Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 08:06, реферат
Для того, чтобы понять, почему такое-то историческое событие произошло
именно так, а не иначе, в конечном счете, необходимо знание законов
протекания этнических процессов - основы исторических закономерностей. Во
всей философии истории невозможно найти ответ на вопрос о возникновении и
фазах развития этноса. Хотя О.Шпенглер и А.Тойнби говорили о фазах
развития цивилизаций и культур, а другие философы и историки приближались
к решению некоторых сторон проблемы возникновения и развития народов,
старая философия истории так и не смогла решить эту проблему, ибо
естественные и гуманитарные науки до ХХ в. не обладали достаточными
данными для создания [pic] этнологии [pic] как теории об этногенезе и
его фазах
Культурология
Этнология Л.Н. Гумилева
МИНИСТЕСТВО ВЫСШЕГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬОГО
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Культорология»
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «Этнология Л.Н. Гумилева и культурология»
Выполнила: ст. гр. 3 1-го курса Рыбакова А.И.
Проверил:
ОЦЕНКА
Для того, чтобы понять, почему такое-то историческое событие произошло
именно так, а не иначе, в конечном счете, необходимо знание законов
протекания этнических процессов - основы исторических закономерностей. Во
всей философии истории невозможно найти ответ на вопрос о возникновении и
фазах развития этноса. Хотя О.Шпенглер и А.Тойнби говорили о фазах
развития цивилизаций и культур, а другие философы и историки приближались
к решению некоторых сторон проблемы возникновения и развития народов,
старая философия истории так и не смогла решить эту проблему, ибо
естественные и гуманитарные науки до ХХ в. не обладали достаточными
данными для создания [pic] этнологии [pic] как теории об этногенезе и
его фазах. Достижения физики, биологии, психологии, с одной стороны,
географии и исторических дисциплин, с другой, позволили Л.Н.Гумилеву
подойти к обоснованию
пассионарной теории
которой требует от нас перехода к разработке учения об этноноосфере.
Пассионарная теория
этногенеза и учение об
разработанности вполне
могут явиться
науки. И тогда историкам
не придется блуждать по
этноса в поисках того звена, когда, например, булгары превратились в
поволжских татар. Пассионарная теория должна пройти все фазы своего
этногенеза, тогда не сможет превратиться в другой этнос. Концепцию
пассионарности Л.Н. Гумилев наиболее развернуто и полно изложил в своей
работе «Этногенез и биосфера земли». Здесь в изобилии представлены
разнообразные аргументы
автора в пользу своей
философичность, и естественнонаучные, и опирающиеся на культурно-
исторические реалии,
мы обратимся к итоговым
поводу пассионарности.
Формулировки эти так
отбить всякую охоту проследить, как к ним пришел исследователь. Однако
обратимся к ним непосредственно: «Этногенез,» — пишет Гумилев, —
«инерционный процесс,
где первоначальный заряд
описанной В.И.Вернадским)
расходуется вследствие
ведет к гомеостазу
— равновесию этноса с
окружением, т.е. к превращению его в реликт, когда он находится в
пережиточном (персистентном) состоянии, лишенном творческих сил. Именно
благодаря высокому
накалу пассионарности
общественной и природной формами движения материи, подобно тому, как
некоторые химические реакции идут лишь при высокой температуре и в
присутствии катализаторов. Импульсы пассионарности как биохимической
энергии живого вещества,
преломляясь в психике
сохраняют этносы, исчезающие,
как только слабеет
(2,335—336).
Точки над i в своей
теоретической конструкции
определенностью, решительностью и безоглядностью. Его нет смысла ловить на
противоречиях, отделять
текстуально выраженное от
домыслить за автора недомолвки и т.п. По Гумилеву все ясно как Божий день:
пассионарность — это биохимическая энергия живого вещества, порождающая
этногенез, можно сказать,
что определяющая собой
представляет собой биохимическую реальность. Но если вы не признаете сам
этногенез исключительно той же самой биохимической реальностью, то перед
вами в пределах мышления, а не пустого не должно встать вопроса о том, что
из себя представляет
переход от биохимического
В традициях исторического материализма Гумилев называет его общественной
формой движения материи или человеческой психики. По Гумилеву, они
получают биохимический толчок и, соответственно, взаимодействуют с ним или
преломляют его воздействие, этногенез ведь, по признанию самого Гумилева,
— реальность вовсе не биохимическая. Поскольку же она объясняется все же
биохимически, то биохимическое
должно быть признано
этногенеза. Все общественное
и психическое в нем
вывести из биохимического
первопринципа как его
модификации. Только тогда могут быть как-то оправданы игры с биохимической
пассионарностью. Истоки этноса усматриваются Л.Н. Гумилевым в биохимии,
сама биохимия имеет свой источник в космических энергиях, приходящих на
землю из пространственных и временных бесконечностей. Последняя мудрость,
которую можно извлечь
из гумилевской теории
сведена к двум тезисам: Мир в своей основе энергии. Все энергии связаны со
всеми.
Если в результате
вмешательства извне этнос
или он продолжает свое развитие, переходя из одной фазы своего этногенеза
в другую, как это
предначертано ему его
в 1552 г. русские, конечно же, не уничтожили булгарский народ, хотя и
погибло немалое количество людей, естественное развитие его продолжалось и
по своей этноноосфере, которая сохраняется, несмотря ни на что. Это был
один и тот же народ - булгарский, а тех же, кто вливался в его состав он,
благодаря влиянию своей этноноосферы, переделывал по своему образу и
подобию, т.е. преобразовывал их и по мышлению, и по образу жизни в булгар.
