Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 10:57, контрольная работа
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.
Введение
1. Основные понятия этики
2. Общие этические принципы делового общения
3. Тест
Заключение
Список литературы
Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один - необходимо уважать достоинства и чувства человека.Ø Тогда, когда это уместно, используйте прием «бутерброда» – спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.Ø Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет – на вас ляжет вся ответственность.Ø Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.Ø Никогда не давайте возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.Ø Соблюдайте принцип распределительной справедливости – чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.Ø Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.Ø Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа, заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.Ø Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно, так или иначе, узнают о нихØ Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.Ø Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая, прежде всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов,
2) личность подчиненного – кто
перед вами, добросовестный и
квалифицированный работник
Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, запрос и так называемый «доброволец».
Этика делового общения «снизу-вверх».
В деловом общении «снизу-вверх»,
т.е. в отношении подчиненного к
своему начальнику, общее этическое
правило поведения можно
Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно настроить его и против себя, сделать своим недоброжелателем.
Вот несколько необходимых
Ø Старайтесь помогать руководителю
в создании в коллективе доброжелательной
атмосферы.Ø Не пытайтесь навязывать
руководителю свою точку зрения или
командовать им. Высказывайте ваши
предложения или замечания
Этика делового общения «по горизонтали».
Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя наместо вашего коллеги.
Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижении по службе.
В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.
Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами.
Ø Не требуйте к себе какого-либо особого
отношения или особенных
Основным критерием
Эта характеристика делового общения, когда на первый план выдвигается экономический интерес, материальный результат, прибыль как концентрированный критерий человеческой деятельности и общения, становится доминирующей с развитием капитализма. Конечным критерием справедливости или несправедливости становится умение успешно вести дело, деловой прагматизм. Этика бизнеса, этика рыночных отношений окончательно выдвигается на первый план и оставляет за собой все общечеловеческие, в том числе и религиозные ценности.
Поэтому человек с «рыночным
характером» постоянно
С одной стороны, вступая в деловое общение, он вынужден руководствоваться нормами морали, выработанными рынком, заботой о максимизации прибыли любыми средствами. С другой стороны, в качестве личности, живущей в обществе и конкретной социальной среде, он несет социальную ответственность перед ними и не может не учитывать общечеловеческие нормы морали и порядочности. Таким образом, это реальное противоречие нравственного сознания личности, изначально присущее ей в условиях развитых рыночных отношений.
На современном этапе в деловом общении весьма остро проявляется противоречие между этикой и бизнесом, на самых разных уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции.
1) Считающие себя прагматиками
полагают, что в деловом общении
и вообще в бизнесе этика
сама по себе не нужна.
2) Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и бизнесом состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный элемент поведения, но и как средство, помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения. Этот подход является более цивилизованным и эффективным, так как предприятие – компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению их в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса.
3. Какие из перечисленных чувств следует отнести к:
А) Моральным - 2 ) стыд
3) гордость
6) чувство долга
7) презрение
Б) Эстетическим – 4) ирония
5) удивление
8) наслаждение
Заключение.
Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия. Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которое не только соответствовали каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем, они должны служит надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.
Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступать так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.
Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этические правильный выбор и принять индивидуально решение, часто дело совсем не простое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решения, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.
Список литературы.
1. Деловое общение. Учеб. Пособие. И. Н. Кузнецов. М.: «Дашков и К», 2007г.
2. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004г.
3. Психология и этика делового общения. Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ,1997 г.
4. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001г.
[1] Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. – С. 379
[2] Дробницкий О.Г. Понятие морали – М.: Наука, 1974. – С. 269
[3] Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 4.- М.: Мысль, 1983 – С. 325.