Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:48, контрольная работа
Этнические стереотипы— это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда же проистекает и отождествление стереотипов с предрассудками. Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к той или иной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей.
Этнический стереотип -
история изучения.
Этнические стереотипы— это один из видов
социальных стереотипов, а именно те из
них, которые описывают членов этнических
групп, приписываются им или ассоциируются
с ними. До сегодняшнего дня в обыденном
сознании и в средствах массовой коммуникации
об этнических стереотипах весьма распространено
мнение как о исключительно отрицательном
феномене. Во многом это связано с тем,
что в мировой науке чаще всего изучались
негативные стереотипы подвергавшихся
дискриминации этнических меньшинств.
Отсюда же проистекает и отождествление
стереотипов с предрассудками. Однако
необходимо проводить четкое различение
между стереотипами как социальным явлением
и стереотипизацией как психологическим
процессом. В социальной психологии последних
десятилетий стереотипизация рассматривается
как рациональная форма познания, как
частный случай более универсального
процесса категоризации: создавая социальные
категории, мы обращаем внимание на характеристики,
благодаря которым люди, принадлежащие
к той или иной группе, воспринимаются
похожими друг на друга и отличающимися
от других людей.
Объективно необходимой и полезной психологической
функцией стереотипизации со времен У. Липпмана, который в 1922 году
ввел понятие «социальный стереотип» [Липпман, 2004], многими
исследователями считается упрощение
и систематизация обильной и сложной информации,
получаемой человеком из окружающей среды.
Так, сторонники теории «сбережения ресурсов»
главную функцию стереотипизации видят
в обеспечении индивидов максимумом информации
при минимальном интеллектуальном усилии.
Иными словами, предполагается, что стереотипы
в процессе социального познания избавляют
индивидов от необходимости интерпретировать
социальный мир во всей его сложности,
но являются низшей формой представлений
о социальной реальности, представлений,
которые используются только тогда, когда
недостижимы высшие, более точные и индивидуализированные
представления.
Однако восприятие человека как члена
группы вовсе не означает искажения его
«подлинной» индивидуальности, а сами
стереотипы представляют собой полезные
способы восприятия. Наш мир сложен для
восприятия не только из-за количественной
перенасыщенности информацией, но и в
результате ее качественной неопределенности.
Стереотипизацию следует рассматривать
как средство постижения социального
значения информации, иными словами, она
существует главным образом не для того,
чтобы экономить познавательные ресурсы
воспринимающего индивида, а скорее для
того, чтобы отразить социальную реальность.
Британский психолог А. Тэшфел особо подчеркивал,
что стереотипы способны защитить не только
ценности индивида, но и его социальную
идентичность[Tajfel, 1981]. Исходя из этого, в качестве основных социально-
Впрочем, встречаются и проявления предпочтения
чужих групп. Низкостатусные группы, например
этнические меньшинства, могут соглашаться
с относительно более низким их положением
в обществе. В этих случаях они склонны
развивать негативные автостереотипы (
Основные функции стереотипизации.
Тэшфел выделил и две социальные
функции стереотипизации:
1) объяснение существующих отношений
между группами, в том числе поиск причин
сложных и «обычно печальных» социальных
событий;
2) оправдание существующих межгрупповых
отношений, например действий, совершаемых
или планируемых по отношению к чужим
группам. Так, психологический механизм
стереотипизации во все времена использовался
в различных реакционных политических
доктринах, санкционирующих захват и угнетение
народов, для сохранения господства поработителей
путем внедрения в массовое сознание негативных
стереотипов в отношении побежденных
и порабощенных.
Иными словами, содержание стереотипов
определяется факторами социального,
а не психологического порядка. И именно
враждебные, полные предрассудков стереотипы,
а не механизм стереотипизации сам по
себе — явление сугубо отрицательное,
способствующее стабильности межгрупповых
отношений, основанных на господстве и
подчинении. С другой стороны, этнические
стереотипы часто выполняют негативную
роль, когда используются индивидом в
процессе межличностного восприятия при
недостатке информации о конкретном партнере
по общению.
