Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа
э Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.
Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядо
ВВЕДЕНИЕ
"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.
Формирование же любого
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте.
Чувство
красоты природы, окружающих людей,
вещей создает в ребенке особые
эмоционально психические состояния,
возбуждает непосредственный интерес
к жизни, обостряет любознательность,
развивает мышление, память, волю и
другие психические процессы. Научить
видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей
действительности призвана система
эстетического воспитания. Для того
чтобы эта система
"Система
эстетического воспитания
Искусство
заключает в себе большой потенциал
для развития личности. Из всего
вышесказанного, можно предположить,
что, приобщая младшего школьника к
богатейшему опыту
I.Теоретическая
часть.
В
общеобразовательных дошкольных учреждениях,
школах, профессионально-технических
училищах и средних специальных
учебных заведениях эстетическое воспитание
является частью учебно-воспитательного
процесса, ведется в связи с
изучением всех учебных предметов,
в течение всего времени
Все программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в общеобразовательных учреждениях большую роль отводят эстетическому развитию своих воспитанников. В процессе занятий, во время экскурсий, подготовки и проведения праздников учитывается эстетический компонент воспитательного процесса, формируются у детей художественные чувства и вкус.
Эстетическое воспитание- это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
Эстетическое
воспитание включает в себя эстетическое
развитие - организованный процесс
становления в ребенке
Цель эстетического воспитания - формирование у школьников нравственно- эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту. Ее достижение обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей, становление их подлинно художественного вкуса, продуктивного образного мышления.
Эстетические
цели неразрывно переплетаются с
изучением различных предметов,
с другими воспитательными
Эстетическое образование в младших классах ставит следующие задачи:
Эстетическое
воспитание детей осуществляется путем
разрешения объективных противоречий
и субъективных несоответствий. Основное
противоречие обусловлено тем, что
природа с рождения закладывает
в ребенка задатки и
Вместе с тем эти задатки
и возможности в полной мере
могут быть реализованы только
в условиях целенаправленного,
организованного художественно-
Противоречия
и несоответствия снимаются в
результате всесторонней организации
и осуществления системы
В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов. Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении. Везде и всегда сопровождает их красота и безобразное, трагическое и комическое. Из этого следует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей является важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду.
Организация
системы эстетического
Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников. Эстетические явления подлинно человеческой жизни и высокого искусства, ограничено связанные с преобразуемой жизнью, формируют эстетическое отношение к действительности.
Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации. На уроках по предметам эстетического цикла учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают первоначальные навыки художественно-творческой деятельности.
Урок искусства в школе дает
направление, определяет
Эффективное использование всех источников и спонтанных интересов школьников в целях эстетического воспитания возможно тогда, когда программа внеклассной работы, формы и методы их свободно избранной художественной деятельности тесно смыкаются по целям и содержанию с программами урочных занятий.
Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей.
Художественно-эстетическая
деятельность школьников обеспечивает
интенсивное развитие их воображения,
эмоциональной сферы, образной и
логической памяти, речи, мышления. В
процессе занятий искусством ребята
приводят в движение все умственные
силы и трудовой, игровой и любой
другой деятельности. В свою очередь
способности, приобретаемые учащимися
в общественно полезной, умственной,
физической работе, широко используются
в области художественно-
Система
эстетического воспитания учащихся
общеобразовательной школы
Важную роль в системе эстетического воспитания играет труд. Производство, особенно в условиях радикальной экономической реформы, не может игнорировать растущие эстетические потребности и вкусы людей. Не отвечающие эстетическим требованиям товары морально - эстетически устаревают еще в процессе производства, залеживается в магазинах, на складах, превращаются в недвижимый, омертвелый капитал, лишающий предприятие возможности существовать на основе хозрасчета и самофинансирования. Затоваривание связано также и с тем, что некоторые оригинально исполненные изделия прикладного искусства - керамические вазы, женские украшения, ковры, посуда- не привлекают внимания покупателей из-за обедненности их собственных художественных представлений и воображений . Органическая взаимосвязь труда и красоты, производства и потребления требует вовлечения школьников в труд, отвечающий современным эстетическим критериям. В таком труде осуществляется художественно-эстетическое воспитание будущего участника рыночного производства, потребителя товаров и духовно - эстетически развитого члена общества.
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников