Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 14:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ игр и забав у славянского народа и рассмотрение досуга и спортивных игр на примере гостиницы «Лужский берег».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить игры и забавы славянского народа на Руси.
2. Рассмотреть развлекательные мероприятия в гостинице «Лужский берег»
Подобное состояние аналогично трансу, в который вводили себя воины Востока. Кроме воинских плясок существовали и многочисленные мирные танцы-игры, обрядового и просто развлекательного назначения. Самым «славянским» из которых является хоровод (коло, корогод, танок).
1.3. Игры-обряды
Обрядовые игры на Руси чем-то сродни современным ролевым играм.
Играющие переодевались («рядились») в различные одежды – принимая образы зверей или высших сил. Строились такие игры на природной магии подобия: блин, хоровод, горящее колесо – подобны Солнцу и, вспоминая о нем, люди изготавливая его изображения, прося поскорее вернуться после зимних стуж. Они верили, что действительно помогают весне придти поскорее.
Христианство так и не смогло до конца искоренить веру в языческих богов, и части древних обрядов нет-нет, да проскакивают в нашей повседневной жизни.
Хороводы по всей Руси использовались в качестве праздничного ритуального танца в основном весной. Круг у славян являлся символом солнца, и танец символизировал приближение расцвета природы и стремился помочь ей пробудиться после зимы. Хоровод сопровождался песней-просьбой о будущем урожае.
Люди приносили на поле испеченный накануне большой каравай и «подкармливали» им землю. Использовали танец и для того, что бы отвести предполагаемую беду от селения – один крестьянин на коне опахивал землю по краю всего села, а остальные, держась за руки, цепочкой шли за ним и пели.
Хоровод служил также молодежным развлечением и включал в себя не только непосредственно сам круговой танец, но и многое другое: гуляющие играли на музыкальных инструментах, внутри самого хоровода разыгрывались бытовые сценки и пантомимы.
Комоедицы (23 марта) – «праздник поедания комов», особых блинов, посвященных медведю. Более известен как Масленица.Люди прыгали через костры, умывались талой водой или снегом, после чего торжественно сжигали на костре чучело Зимы-Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи.
Обычно Масленицу (Марену) представляли в образе огромной женоподобной фигуры, которую делали из соломы, наряжали нелепым образом, сажали в сани и возили по селам. Карнавальный поезд мог состоять из десятка саней, в которых разъезжали ряженые. После завершения праздничного ритуала куклу сжигали, прощаясь с ней.
Образ Масленицы соединял в себе смертоносное (зима) и животворящее (весна) начала: люди словно бы вступали в новую жизнь, прощались со старой. С принятием христианства образ Масленицы претерпел значительные изменения, хотя и не утратил до конца языческих черт.
После этого шли «будить медведя» («пробуди»). В яме-берлоге, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображавший спящего медведя. Вокруг берлоги водили хоровод, криками стараясь разбудить косолапого.
Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. «Медведь» не просыпался до тех пор, пока одна из девушек не садилась ему на спину и не подпрыгивала на ней. Затем девушка убегала, унося с собой кусок медвежьего наряда. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, и шел искать свою потерю, опираясь на костыль.
Поймав свою обидчицу, «медведь» пытался «задушить» её в своих объятиях.
После «пробудей» наставал черед остальных масленичных игрищ: городка, кулачек, коняшек, катания на качелях и лошадях и лазания на столб за подарком.
Масленичный столб. На площади устанавливали высокий, абсолютно гладкий столб вдобавок еще и натертый маслом или салом.
На верхушке столба подвешивали какой-либо приз (например – пару сапог) и любой желающий мог попытать счастья снять приз.
Задача была не из легких – зачастую смельчаки соскальзывали по столбу обратно вниз под хохот собравшегося народа, едва одолев половину пути. Часто на верхушке столба устанавливали колесо, с прикрепленными к нему веревками или цепями – прообраз современных «гигантских шагов».
Коляда (Святки) начинается 29 декабря – в пору, когда день понемногу начинает прибывать, «поворачивая на весну». Перед празднеством кудесник выл волком, прогоняя злых духов – еще один элемент языческой природной магии. На Коляду существовал обычай рядиться в звериное платье и с песнями ходить по дворам, выпрашивая у хозяев продукты – колядовать. Главой ряженых была коза, за которой шла ее свита – кот, лисица, журавль, свинья.