Среди наиболее существенных свойств
этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный
характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются
как ряд предпочтений, оценок и настроений.
Эмоционально окрашенными являются и
сами воспринимаемые характеристики.
Другим важным свойством этнических стереотипов
считается их устойчивость, стабильность, даже ригидность.
Еще одно свойство этнических стереотипов
— согласованность, или консенс
Еще одним сущностным свойством стереотипа
со времен Липпмана считается их неточность. В дальнейшем
стереотипы получали еще менее лестные
характеристики и интерпретировались
как «традиционная бессмыслица», «прямая
дезинформация», «совокупность мифических
представлений» и т.п. Впрочем, начиная
с 1950-х годов получила распространение
гипотеза, согласно которой объем истинных
знаний в стереотипах превышает объем
ложных — так называемая гипотеза «зерна
истины». В настоящее время уже не вызывает
сомнений, что этнические стереотипы не
сводятся к совокупности мифических представлений,
но представляют собой образы этносов,
а не просто мнения о них. Они отражает,
пусть и в искаженном или трансформированном
виде, объективную реальность: свойства
двух взаимодействующих групп и отношения
между ними.
Заключение.
Рассмотренные нами аспекты изучения
этнических стереотипов далеко не исчерпывают
всего разнообразия подходов и методов
исследования этой области социальной
психологии. Множественность точек зрения
на содержание, своеобразие и роль этнических
детерминант восприятия и обилие работ,
посвященных этому вопросу за последнее
время как в России, так и за рубежом, лишний
раз демонстрируют актуальность и важность
изучения особенностей межэтнического
восприятия. Характер межнациональных
отношений на современном этапе, массовые
миграции, нарастание процессов дезинтеграции
при одновременном стремлении человечества
к объединению и стиранию государственных
границ, предъявляют свои требования к
выбору тем и методов социальной психологии.
Наиболее спорными на сегодняшний день
являются такие вопросы, как проблема
истинности этнического стереотипа и
отражения в нем реальных черт стереотипизируемой
этнической группы, а также объяснение
необычайной устойчивости и прочности
представленного в стереотипе знания.
Важно понять, «каким образом знание «затвердевает»,
превращается в догму и почему функционирует,
даже когда доказана его гносеологическая
несостоятельность» (Шихирев, 1999). В настоящее
время эта проблема только поставлена
и ждет своего решения.
В рамках задач этнической психологии,
среди которых на современном этапе выделяют:
исследование социально-психологических
проблем межэтнического взаимодействия,
изучение особенностей формирования и
актуализации этнической идентичности
на индивидуально-личностном уровне, создание
и апробирование программ и методов социально-психологического
тренинга успешного межкультурного взаимодействия,
развитие теории этнической психологии
(Лебедева, 1999), особую значимость приобретает
исследование роли этнических стереотипов
в процессе формирования позитивной этнической
идентичности, изучение влияния стереотипных
представлений на успешность адаптации
мигрантов к новому культурному окружению,
анализ путей и способов преодоления негативного
влияния этнических предубеждений на
межэтнические отношения и предотвращения
перехода от предрассудка как умственного
конструкта к открытой этнической дискриминации
и национальной вражде.
Круг проблем, стоящих перед этническим
психологом, и выбор методов их разрешения
поистине необозрим. Но главным принципом,
по-видимому, должно являться глубокое
и беспристрастное изучение особенностей
этнических групп и социально-психологических
механизмов межэтнического взаимодействия
с целью поиска путей для наиболее адекватного
восприятия других народов и общения с
ними в духе терпимости и взаимоуважения.
В этой связи хотелось бы привести слова
замечательного русского философа Николая
Лосского. Многие годы упорного труда
и размышлений над судьбами России привели
ученого к мысли, к которой, пожалуй, стоит
прислушаться всем нам, стоящим на пороге
третьего тысячелетия: «Совместно творить
гармоническое качество жизни, сверкающей
богатыми красками различных культур,
можно лишь в том случае, если мы будем
сочувственно вживаться в чужие культуры,
постигать их, как свою собственную и таким
образом воспитывать в себе способность
восполнять друг друга своим творчеством»