Ведь известно, что
не кровью определяется
Исторические факты, если
даже они нанизаны на
сделаны обобщающие выводы, которые дают возможность оценить их
общественную значимость в развитии человечества в целом или отдельного
народа в частности, не позволяют проникнуть в самую сущность этнических
процессов. Ясные ответы
на проблемы этногенеза
учениях представителей философии истории. Только в ХХ в. в связи с
достаточно высоким уровнем развития естественных и гуманитарных наук
появилась такая возможность,
которую использовал Л.Н.
пассионарную теорию этногенеза, или иначе [pic] этнологию [pic] .
[pic] Этнология [pic] как естественнонаучная дисциплина изучает
закономерности возникновения,
функционирования и
систем. Этнос - естественно
сложившаяся форма
людей, которая органически входит в биосферу. Этногенез как природный
процесс имеет свой
информационно-энергетический
этносе явление
высшей точки, а затем идет на спад. От уровня пассионарного напряжения,
который возрастая в фазе подъема, достигнув максимума в акматической фазе,
начинает снижаться в фазе надлома и инерционной фазе, опускаясь до нуля в
фазе обскурации, устанавливается
чуть выше нуля в фазе
активность и творческие
способности этноса и
особей. “Таким образом, - пишет В.А.Мичурин, - сформулированная
Л.Н.Гумилевым концепция этноса существенно отличается от существовавших
ранее представлений.
Автор данной концепции
природную общность, несводимую ни к каким другим типам объединения людей.
Этим он решительно порывает с социологизаторской школой, рассматривавшей
этнос как социальное явление, подчиняющееся законам общественного
развития”. Но, с другой стороны, ни в коем случае нельзя отождествлять
этнос с биологической популяцией, ибо он является природным основанием
социальной надстройки.
К важнейшим достижениям [pic] этнологии [pic] относится обоснование
Л.Н. [pic] Гумилевым [pic] фаз этногенеза. Возраст этноса, сопоставление
этносов по возрасту, что определяется нахождением их в той или иной фазе
этногенеза, дают возможность
историку четко определить
этноса на собственной оси времени. Начало возникновения этноса и фазы его
этногенеза узнаются по событиям его этнической истории. Когда раскрыты
события этнической истории, определены фазы его этногенеза, перед
исследователем
внутренних и внешних причинно-следственных связях. Тогда становятся
понятными его победы и поражения, возвышение и упадок, катаклизмы
общественной жизни и ее спокойное течение, необходимость и случайность
событий, поведение и действия людей, творящих историю. Тогда историк,
например, не сможет приписать агрессивность тому народу, который по своему
возрасту (фазе этногенеза) не мог быть агрессором. Тогда политик не сможет
призывать к восстановлению развалившейся империи, ибо многонациональные
государства перестают существовать тогда, когда империеобразующий народ по
своему возрасту (ибо силы уже не те) не может удержать другие народы в
сфере своей воли. Значит,
надо искать пути
силового давления по отношению к народам, входившим ранее в империю. Тогда
интеллигенция будет
призывать свой народ к
возможностей, которые соответствуют его возрасту (фазе этногенеза). Так
что знание фаз этногенеза имеет не только теоретическое, но и практическое
значение.
Каждый этнос (племя, народность, нация) имеет свою этноноосферу, которая
является единым
своего влияния любого индивида своей системы, биополе которого по своей
частоте соответствует его общей несущей частоте. Когда говорят, что данный
человек ощущает себя булгарином, русским, чувашем, башкиром, украинцем и
т.д., то возникает вопрос: почему он себя так ощущает, в чем тут причина?
Когда говорят, что он считает себя русским, потому что ощущает себя им или
что таково его мироощущение, то такие рассуждения ничего не объясняют не
только на научном уровне, но и в обыденной жизни. Тут следует поставить
другой вопрос: каковы основания таких ощущений? Старая
[pic] этнология [pic] не могла дать ответ на этот вопрос. Учение же об
этноноосфере указывает
на конкретные материальные
каждым человеком своей принадлежности к той или иной национальности. Эти
основания в биополе
человека, которое связано с
этноса. Вне этноноосферы нет человека. Когда-то некоторые представители
интеллигенции гордо называли себя: “Я - гражданин мира”, но от этого они
не переставали быть русскими, поляками, украинцами и т.д.
Этноноосфера возникает вместе с этносом, являясь хранилищем его памяти,
его информационным центром, где скапливаются все сведения, касающиеся
этнической истории народа, его вероисповедания и мировоззрения, трудовых
навыков и политических воззрений. Космическая энергия, концентрирующаяся в
этноноосфере, организуется мыслями и чувствами людей данной
национальности, образуя
информационно-энергетическую
этноноосферой и биополем
человека идет постоянный
информацией на уровне подсознания человека, но этот процесс не всегда им
осознается. Информация от человека в этноноосферу поступает по всему
диапазону частот его биополя, т.е. все изменения, даже мельчайшие,
вызванные мыслями и чувствами человека, моментально становятся достоянием
этноноосферы. Обратный процесс протекает иначе. Информация от этноноосферы
к человеку поступает выборочно. Головной мозг человека как приемное
устройство не воспринимает весь диапазон частот, воздействующих на его
биополе, многое остается неосознанным. Его неосознанные поступки, в
конечном счете также определяются этноноосферой, хотя иногда человек
удивляется своим интуитивным действиям, не находя им объяснения.
Применение учения
об этноноосфере с