Люди бросали колядующим в мешок гостинцы: колбасу, сало, пряники, печенье – кто, чем богат.
Собрав полный мешок гостинцев отправлялись пировать.
Праздник заканчивался игрищами – нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».
Тризна. С появлением в обряде захоронения нового мемориально-культового элемента – насыпного кургана возник и новый поминальный обряд – тризна. Тризна – традиция воинская, состоявшая из жертвоприношения, поминального обряда, пира и воинских игрищ в честь усопших (павших) воинов.
В такие игрища у славян входили состязания в стрельбе из лука, метания ножей, топоров и сулиц в цель, скачек и единоборств.
1.4. Массовые игры
На ярмарках и гуляниях популярностью пользовались состязания силачей в поднятии камней и прочих тяжестей, толкании бревна; бои на бревне: когда два участника садились друг перед другом на высоко закрепленном бревне и старались сбить друг друга на землю ударами мешков с опилками или палками, обмотанными тряпьем[3].
Дети соревновались друг с другом в беге «взапуски», то есть наперегонки.
К массовым играм относились и перетягивание каната (невода), снежки, катание на санках, бег на ходулях – игры хорошо известные и сейчас.
Взятие городка. На пригорке возводилось потешное укрепление из брёвен и веток, а зимой из снега (городок). Женщины и девушки, защитницы городка, находились внутри «крепости». Парни, разделившись на «всадников» и «коней», начинали приступ. Их задачей было разрушить укрепления и, пробившись сквозь строй защитниц, захватить знамя. При этом необходимо было усидеть на «коне». Если «всадник» падал с «коня» или же его стаскивали, то он больше участия в игре не принимал. Задача женщин – не дать захватить знамя. Для этого ими использовались средства весьма внушительные:
обмотанные шкурами палки, набитые соломой мешки, а зимой ещё и снежки.
Игра продолжалась до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не откажутся от этой затеи. Игрок, сумевший захватить знамя, имел право перецеловать всех защитниц.
Коняшки. Игроки разделялись на два «войска». Каждое «войско», в свою очередь, состояло из «всадников» и «коней». Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней. Задача игроков была проста – вывести из равновесия другую пару. Выигрывала пара дольше всех устоявшая на ногах.
1.5. Спортивные игры
К таким играм можно отнести лапту и городки. Дожив до наших дней они, обрели единые правила, не утратив своих характерных черт – азарта, задора, самобытности.
Лапта в древности была распространенной молодецкой забавой у славян. В русских летописях есть многочисленные упоминания об этой народной игре. При раскопках древнего Новгорода, среди прочих предметов, обнаружено было немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре.
Лапта пользовалась успехом и у викингов, которые, судя по всему, переняли ее у славян – норвежские археологи не раз находили биты для игры в лапту.
Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Однако, лапту на государственном уровне тогда так и не признали. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование.
В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек. Одна команда считается «бьющей’, другая – «водящей». После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится «дом», и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет водить в поле.
Городки (рюхи, чушки).История этой игры насчитывает несколько веков – она почти столь же стара, как и лапта. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси.
Смысл игры был в том, что бы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – «городков») за черту игрового поля – «города».Правила игры, размеры поля, сами фигуры, количество и дистанция бросков в разных местностях сильно различались, и к «общему знаменателю» городки привели уже после Революции, в 1923 г.
Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования.
В программу первой Всесоюзной Олимпиады городки были включены в 1928 году.
В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур, и игра была во многом регламентирована. По существу эти правила действуют и сегодня.
В советское время игра была чрезвычайно популярна и редкий стадион или завод не имел своей городошной площадки.
Сама игра очень проста и даже самостоятельное изготовление инвентаря для нее не требует особой сноровки – выстругать палку-биту и пяток деревянных цилиндриков – дело не хитрое, тем более для русского крестьянина.
Вот игра и получила повсеместную любовь и признание среди народа. Хотя и служила развлечением не только простому люду: заядлыми городошниками были Петр Первый, Суворов, Ленин, Сталин и другие заметные фигуры.
