Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 12:15, контрольная работа
Описание работы
Целю данной работы является - изучить маньеризм как один из стилей мирового искусства, выявить его главные стилистические особенности, а также рассмотреть на примере конкретных представителей.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. МАНЬЕРИЗМ КАК СТИЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 4 2. МАНЬЕРИСТ САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ (1447-1515) 11 3. МАНЬЕРИЗМ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519) 17 4. МАНЬЕРИЗМ РАФАЭЛЯ САНТИ (1483-1520) 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Маньеризмом называется
течение в европейском искусстве XVI в.
Оно происходит от итальянского слова
maniera – «манера», «прием», «художественный
почерк». Впервые этот термин появился
в европейском искусствоведении в 20-х
гг. XX в., а исследование маньеризма породило
обширную научную литературу со спорными
оценками и точками зрения.
Движение не мотивируется смыслом,
действием, а начинает подчиняться декоративному
ритму композиции. Движение, которое должно
было бы связывать фигуры между собой,
замыкается в пределах каждой изображаемой
художником фигуры, что придает им «метущийся»,
беспокойный характер. Пространственно-смысловые
связи рвутся, композиция становится неясной,
плохо читаемой. Вместо отдельных пластически-смысловых
акцентов, поддерживается все подряд,
без порядка и отбора. Если в искусстве
Барокко, зрительное движение было главным
формообразующим фактором, то в маньеризме
оно играло деструктивную, разрушающую
роль.
Достаточно только четырех
имен, чтобы понять значение среднеитальянской
культуры Высокого Ренессанса: Сандро
Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Микеланджело.
Их пути часто перекрещивались,
они выступали как соперники, относились
друг к другу неприязненно, почти враждебно.
У них были слишком разные художественные
и человеческие индивидуальности. Но в
сознании потомков эти три вершины образуют
единую горную цепь, олицетворяя главные
ценности итальянского Возрождения —
Интеллект, Гармонию, Мощь.
Целю данной работы
является - изучить маньеризм как один
из стилей мирового искусства, выявить
его главные стилистические особенности,
а также рассмотреть на примере конкретных
представителей.
МАНЬЕРИЗМ КАК
СТИЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Этот термин впервые применил
историк искусства Луиджи Ланци в 1792г.
для обозначения стиля, царившего в итальянской
живописи в период с 1527г. до начала деятельности
братьев Карраччи. Однако прилагательное
«маньеристический» более древнее – оно
впервые встречается у француза Фреара
де Шамбре в 1662г. У обоих авторов использование
этих терминов связано с негативной оценкой
стиля той эпохи. В 19в. теоретики, стремясь
прояснить значение и использование понятия
«маньеризм», начинают изучать творчество
«маньеристов», и благодаря этому стиль
той эпохи постепенно «реабилитируется.
Маньеризм (итал. Manierismo – вычурность,
манерничанье от maniera – прием, способ)
– название, условно обозначающее кризисные
стилистические тенденции, а так же определенный
этап в развитии европейского, главным
образом итальянского, искусства середины
и конца 16в. Этот этап отражал кризис художественных
идеалов эпохи Итальянского Возрождения.
Искусство Маньеризма в целом характеризуется
превалированием формы над содержанием.
Изысканная техника, виртуозность манеры,
демонстрация мастерства не соответствует
скудости замысла, вторичности и подражательности
идей. В Маньеризме усталость стиля, исчерпанность
его жизненных источников. Именно поэтому
этот термин часто толкуют более широко,
называя маньеризмом последнюю, кризисную
фазу развития любого художественного
стиля в различные исторические эпохи.
Одним из самых необычных примеров искусства
маньеризма древности можно назвать рельеф
храма Бела в Пальмире (32г. н.э.) с изображением
фигур храмовой процессии, лица которых
трактованы как орнаментальные завитки.
Подобную трансформацию невозможно объяснить
только подчинением изображения орнаментальным
задачам, скорее здесь отражается общий
кризис искусства эллинизма. Маньеризм
всегда свидетельствует о вырождении
одного и скором пришествии нового стиля.
Наиболее ярко эта его роль проявилась
в Италии, где маньеристические тенденции
предвещали рождение Барокко. Х. Вёльфлин
писал о том, что не случайно Маньеризм
получил такое мощное развитие в Италии,
где «культ пластики обнаженного тела
был особенно развит… В движении фигур
у Леонардо и Микеланджело… каждое мгновение
грозит перейти в искусственность и манерность».
