Этнические и национальные культуры. Русские

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 17:59, реферат

Описание работы

Человеческие общности имеют разную природу и разные формы бытия. В качестве таковых выступают, прежде всего, биологические и социальные системы, которые, в свою очередь, порождают у людей определённые признаки, свойства и качества. В зависимости от набора тех или иных признаков, свойств и качеств, связывающих людей либо генетически, либо социально, либо генетически и социально одновременно, возникают многочисленные образования. Подобные образования представляют собой этносы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Время сложения этноса………………………………….. ……………………4
2 Языковая группа и семья……………………………………...………………..9
3 Национальный костюм……….…………………………………………….....10
4 Фольклор и героический эпос………………….………………………...…...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

ГБОУ ВПО.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет – ХМАО-Югры»

 


Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Культурология

тема: Этнические и национальные культуры. Русские.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнила:

                                                                            студентка 1 курса, гр. 404-31

                                                                            Борисова Дарья Валерьевна

 

                                                                            Проверил:

                                                                            Куликова Ирина Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Сургут, 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Время сложения этноса………………………………….. ……………………4

2 Языковая группа и семья……………………………………...………………..9

3 Национальный костюм……….…………………………………………….....10

4 Фольклор и героический эпос………………….………………………...…...15

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованных источников…………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Человеческие общности имеют разную природу и разные формы бытия. В качестве таковых выступают, прежде всего, биологические и социальные системы, которые, в свою очередь, порождают у людей определённые признаки, свойства и качества. В зависимости от набора тех или иных признаков, свойств и качеств, связывающих людей либо генетически, либо социально, либо генетически и социально одновременно, возникают многочисленные образования. Подобные образования представляют собой этносы. 

     Этнические или национально-этнические отношения составляют очень важный срез социальной структуры общества. Национально-этническая структура общества является самой многообразной и многоцветной из всех видов социальной структуры. Достаточно сказать, что на 3 тыс. различных этносов, существующих на нашей планете, приходится около 180 государств, из которых лишь 20 являются однородными в этническом отношении (этнические меньшинства составляют в них менее 5% населения). В национально-этнических отношениях сходятся и перекрещиваются практически все разновидности общественных отношений: социально-экономические и государственно-политические, религиозные и расовые, социально-демографические и культурно-психологические, территориальные и языковые. Это означает, что любые изменения в экономических, политических и других отношениях так или иначе приобретают национально-этническую окраску, и напротив, всякие перемены в национально-этнических отношениях находят свое продолжение во всех важнейших сферах общественной жизни.

    

 

 

 

 

ВРЕМЯ СЛОЖЕНИЯ ЭТНОСА

 

Этногенез русского народа

 

     Несмотря на возможное скандинавское происхождение первых исторически зафиксированных русских князей (Рюриковичи), в целом по лингвистическим (славянские языки), генетическим (Гаплогруппа R1a) и культурологическим (Масленица) данным русские являются славянами, что сохранилось в ряде архаических экзонимов: ср. латыш. Krievi —кривичи, эст. Venelased — венеды.

     Около XII века в результате слияния восточнославянских племенных союзов формируется древнерусская народность. Её дальнейшей консолидации помешал феодальный распад Древнерусского государства и татаро-монгольское нашествие, а объединение княжеств под властью нескольких государств (Московское великое княжество, Великое княжество Литовское и позже Речь Посполитая) заложило основу для дальнейшего распада её на три современных народа: русских, украинцев ибелорусов. Следует отметить, что не все учёные полностью согласны с предложенной схемой (В. В. Седов[8], Э. М. Загорульский, Б. Н. Флоря]), а некоторые не признают существование на каком бы то ни было историческом этапе единой древнерусской народности.

     Русский этнос в основном формировался из потомков следующих восточнославянских племён: кривичи, словене, вятичи, северяне, а также из значительного количества переселенцев из среднего Поднепровья XII—XIII веков. В меньшей степени на формирование русского народа сказалась ассимиляция немноголюдныхфинно-угорских племён (меря, мещера, мурома, чудь заволоцкая) живших на колонизируемых славянами северо-восточных территориях. Кроме того, восточными славянами, в основном вятичами, было предположительно ассимилировано балтоязычное племя голядь и финоугорское племя меря.