Но у славян были так же развлечения, хоть и недоступные народу, но без которых немыслима История нашего государства.
1.6. Царские забавы
Так издревле на Руси называли псовую и соколиную охоты. Эти увлечения пришли к нам Востока. Но получили на Руси столько типично славянских черт, что теперь можно говорить о них, как о национальных.
«Псовая охота – лихая забава наших предков, еще и в настоящее время тешит сердца русских охотников дорожащих заветами старины», - писал в своей книге «Першинская охота» Д. П. Вальцов.
Псовой охоте на Руси не одно столетие – в летописях ХII века есть упоминания о том, что еще при великом князе Владимире Мономахе «зверей травили псами», а на одной из фресок Софийского собора в Киеве (построен в ХI в.) изображена остроухая собака, гонящая оленя. Изначально в охоте использовались травильные собаки, отличавшиеся не столько быстротой, сколько силой и злобностью, но позже, на Руси была выведена уникальная порода быстрых охотничьих собак – русских борзых.
Поскольку псовая охота являлась уделом аристократов, за годы Советской Власти в стране практически перевилась русские борзые – собаки, с которыми традиционно охота и проводилась. Даже сейчас в России всего около 1,5 тысяч собак этой породы, и то в основном в «декоративном» виде. То есть собаки живут вне своры и не приспособлены к охоте, а служат только украшением дома для их хозяев. Для сравнения: в Германии популяция русских борзых насчитывает 15 тысяч особей, в США – 45 тысяч.
Для псовой охоты более всего подходили поля с островками леса или кустарника и глубокими оврагами – местами дневок зверей. Конные охотники с борзыми располагались в местах вероятного выхода зверей. В острова или овраги запускали стаю гончих. Поднятого зверя гончие выгоняли в открытые поля, где спущенные со свор борзые резким броском настигали и брали его. В XVIII – XIX вв. в псовых охотах Ромадановских, Шереметевых, Разумовского, Орлова, Панина, Барятинского и других насчитывалось по 150 – 200 и даже по 300 собак, а в охоте Петра II в 1729 г. числилось 420 собак и десятки человек охотничьей прислуги – ловчих, доезжачих, борзятников, выжлятников, корытничих, конюхов, поваров.
Охотились чаще всего на зайцев и лисиц, но особенно высоко ценились охоты на волков. Однако охота служила не только развлечением для богатых – ее значимость была велика и с политической точки зрения.
На охотах решались важные государственные вопросы и проблемы.
Нередко, охота устраивались и специально для иностранных послов и дипломатов – и от ее удачного проведения могла зависеть судьба государства.
Соколиная охота. «Россия – страна большая, до самого океана, и на этом океане у них несколько островов, где водятся сокола и кречеты», когда-то описывал нашу страну Марко Поло.
И в русских песнях, сказках и былинах ясный сокол – частый гость, «птица благородная».
Соколиная охота предшествовала на Руси псовой и была ей в последствии постепенно вытеснена.
Возникла она примерно в VIII веке и достигла своего расцвета в XVII при царе Алексее Михайловиче. Однако к концу ХIХ века только немногие мелкопоместные дворяне продолжали охотиться с ловчими птицами, и после Революции многовековые охотничьи традиции были утрачены, а сама охота – забыта.
С соколом (кречетом, ястребом, беркутом) охотились на птиц (перепелов, тетеревов, цапель) и зверей (зайцев, лисиц). Как и псовая, соколиная охота была привилегией знати, так как содержание птицы и уход за ней было делом весьма дорогостоящим.
Соколиную охоту ценили, прежде всего, за красоту и аристократизм – знатоки наслаждались зрелищем птицы, атакующей свою добычу. Однако мода на это занятие превратила охоту из спорта в нечто среднее между обязательным ритуалом для вельмож и балами, где можно «на других посмотреть и себя показать».
В настоящее время энтузиасты объединяются в клубы любителей соколиной охоты с целью возродить эту древнюю забаву.
Богатырь это не профессия, а призвание. И славянская культура, основанная на массовых играх и обрядах, воспитывала богатырей-защитников.[4]
Глава 2. Проведение досуга и спортивных игр в гостинице-санатории «Лужский берег»