Дж. Вазари критиковал живопись итальянского
кватроченто словами «aspro a vedere» (итал.
«жестко для зрения», имея в виду, вероятно,
строгую, тектоничность и скульптурность
в трактовке формы раннего флорентийского
Классицизма.
Впервые термин «maniera» стал
приобретать особое значение в середине
16в. у венецианских живописцев, которые
употребляли его с оттенком «новая манера»
(итал. «maniera nuova») для обозначения стиля
работы современных художников в отличие
от старшего поколения: Дж. Беллини, Джорджоне,
Тициана. В этом смысле термин «манера»
означал положительную оценку нового,
оригинального, своеобразного в искусстве,
выходящего за границы классической традиции.
Впервые после ренессанса с
таким трудом достигнутая гармония содержания
и формы, изображения и выражения стала
распадаться из-за чрезмерного развития
и эстетизации отдельных элементов, изобразительных
средств: линии и силуэта, красочного пятна
и фактуры, штриха и мазка. Красота отдельно
взятой детали становилась важнее красоты
целого. Этот путь неизбежен для эволюции
форм любого художественного стиля, но
величайшая по своим художественным достижениям
эпоха Возрождения создала и выдающийся
Маньеризм. Нарушение классической гармонии
сопровождалось и поисками новых, иных
способов организации отдельных изобразительных
элементов. Эта тенденция получила в итальянском
искусстве название «форцато» (итал. Forzato
– принужденный, насильственный). Она
заключалась в гиперболизме, выражении
чрезмерного, крайне напряженного действия,
движения, никак не мотивированного содержанием:
сюжетом, темой, идеей изображения. Отсюда
странная, непонятная для воспитанного
на классическом искусстве зрителя, дисгармония
форм, деформация фигур, кажущихся в картинах
маньеристов надуманными, жеманными и
даже уродливыми. Однако за всем этим стоят
определенные исторические закономерности,
придающие искусству Маньеризма вполне
«законный статус» художественного стиля.
В архитектуре Италии второй
половины 16в. Маньеризм проявился в произвольном
смешении и алогичном использовании элементов
различных ордеров, романских и готических
архаизмов. Разрушение строгой, логичной
связи элементов ордера, присущей классической
системе, можно было бы назвать эклектичным
и нехудожественным, если бы не новые,
пусть и алогичные, композиционные принципы,
которые заключались, прежде всего, в смене
тектонического формообразования пластическим.
Именно это, вероятно, имел в виду Дж. Вазари,
когда писал о постройках Б. Перуцци, что
они «не сложены, а словно выросли». Особое
течение в искусстве архитектурного маньеризма
представляют стилизации под причудливые
естественные образования: пещеры, гроты,
обросшие мхом стены. Со временем слово
«маньеризм» стало выражать то, что служит
для «исправления, украшения, улучшения
натуры», поскольку сама действительность,
как она есть, для художника неинтересна,
а ценность имеет лишь фантазия, выдумка,
воображение. Здесь термин «маньеризм»
означает по сути идеализм и романтизм.
Практически же, стремление заменить главный
эстетический критерий классицизма «Высокого
Возрождения» - «верность природе» - субъективизмом
«манеры» означало стилизацию в искусстве.
Одним из теоретиков подобной стилизации
в Италии был Ф. Цуккаро.
Ранний маньеризм во Флоренции
представлен творчеством Я. Понтормо –
выдающегося художника, работавшего под
сильным влиянием, находившегося в 1520-1534гг.
во Флоренции Микеланджело. Поэтому Маньеризм
Понтормо, отличался высокой духовностью,
несмотря на свой явно подражательный
характер. Следующее поколение флорентийских
маньеристов: ученик Понтормо А. Бронзино,
а также Дж. Вазари, Б. Бандинелли, бывшие
придворными художниками флорентийского
герцога Козимо 1 медичи, О. Джентилески,
А. Маньяско, Пермиджанино, Ф. Сальвиати
и многие другие постепенно теряли это
качество, отчего их искусство даже названо
«манерным маньеризмом» (maniere manierismo). Этот
термин предложил в 1963г. Д. Смит.