     Значительное влияние на культуру русского народа и его консолидацию оказало Крещение Руси, осуществленное князем Владимиром в 988 году. Образ этого князя закрепился в русских былинах, а его имя считается одним из популярных русских имен. Кроме того, благодаря принятию христианства в его православной версии, русский народ обрел календарь и зафиксировал народные праздники, привычные имена, оригинальную письменность (русский алфавит) и многие уникальные черты национальной культуры (иконопись, зодчество). Крещение по византийскому обряду определило на всю последующую историю особый культурный путь развития Руси, отличающийся от западноевропейского.

 

Ранняя история

 

     Около XI века в результате слияния восточнославянских племенных союзов формируется древнерусская народность, единое самосознание которой выражается вСлове о полку Игореве. Однако процессы консолидации были прерваны монгольским нашествием и экспансией Великого княжества Литовского, из-за которой в (Юго-)Западной Руси начались отличные от Северо-Восточной Руси этнические процессы. В Волго-Окском междуречье начала формироваться великорусская народность. Русские в составе Великого княжества Литовского начали обосабливаться в белорусов и украинцев (оба народа в те временами назывались русинами). Из степных русских, впитавших отдельные элементы культуры тюркских кочевников, сформировался субэтнос казаков. Донская ветвь казаков сохранилась в качестве составной части русского народа и приняла активное участие в экспансии русского населения на восток, которое стало возможно после формирования в конце XV века единогоРусского государства, освобождения от татарского ига и падения в XVI веке двух волжско-татарских ханств Казанского и Астраханского.

      Важной вехой в истории русского народа стало Смутное время — глубокий кризис, характеризованный распадом государственности, сопряжённым с большими бедствиями и попаданием (наподобие Западной Руси) под влияние польско-литовских захватчиков. В то же время, оно породило в глубине народных масс инициативу по защите своего образа жизни, изгнанию интервентов и восстановления Русской государственности. В середне XVII века, реформа патриарха Никона вызвала раскол русских на никониан и старообрядцев. Последние сформировали отдельные этнографические группы русского народа, распространившиеся за пределы России (липоване, некрасовцы) и выявившие специфический «культурный код» русского народа (русский язык, крещение детей, празднование Пасхи, иконопочитание, восьмиконечный крест).

      Присоединение Левобережной Украины к России дало импульс реформированию государственной идеологии. Выходцы из Южной Руси, такие как Иннокентий Гизель или Феофан Прокопович заложили фундамент обновлённого представления о русском народе как о триедином народе, ставшем официальной концепцией в Российской империи.

     Царь Пётр I предпринял ряд последующих реформ. Он подчинил Церковь государству и начал активно приглашать иностранцев в Россию, назначая их на важные посты в государстве. В результате, традиционная русская культура сохранилась лишь в низших сословиях, тогда как среди интеллигенции, чиновничества и военных начали доминировать европейские вкусы. В среде аристократии исчез национальный костюм, а воспитанием детей нередко занимались нанятые из Франции гувернеры. Нередко русские дворяне проникались западным мировоззрением: масонством, вольнодумством,материализмом.      Единственным неизменным фактором этнического самоопределения стал русский язык, который получил свое развитие в русской литературе (Пушкин, Достоевский, Толстой и др.). Начиная с Отечественной войны 1812 года важное значение для русской этнической идентификации приобрела русская фамилия, из-за отсутствия которой со своего поста был смещен русский полководец Барклай-де-Толли[88]. Вместе с тем в имперский период получают развитие русские народные промыслы

     Культурный раскол русского народа на вестернизированный «верх» и традиционный «низ» выразился в философском противостоянии западников и славянофилов. Отчасти этот раскол привел к масштабной Революции XX века, когда царь был свергнут, а на православную веру начались гонения. Существенно пострадало казачество (расказачивание) и крестьянство (раскулачивание). Многие представители русского народа (дворянство, интеллигенция, буржуазия) были вынуждены покинуть родину (белая эмиграция), многие погибли в ходе Гражданской войны.

 

Советский период

 

     Большевики-троцкисты отрицали «старорежимную» концепцию триединого русского народа, которую они считали атрибутом царизма, а также консервативного Белого движения. В национальных республиках была введена политика коренизации, нацеленная на Украине (украинизация) и в Белоруссии (белорусизация) на ослабление общерусских настроений. После отхода от этой политики, были, напротив, предприняты попытки стереть национальные различия путём создания так называемого советского народа. Основным фактором этнического самоопределения русских советского периода стало русскоязычие.

