Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:56, реферат
1. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
2. ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
3. ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП И ЭТНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
4. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ НАРОДОВ МИРА
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
План
1. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
2. ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
3. ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП И ЭТНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
4. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ НАРОДОВ МИРА
1. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Бурные этнические процессы конца XX столетия более чем убедительно свидетельствуют, что этнокультурные взаимоотношения и взаимосвязи являются весьма важными в жизнедеятельности современных государств и народов. Это находит свое выражение в объединении этнических общностей для борьбы за обладание природными ресурсами, политическую власть, территориальную и культурную целостность. Многочисленные этнические конфликты, регионы этнической напряженности, националистические, религиозные, культурные движения и объединения показывают, что этнокультурные проблемы в новейшей истории не утратили своей значимости и актуальности.
В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической общности, которая не испытала бы на себе воздействия со стороны культур других народов. Именно эта тенденция культурной глобализации особенно обостряет интерес к культурной самобытности. Культурное многообразие современных народов даже увеличивается, и каждый из них стремится сохранить и развить свою целостность и культурный облик.
Эта тенденция осознания
и отстаивания собственной
Социальные и культурные изменения всегда составляли важнейшую часть человеческой эволюции, и было бы ошибкой рассматривать этносы как некие раз и навсегда сформировавшиеся общности. Эти общности и есть прежде всего результат развития и взаимодействия культур, а новые формы культурных различий, как и новые традиции, постоянно возникают из самых разных источников в процессе человеческой жизнедеятельности. Задача этнологии в этих условиях - дать обстоятельное научное объяснение этим этнокультурным процессам современности.
Этнокультурная проблематика
уже давно привлекла внимание
представителей самых разных наук,
однако, несмотря на многолетние диспуты
и огромное количество точек зрения,
до сих пор отсутствует какое-либо
общепринятое определение этнической
культуры. Это, видимо, закономерно, поскольку
гуманитарные науки не пользуются единым
методологическим основанием. Сам по
себе термин «культура» включает множество
феноменов, часто противоположных
и взаимоисключающих, относящихся
к различным уровням и формам
реальности. Поэтому стремление свести
все многообразие проявлений культуры
к одному определению до сих пор
оказывалось безуспешным. Определение
культуры формулировалось многими
учеными, ему давались противоречивые,
порой взаимоисключающие
В общем контексте
Изучение этнических культур
в наши дни основывается на методах
этнографического и исторического
анализа, социологии, достижениях структурной
лингвистики. Культура при этом рассматривается
как система символов и значений,
которая требует своей
В нашей работе мы исходим
из понимания культуры как внебиологически
выработанного (незакрепленного генетически)
и передаваемого способа
По вопросу о функциональном назначении культуры в большинстве гуманитарных наук утвердилась точка зрения, согласно которой функции современной культуры таковы:
1) инструментальная - создание и преобразование окружающей среды;
2) функция инкультурации
- создание и преобразование
3) нормативная - система
средств организации
4) сигнификативная (знаковая)
- «означивание», благодаря
5) познавательная - дает возможность
человеку создать картину мира,
поэтому тесно связана с
6) коммуникативная - обеспечивает
передачу этнокультурной
Анализ содержания наиболее
распространенных современных интерпретаций
культуры и ее функций показывает,
что практически все они
Все этнические функции культуры служат важнейшей цели - психологической защите индивида, дают ему возможность определить свое место в мире и получить такой образ мира, в котором он мог бы безопасно и надежно существовать. Таким образом, этническая культура содержит в себе защитные механизмы этноса, среди которых можно выделить специфические и неспецифические.
Специфические механизмы
направлены на преодоление конкретной
угрозы извне. Угроза маркируется - получает
название и тем самым вписывается
в иерархию бытия - определяется способ
защиты от данной угрозы (ритуальное или
реальное действие). Приведем в качестве
примера знакомую всем ситуацию. Каждый
из нас хоть раз в своей жизни
болел (не легкой простудой, а какой-нибудь
достаточно серьезной болезнью). При
этом болезненные ощущения и чувство
слабости и беспомощности были не
единственным, что мы при этом испытывали.
Обычно в таком состоянии в
голову приходят разные неприятные мысли,
в том числе и о возможном
смертельном исходе болезни, вспоминаются
симптомы всех болезней, о которых
приходилось слышать (в данном случае
дело обстоит прямо по Дж. Джерому
- его герои читали медицинскую
энциклопедию и нашли у себя все
болезни, кроме родильной горячки).
Ощущение неясности своего будущего
значительно ухудшает общее состояние.
В таких случаях вызывают врача,
который обычно ставит диагноз и
назначает соответствующее
Неспецифические механизмы
- это сама этническая культура как
образ мира, упорядоченная и
Как действует защитный механизм этнической культуры, каковы уровни адаптации этноса к окружающей среде? Об этом говорит в своей концепции С. Лурье.
Во-первых, в качестве защитного механизма используется сама этническая культура - такая первичная систематизация мира, которая дает принципиальную возможность действовать. Это связано с формированием центральной зоны культуры, содержанием которой являются этнические константы, т.е. с формированием пласта этнического бессознательного.
Во-вторых, это адаптация
центральной зоны культуры к конкретным
условиям существования этноса, что
связано с кристаллизацией
В-третьих, это искаженное восприятие членами этноса реальности, невосприимчивость их к информации, противоречащей содержанию этнических констант (можно смотреть, но не видеть).
При столкновении с опасностью
этнос первым делом старается
вписать ее в уже существующую
картину мира, часто закрывая глаза
на имеющиеся между ними несоответствия.
Это связано с высокой
Естественно, что изменение ключевых значений этнических констант происходит не сразу и не на пустом месте. Мы уже говорили, что этнос внутри себя культурно и социально стратифицирован, в любом этносе есть конфликтующие группы, которые связаны между собой через центральную зону культуры. Именно эти группы и представляют спектр возможных изменений этнической традиции в переломные моменты существования этноса. Победа одной из этих групп во многом зависит от личностного фактора -внутри этноса всегда есть люди, которые основные детерминанты культурной традиции выбирают для себя сами, т.е. их сознание менее детерминировано, чем у большинства членов этнической группы. И хотя выбор происходит на бессознательном уровне, именно эти люди определяют будущее своей этнической группы.
В результате такого активного пути развития этноса образуется новая картина мира, в которой адекватно узнается изменившаяся реальность. На этой базе идет новое самоконструирование этноса - как взаимодействие его социальных групп, имеющих различные ценностные ориентации. Ценностные ориентации победившей группы станут ценностными ориентациями всего этноса.
Возможен также пассивный
путь изменения этнической картины
мира. Он связан с созданием дополнительных
заслонов между миром и этносом,
позволяющих большей части
2. ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
этническая культура знаковая
В этих условиях этническая культура остается важнейшей частью адаптивного механизма, так как в жизни индивида возможен переход из одной социальной группы в другую, из одного государства в другое, но при этом человек не может оторваться от своих этнических корней, которые заставляют его видеть мир так, а не иначе и вести себя соответствующим образом.
Исходной точкой и основным
признаком формирования этнической
культуры является возникновение у
группы людей общих интересов, которые
осознаются ими как потребности,
принуждающие их жить и действовать
коллективно. Важной характеристикой
таких потребностей служит то, что
они выражают общий коллективный
интерес, содержательно превосходящий
механическую сумму индивидуальных
интересов членов этого сообщества.
Потребности такого рода представляют
собой особые межиндивидуальные
интересы и могут быть удовлетворены
путем совместных действий всего
коллектива. В этнологических, исторических,
социологических, культурологических
исследованиях такие