Поздние маньеристы, ощущая
несоответствие классических норм потребностям
времени, разрушали композиционные связи,
но, в отличие от художников Барокко, не
могли найти нового организующего пространственного
принципа. В частности, в декоративных
росписях, как отмечал Б. Виппер, в отличие
от классицизма Высокого Возрождения,
изобразительные композиции не связывались
органично с архитектурой, но и не создавали
новое, как в барокко, ирреальное пространство,
а оставляли «непреодоленным противоречие
между реальностью и мнимостью... элементами
изображаемого пространства, иллюзией
объема и архитектурным обрамлением, что
производило странное, путанное впечатление».
Именно поэтому во многом экстатическое
напряжение и динамика маньеристического
стиля выливались либо в чрезмерную дробность
мелких деталей и отсутствие ясного, связующего
эти детали пространственного принципа,
либо в поверхностное, внешнее подчеркивание
экспрессии, искажение пропорций фигур.
Например, типичным для живописцев итальянского
Маньеризма было создание композиций
из нагромождения обнаженных тел с преувеличенно
нервными движениями и гипертрофированной
мускулатурой – карикатурные повторения
фигур Микеланджело. Для живописи маньеризма
были характерны «змеевидные фигуры»
с вытянутыми пропорциями. Для «усиления
пластичности» чрезмерно малыми изображались
головы, кисти рук и пр. Это особенно характерно
для картин Пармиджанино. Удлинение фигур
и уменьшение деталей действительно усиливает
их пластичность, но в данном случае выглядит
манерным. В живописи Бронзино, напротив,
пропорции остаются классическими, но
разрушается целостность пространства.
Слишком крупные фигуры не умещаются в
отведенных им пределах, они либо перерезаются
рамой, либо зрительно «выпадают» из плоскости
картины. Их контуры уже не выражают пространственные
отношения фигур, как это было в живописи
Леонардо да Винчи или Рафаэля, а становятся
орнаментальными.
Движение не мотивируется смыслом,
действием, а начинает подчиняться декоративному
ритму композиции. Движение, которое должно
было бы связывать фигуры между собой,
замыкается в пределах каждой изображаемой
художником фигуры, что придает им «метущийся»,
беспокойный характер. Пространственно-смысловые
связи рвутся, композиция становится неясной,
плохо читаемой. Вместо отдельных пластически-смысловых
акцентов, поддерживается все подряд,
без порядка и отбора. Если в искусстве
Барокко, зрительное движение было главным
формообразующим фактором, то в маньеризме
оно играло деструктивную, разрушающую
роль.
Маньеризм проявился и в итальянской
скульптуре, главным представителем которой
в конце 16в. был Б. Челлини. Его произведения
при всей их кажущейся классичности отличаются
вниманием ко всем деталям без учета их
отношения к целому, чего не было у его
великих предшественников Донателло,
Микеланджело. Еще одной чертой маньеризма
в изобразительном искусстве является
особое пристрастие художника к тщательной,
ювелирной обработке поверхности, увеличение
материалом в большей степени, чем тем,
что он должен выразить. Не случайно Челлини
после отливки своих скульптур из бронзы
тщательно полировал их поверхность, украшая
ее чеканкой и гравировкой. Занимаясь
много ювелирным искусством, он и к скульптуре
подходил как к ювелирному изделию.
Одним из своеобразных проявлений
итальянского маньеризма первой трети
16в. стало так называемое «Готическое
Возрождение» - возвращение к средневековой
мистической экзальтации и экспрессии
образов, наиболее ярко проявившееся в
позднем творчестве Я. Понтормо.
Крайне своеобразным было распространение
маньеризма на севере Европы 16-17вв. В этот
период искусство Итальянского Возрождения
воздействовало на художников «по ту сторону
Альп» уже в маньеристической редакции.
В Германии, Франции, Нидерландах, Польше
получали широкое хождение гравюры, виртуозно,
но крайне вольно и субъективно трактовавшее
классические произведения итальянской
живописи. Наиболее характерный пример
– школа Фонтенбло во Франции. В Германии
ренессансные итальянские формы истолковывались
в национальных традициях, с готической
точки зрения. Результатом такого симбиоза
был несколько странный «готический маньеризм».