 

 

 

 

Постсоветский период

 

     В начале 1990-х годов началось сокращение численности русских: в России в связи с убылью населения, в бывших республиках СССР — также ещё и в связи с эмиграцией русского населения в Россию, а также в страны ЕС, США, Австралию и другие страны. В частности, за 1989—2002 годы численность русских в самой России сократилась с 120 до 116 миллионов человек, на Украине за 1989—2001 годы — с 11,4 до 8,3 млн, в Казахстане за 1989—1999 гг. — с 6,2 млн до 4,5 млн Таким образом, с 1989 по 1999—2004 гг. общая численность русских в бывшем СССР сократилась с 145,2 млн. (50,5 % из 285,7 млн.чел., СССР) до 133,8 млн чел. (46,7 % из 286,3 млн чел.) или на 7,8 %, однако, учитывая некоторую тенденциозность данных переписей в некоторых бывших союзных республиках, численность русских в целом может достигать на территории бывшего Союза ССР более 137 млн чел. (или 47,9 %). В странах Западной Европы, США, Австралии численность русских к началу XXI века, наоборот, возросла за счёт иммиграции из стран бывшего СССР.

     Вместе с тем национальное возрождение осложняется рядом негативных факторов, среди которых отмечаемое «вымирание» и «разобщенность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЯЗЫКОВАЯ ГРУППА И СЕМЬЯ

 

     Языковая семья - самая крупная единица классификации народов (этносов) по признаку их языкового родства - общего происхождения их языков от предполагаемого языка-основы. Языковые семьи подразделяются на языковые группы. 

     В индоевропейскую семью входят такие группы, как славянская, германская, иранская, романская, кельтская, индоарийская, балтийская и др.

     В  славянской группе 3 подгруппы: восточная (белорусский, русский, украинский, югославорусинский  языки), западная (верхнелужицкий, кашубский, нижнелужицкий, полабский, польский, словацкий, чешский) и южная (болгарский, боснийский, македонский, сербский, словенский, старославянский, хорватский). В германской группе также 3 подгруппы: восточная (готский, вандальский, бургундский), западная (английский, голландский, идиш, немецкий), северная, или скандинавская (датский, исландский, норвежский, шведский).

     Таким  образом, русские входят в индоевропейскую  семью, входят в славянскую группу  и восточную подгруппу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

 

     Русская традиционная одежда издревле была подвержена различным влияниям и была обусловлена суровыми русскими зимами.

     Женский костюм в северных и южных областях различается отдельными деталями, расположением отделки. Главным различием является преобладание в северном костюме сарафана, в южном — понёвы. Основными элементами женского народного костюма являются рубаха, передник, сарафан или понёва, нагрудник, шушпан. Большое разнообразие представляли Русские народные головные уборы: здесь и пуховые платки (Оренбургский пуховый платок), кичка и торжественные кокошники.

     Мужчины носили рубашки-косоворотки, кафтаны, тулупы, армяки. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнём или длинным шерстяным кушаком. На голове русские мужчины носили картузы, фуражки. В ХХ веке распространились шапки-ушанки. Богатые люди предпочитали шубы и сапоги. Простые люди издревле носили лапти и валенки. Праздничная русская одежда обычно содержала три цвета, ставшие цветами национального флага: белый, красный и синий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девушка в праздничном костюме центральных губерний России. Начало XX века. 

 

Женщина в нижегородском праздничном костюме. Начало XX века. 

 

Девушка в венце. Архангельская губерния. Начало XX века. 

 

Женщина в костромском праздничном костюме.Галич. Начало XX века. 

 

Женщина в двурогом кокошнике с фатой. Начало XX века.

 

ФОЛЬКЛОР И ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

 

     Особое место в русской литературе занимает героический эпос или былины. Отличительными их особенностями от других народных песен являются монументальность, грандиозность, торжественность тона, важность действия и величавость образов. Былины пелись и сказывались одновременно, поэтому их можно назвать и рассказом, и песней, и стихом, и речью. Объединение разных жанров в былине стало возможным потому, что русский эпос зарождался на заре народной истории, в те времена, когда пение и рассказывание еще не отделились друг от друга. Благодаря пению героический эпос обретал торжественность, а рассказ так подчинил себе пение, что порою казалось, что оно существует именно ради рассказа.

Информация о работе Этнические и национальные культуры. Русские