Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 19:41, реферат
Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века(например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).
Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века(например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Периоды Эпохи Возрождения.
Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс
Проторенессанс тесно
связан со средневековьем, с романскими, готическими трад
Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.
Высокое Возрождение
Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.
Позднее Возрождение
Позднее Возрождение в
Италии охватывает период с 1530-х по
1590—1620-е годы. Некоторые исследователи
причисляют к Позднему Возрождению
и 1630-е, но эта позиция вызывает споры
среди искусствоведов и историков.
Искусство и культура этого времени
настолько разнообразны по своим
проявлениям, что сводить их к
одному знаменателю можно только
с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный
исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформац
Особенности эпохи Возрождения.
Основными чертами культуры Возрождения являются:
Названные черты тесно между собой связаны и их стоит рассматривать все вместе.
С определение основных черт связана и хронология эпохи итальянского возрождения (ренессанса). Время, в которое указанные черты только едва проявляются, характеризуется как Предвозрождение (Проторенессанс). Отрезок времени, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам, прослеживается четко, получила название раннего Возрождения. Время ставшее расцветом идей и принципов Возрождения, а также кануном ее кризиса, принято называть Высоким возрождением.
С чем связана
ориентация на человека в культуре
Возрождения. Не последнюю роль в
процессе самоутверждения человека
сыграли социально-
Люди Возрождения
не перестали быть людьми средневековья,
хотя время заставило их осознать
свою значимость и ответственность
за самих себя. Не потеряв Бога и
веру, они лишь по-новому взглянули
на себя. А модификация средневекового
сознания накладывалась на пристальный
интерес к античности. Что и
создавало уникальную и неповторимую
культуру, которая во многом была прерогативой
верхов общества. Во всех проявлениях
жизни царила, хотя и расшатанная,
католическая церковность.
Что стояло за обращением к античности?
Почему так часто объектом исследования
мыслителей и художников становились
учения Платона и Плотина? Почему античное
искусство так притягивало внимание художников.
Новое мироощущение человека, определенный
оптимизм мышления нуждались в мировоззренческой
опоре, обосновании, чем и выступала античность.
Антропологический возрожденческий неоплатонизм,
с одной стороны, старается утвердить
материальный мир, но у него много общего
с культом универсальной и самостоятельной
личности. В результате мир. В котором
пребывает человек, предстает насыщенным
божественным смыслом, а человек предстает
личностью, стремящейся абсолютизировать,
осуществить себя в своем гордом индивидуализме.
Постижение человеком мира, наполненного
божественной красотой, становится одной
из творческих задач людей эпохи возрождения.
Мир влечет человека, поскольку он одухотворен
богом. А что лучше всего может помочь
ему как ни собственные чувства. Человеческий
глаз в этом смысле, по мнению возрожденцев,
не знает равных. Пристальный интерес
к визуальному восприятию, расцветает
живопись и другие пространственные искусства.
Именно они, обладающие пространственными
закономерностями, позволяют более точно
и верно увидеть и запечатлеть божественную
красоту. Поэтому в эпоху возрождения
особое внимание уделяется законам искусства,
поэтому именно художники ближе других
стоят в решении мировоззренческих задач.
Поэтому эпоха итальянского Возрождения
носит отчетливо художественный характер.
Ощущение человеком трагичности своего
существования. В эту эпоху совершилось
небывалое столкновение языческих и христианских
начал человеческой природы. Именно это
послужило причиной глубокого раздвоения
человека. Христианское сознание греховности
этого мира и христианская жажда искупления
плюс теургическое задание художникам.
Историческое
значение эпохи возрождения связывают
с идеологией и художественной практикой
гуманизма, провозгласившего величие
и достоинство человека, его красоту и
совершенство, и утвердившего незыблемость
прав человека на счастливую жизнь, творческую
деятельность. Гуманисты подчеркнули
самоценность человеческой личности,
независимость достоинства личности от
происхождения и родовитости, способность
человека к постоянному совершенствованию
и уверенность в его безграничных способностях.
Гуманисты воспринимали человека как
наиболее прекрасное и совершенное творение
Бога. Они видели его предназначение в
активном созидательном действии, познании
и преобразовании, в украшении своим трудом,
развитии искусств, наук и ремесел.
Эпоха Возрождения – беспокойное время,
«когда человек начинает требовать свободы,
душа рвет церковные и государственные
путы, тело расцветает под тяжелыми одеждами,
воля побеждает разум; из могилы средневековья
вырываются рядом с самыми высокими помыслами
- самые низкие инстинкты.
Кроме Итальянского Возрождения следует
поговорить и о Северном, отразившемся,
прежде всего, на культуре Нидерландов
и Германии. Здесь также экономический
фактор сыграл не малую роль. Все более
глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных
отношений, включенность в общеевропейские
рыночные процессы касались больших масс
людей и меняли их сознание. Влияние античности
здесь менее заметно, северное возрождение
больше связано с реформацией. Лидирующим
видом искусств была живопись.