Эволюция понятия «культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:08, доклад

Описание работы

Впервые слово культура превратилось в понятие культура в ХVII веке в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа. Он употребил его для обозначения результатов деятельности общественного человека и здесь впервые культура стала пониматься как продукт рукотворной (т.е. искусственной) деятельности человека. Этот смысл чего-то внеприродного, развитого и культивируемого человеком сохранился и по сей день.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 73.67 Кб (Скачать файл)

Обращая внимание на проблему экономических кризисов, Зомбарт ввел в экономическую теорию понятие конъюнктуры рынка, как общее положение рыночных отношений в каждый конкретный момент времени.

 

Типология культуры

В современной философии  существует множество концепций  типологии культуры и ряд принципов  анализа этих типологий.

Так, типологии культур  можно условно разделить на три  группы.

Ряд мыслителей в той или  иной мере отрицают существование мировой  культуры как единого целого и  не признают наличия универсальных  законов существования и развития культур, а также смысла в истории  не только человечества как целого, но и в истории отдельных народов. Ярким представителем данного направления  является К. Поппер, утверждающий, что  все попытки ученых найти те или  иные точки, объединяющие людей в  одно целое, несостоятельны. “Единой  истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами  человеческой жизни”.

Немецкий мыслитель М. Вебер также полагает, что не существует каких бы то ни было закономерностей  развития культуры, материалистических или духовных, и никакая концепция  культурного развития не в состоянии поэтому прогнозировать будущее.

То есть в данном случае мы говорит о философских концепциях, отрицающих саму возможность создания типологии культур.

Цивилизационный подход к  типологии культур. Суть концепции  в самом общем виде заключается  в том, что человеческая история  представляет совокупность не связанных  друг с другом цивилизаций. В то же время законы, определяющие развитие этих цивилизаций, существуют. Смысл  общечеловеческой истории представители  подобных концепций отрицают.

Так, О. Шпенглер доказывал, что  культура — это замкнутая система  ценностей и взаимовлияние культур  сказывается на них отрицательно. Смысла и прогресса в существовании  человека и культуры ровно столько, сколько его в жизни бабочки.

Шпенглер выделил восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (апполоновская), византийско-арабская (магическая), западно-европейская (фаустовская) и культура майя. Шпенглер отмечал зарождение русско-сибирской культуры. Каждая культура, завершив свой жизненный цикл, умирает, перейдя на стадию цивилизации.

А.Тойнби обосновал концепцию развития человечества как круговорота локальных цивилизаций. Тойнби вначале выделил 21 отдельную, замкнутую цивилизацию, затем сократил это число до 13. Все цивилизации, по мнению Тойнби, равноценны и проходят одни и те же стадии развития — возникновение, рост, надлом и разложение. Вселенная постоянно задает вопросы цивилизации, и пока та в состоянии отвечать на эти вопросы, она существует. К таким вопросам сегодня, бесспорно, можно отнести проблему сохранения жизни на нашей планете. Погибают цивилизации в агонии, войнах и революциях, чем причиняют немало беспокойства другим народам. В ХХ в., считает Тойнби, сохранилось всего пять основных цивилизаций — китайская, индийская, исламская, русская и западная.

Монистические концепции  доказывают, что история культуры представляет собой единый закономерный процесс, в котором имеют место  и смысл истории, и материальный и духовный прогресс всего человечества.

Например, Гегель обосновал  концепцию развития культуры как  закономерного процесса, в котором  культура каждого народа и этапы  ее развития представляют закономерную ступень совершенствования человеческого  духа. История культуры, являясь  воплощением мирового духа, развивается  во времени, на каждом этапе своего развития преследуя определенную цель. Общей же целью является развитие свободы духа, применительно к  человеку и обществу — это свобода  человека в гражданском обществе.

Монистическую концепцию  культурного развития отстаивает, уже  с материалистических позиций, марксизм, исследующий наиболее общие закономерности развития человеческого общества. Предметом  исторического материализма выступают  всеобщие законы и движущие силы общества, рассматриваемые как целостные, противоречивые и взаимозависимые. Марксизм призывает познать законы развития и использовать полученные знания на пользу человечества.

К. Ясперс является создателем оригинальной концепции “осевого времени”, охватившего период от 800 до 200 гг. до н.э. Культура этого времени духовно  изменила человека.

Ясперс делил культуры на три типа:

Культура “осевых народов”. Эта культура как бы вторично родилась в осевое время, продолжив свою предыдущую историю. Именно она заложила основу духовной сущности человека и его  подлинной истории. К ней Ясперс относил китайскую, индийскую, иранскую, иудейскую и греческую культуры.

Культуры, не затронутые осевым временем и оставшиеся внутренне  чуждыми ему, несмотря на одновременность  с ним. К ним Ясперс относил  египетскую и вавилонскую культуры, которые, несмотря на свои огромные успехи, не смогли переродиться и в дальнейшем стали жертвами внешних сил.

Культура этого типа делит  народы на те, основой формирования которых был мир, возникший в  результате осевого времени (македонцы  и римляне) и последующие народы и те, которые остались в стороне  от развития, то есть первобытные народы.

Гегель выделял три  исторических типа культуры как три  фазы развития абсолютного духа: восточная, греко-римская и германская (европейская) культуры. Целью истории, по Гегелю, является развитие свободы. Критерием  культур поэтому является принцип осознания свободы. “Восток знал и по настоящее время знает, что только один свободен; греческий и римский мир знал, что некоторые свободны; германский мир знает, что все свободны”.

Ницше также выделял три  типа культуры: брамическая (индийская), эллинская и христианская. Последняя, в условиях которой мы живем, породила, по мнению Ницше, рабскую психологию, покорность, боязнь борьбы и изменений, доктринерскую мораль, косность, всеобщую серость, психологию "толпы". Здесь в качестве критерия типологии культур выступает человеческая оригинальность, индивидуальность, независимость.

 

Человек как биологическое, социальное и культурное  существо.

Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного  развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3. 3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек,1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад).

Описание социальной природы  человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей  для совместного производства, распределения  и потребления материальных и  духовных благ; для воспроизводства  рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования  особи и для воспроизводства  Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека. Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек “усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений”.

Социализация ведет к  приобщению человека к культуре. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое. Культура - чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. В социологии под культурой в  широком смысле понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и  ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они  вырабатывают в совместной жизни  для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком  смысле культура трактуется как система  коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Каждое конкретное сообщество создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и оказывает  огромное влияние на его развитие как личности, формирует его ценностные ориентации, мировоззрение.

 

Интеллигентность  и интеллектуальность

Многие путают понятия интеллигентности и интелектуальности. Не смотря на их похожее звучание, интеллектуальность относится к умственному изучению внешнего мира, в то время как интеллигентность является следствием углублённого познания внутреннего человека, личности. Как следствие, интеллектуалы в основном поверхностны, и не смотря на внешний лоск, бывают совершенными пустышками с духовной точки зрения. Они не способны понять внутренней глубины и богатства истинной интеллигентности, но тем не менее любят называть себя интеллигенцией ради престижа, заслуженного благородными качествами настоящих интеллигентов.  
 
Уязвимость интеллигентных  людей заключается в том, что купаясь в своих радужных переживаниях, счастливо погружённые в себя, они часто не замечают и не понимают происходящего во внешнем окружении, или же вовсе не придают значения жизни на физическом плане, оставаясь непонятыми своим окружением. Однако в конечном результате каждый остаётся при своём: интеллектуалы живут материалистичными выражениями мыслительных спекуляций, а духовные интеллигенты черпают блаженство внутри самих себя.

 


Информация о работе Эволюция понятия «культура»