеристика Ренессанса. Она позволяет выявить его отличительные черты:
– индивидуализм практический и теоретический, означающий, что в центр своего мировоззрения и жизненной практики деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность;
– культ светской (т.е. нецерковной) жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям;
–
светский дух религии с тенденцией
к язычеству. Под «светским духом
религии» следует понимать то, что,
оставаясь религиозными людьми (христианами),
представители Возрождения
– освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отношение к авторам и учениям, признанным средневековой схоластикой. Деятели Возрождения смело критиковали, например, Аристотеля, чего, как правило, не могли допустить себе схоластические мыслители;
– особенное внимание к прошлому, к древности. Античная греко-римская культура стала предметом самого внимательного изучения, преклонения и подражания;
– чрезвычайный вкус к искусствам.
«Появились элементы гуманистической этики, реализма в искусстве. Искусство Возрождения делится на четыре этапа: Предвозрождение (Данте Алигьери (1265-1321), Джотто ди Бондоне (1266/1267 – 1337)), Раннее Возрождение (Франческо Петрарки (1304 – 1374), Донателло (ок. 1386 – 1466)), Высокое Возрождение (Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564)), Позднее Возрождение (Якопо Понтормо (1494 – 1557), Микеланджело да Караваджо (1573 – 1610) Бенвенуто Челлини (1500 – 1571)). Хронологические границы в разных странах не совпадают в силу исторических обстоятельств. Так эпоха Возрождения в Северных странах Европы запаздывает по сравнению с Италией».1
При том, что все четыре подхода
имеют несомненную правоту и историческое
обоснование, вопрос о природе переходности
Ренессанса от них ускользает. Суть проблемы
в этом случае заключается в том, чтобы
отразить в понимании Ренессанса органически
свойственное ему положение связующей
грани между двумя разнородными культурными
системами, раскрыть его смысл как «кризиса
культуры», как скачка с продолжением,
как «прерывания с унаследованием», поскольку
смена культурных форм происходила на
одном и том же субстрате – европейском
населении и в интервале всего 2-3 столетий.
Гуманизм
как идеология Возрождения.
Открытие древнего мира было произведено деятелями Возрождения таким путем, что стало одновременно открытием человеческой индивидуальности. Как это стало возможным? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего обратим внимание на значение термина «гуманизм». Его происхождение связано с понятием studia humanitatis – буквально «гуманитарные студии». Так начиная с XIV в. обозначали комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами. Возрождение, конечно, было связано с занятиями именно этими дисциплинами. Их изучение издавна строилось на знакомстве с античными авторами. Однако гуманисты Возрождения увидели в «гуманитарных студиях» не просто некоторые дисциплины, занятые изучением человека, а главное – средство его развития и возвышения. Если другие учебные предметы призваны формировать практические навыки овладения определенной профессией, то гуманитарные науки заняты воспитанием и образованием человека, формированием человеческого в человеке. Осознав особое значение гуманитарных занятий, Возрождение особо акцентировало и значение античного наследия для воспитания человечности. Начиная с Ф. Петрарки (XIV в.), обнаружилась отчетливая тенденция считать классическую латинскую и греческую древность, прежде всего древнюю литературу, единственным образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы рассматриваются теперь в качестве истинных учителей человеческого.
«Гуманизм Возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. Фактически это означало признание господства разума над окружающим миром. Из этого следовала еще одна черта гуманизма — вера во всеобщий и бесконечный прогресс. Наконец, поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному. Гуманизм Возрождения, не отрицая, что человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчество. Именно в творчестве, считали гуманисты, должно прежде всего, проявляться подобие человека Богу».2
Под
«человеческим» гуманисты стали
понимать совокупность качеств (humanitas),
требующих специальной
Неудивительно, что обращение к античным авторам как к первым учителям человеческого в человеке прочно связало возрожденческий гуманизм со словесностью, с культурой слова. Красота языковых форм и речи воспринимается гуманистами Возрождения в качестве важнейшей части изящества человека. Такой взгляд в значительной мере предопределен прямым влиянием античных авторов, ведь известно, что в древнегреческой мудрости искусство слова оценивалось исключительно высоко. Античная мудрость («софия») есть умение, в том числе и умение владеть словом. В ней заключено также преклонение перед этим умением. Гуманисты возводят преклонение перед искусством слова на небывалую высоту. Особый восторг вызывают у них стиль и слог античных авторов, а вместе с этим латинский и греческий языки. Заметим, что распространению греческого языка в Северной Италии – одном из главных центров Возрождения – способствовал приток образованных греческих эмигрантов, которые вынуждены были покидать Византию после взятия Константинополя турками (1453). Вместе с тем филологическая культура гуманистов отнюдь не свелась лишь к воскрешению и акцентированию того, что было известно античности. Напротив, в области словесности ими был сделан шаг вперед огромной важности. Благодаря этому шагу возрожденческий гуманизм можно считать открывателем и создателем основ филологии как науки.
Однако эпоха Возрождения не может рассматриваться только как одновекторный, исключительно поступательный социокультурный процесс. Прежде всего следует обратить внимание на противоречивость концепции неограниченной воли и способности человека к самосовершенствованию. Гуманистическая направленность её не гарантировала вовсе от подмены понятия свободы личности на понятие вседозволенности, низменного своеволия – по сути, на антиподы гуманизма. Примером этому могут служить взгляды итальянского мыслителя Николо Макиавелли (1469 – 1527), оправдывавшие любые средства для достижения власти, а также английского гуманиста Томаса Мора (1478 – 1535) и итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568 – 1639), видевших идеал социальной гармонии в обществе, выстроенном по жёсткой иерархической системе, регламентирующей все сферы жизни. Впоследствии эту модель назовут «казарменным коммунизмом».