Разновидностью интернационального
маньеризма была деятельность художников
рудольфинского стиля в Праге и хаарлемских
академистов. Превалирование техники
над содержанием, виртуозность как самоцель
отличает многие виды декоративного и
прикладного искусства конца 16-начала
17вв. Маньеризмом можно считать венецианское
стекло, в свих наиболее ярких проявлениях
граничащее с трюкачеством, демонстрацией
«техники ради техники» с одной целью:
поразить, удивить, сделать так, чтобы
никто не смог повторить или даже догадаться
как это могло быть вообще сделано? Маньеризмом
по своей сути является творчество знаменитых
аугсбургских и нюрнбергских злато кузнецов
и ювелиров, прежде всего «немецкого Челлини»
В. Ямнитцера. С конца 16 столетия в области
декоративного искусства критерием особой
ценности и красоты стало «редкостное
и замысловатое». Заказчиков все менее
удовлетворяло повторение ренессансных
образцов, они требовали новизны, фантазии,
технической изощренности, роскоши и богатства.
Это вынуждало мастеров искать новые материалы,
сочетать золото и серебро с драгоценными
камнями, жемчугом, кораллами, перламутром,
заморским черным и красным деревом. Различного
рода диковины, как например ветвистые
кораллы или раковины-наутилусы, стали
своей формой определять общую композицию
изделий. Архитектоника, логика построения
композиции полностью уступала произволу,
причудам фантазии художника и заказчика.
Это было характерно для творчества мастеров
при дворе саксонских курфюрстов в Дрездене.
Достаточно только четырех
имен, чтобы понять значение среднеитальянской
культуры Высокого Ренессанса: Сандро
Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Микеланджело.
Они были во всем несходны между
собой, хотя судьбы их имели много общего:
все трое сформировались в лоне флорентийской
школы, а потом работали при дворах меценатов,
главным образом пап, терпя и милости и
капризы высокопоставленных заказчиков.
Их пути часто перекрещивались, они выступали
как соперники, относились друг к другу
неприязненно, почти враждебно. У них были
слишком разные художественные и человеческие
индивидуальности. Но в сознании потомков
эти три вершины образуют единую горную
цепь, олицетворяя главные ценности итальянского
Возрождения — Интеллект, Гармонию, Мощь.
МАНЬЕРИСТ САНДРО
БОТТИЧЕЛЛИ (1447-1515)
Боттичелли решился передать
свою тему в нескольких фигурах и сосредоточить
в них всю силу выразительности. В отличие
от «Примаверы», как известно, «Рождение
Венеры» написано на холсте, его формат
необычно велик (278,5*172,5) и характерен для
этого периода. Многие композиции современных
Боттичелли художников приобретают новую
функцию – большого панно для стены. Таковы
декоративные полотна Козимао Тура «Св.
Георгий, поражающий змия» и «Благовещение».
Они порой заменяли декоративные ковры.
Появляются и циклы картин, в особенности
на Севере – цикл Рогира ван дер Вейдена
в Брюсселе. В Италии впервые эти циклы
появляются в Венеции, например «История
Марии и Христа» 1476 года Якопо Беллини
для зала большого Палаццо дожей, далее
серия картонов у Мантеньи – «Триумф Цезаря»
и другие. Мантенья, по замечанию Вазари,
был даже сильнее в станковой картине,
чем в фреске. Цикл Боттичелли в вилле
Кастелло косвенно был связан с этими
жанрами.
В середине 15в. манера «синопии»
в фресках (прописывания подготовительного
рисунка) сменилась методом «прокалывания»
на стену заранее подготовленных картонов.
Такой прием находят у Кастаньо, Доменико
Венециано, Пьеро делла Франческа. Это
делало художника более свободным, допускало
в большей степени импровизированное
начало, которое сказалось и в манере письма.
Так, Кастаньо употреблял прием «а'секко»
(по сухому) для достижения фактурных и
иллюзорных эффектов. Бальдовинетти и
другие стремились даже сочетать технику
водяных и масляных красок. Решения были
самые различные, вплоть до «Тайной вечери»
Леонардо. Замена монументальных форм
фрески и декоративных ковров станковой
картиной была следствием освобождения
художника от церковной и цеховой опеки,
так как большие официальные заказы неизбежно
более строго контролировались. Он мог
в серии картин полнее проявить свою индивидуальность,
к чему стремились все передовые мастера
того времени.