Какие функции выполняет культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

1. Преобразующая функция культуры (освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека). Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве. 2. Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. 3. Коммуникативная функция культуры. (Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем.) Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Культура определяет конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

Файлы: 1 файл

контр_раб_КГ00.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 8. В чем, на ваш взгляд, состоит историческая обусловленность эпохи Просвещения?

Ответ: Историческая обусловленность эпохи Просвещения на мой взгляд состоит в следующем. Просвещением называют общий интеллектуальный подъём, вызванный пробуждением в XVII столетии европейской науки. Мыслители решили применит методы естествознания к социально-политическим явлениям. Этот процесс затронул все европейские страны и все сферы духовной жизни. Просветители утверждали следующие: человек – существо мыслящее и может достигнуть совершенства, используя и развивая свой разум. Все люди (по мнению некоторых даже женщины) равны, поэтому должны пользоваться одинаковыми сводами и правами. Никакие истины, нормы и традиции не следует считать незыблемыми, пока они не прошли проверку разумом. Такие взгляды приводили к вере в Творца, который сотворил познаваемый мир и не вмешивается в эго законы. Во Франции это движение приобрело особенно широких размах и сыграло важную роль в подготовке революции 1780 года. Издание с 1751 по 1780 г. "Энциклопедии" под редакцией Жана Лерона д'Аламбера и Дени Дидро с участием Жан-Жака Руссо и других знаменитостей стало одним из выдающихся достижений эпохи Просвещения. Этот "Толковый словарь наук, искусств и ремёсел" был пронизан радикальными политическими взглядами. Вольтер деятель эпохи Просвещения беспощадно критиковал религию и всю жизнь отстаивал идеи справедливости, свободы, гуманизма и терпимости. Такие взгляды исторически обусловливают эпоху Просвещения от прежных времён когда подчинение и вера в боги, и подчинение своему повелителю как наместнику бога на земле была не оспорима.

 

Вопрос 9. Какие изменения произошли в культуре с наступлением «оттепели»?

Ответ: Время "оттепели" характеризовалось подъемом советской науки и культуры.  
Большое внимание было уделено среднему и высшему образованию. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее. Существенно увеличился выпуск специалистов из высших учебных заведений. В 1958/59 учебном году советские вузы выпустили почти в 3 раза больше инженеров, чем высшая школа США. Вместе с тем качество подготовки в школе и вузе стало снижаться прежде всего за счет понижения требований к преподавательскому составу. Увеличилось число научных учреждений - до 3,2 тыс. в 1958г. 
В период "оттепели" отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились свойственные этому времени прямые рецидивы сталинизма. Партийные руководители по-прежнему вторгались своими указаниями в литературу, живопись, науку, пытаясь подчинить идеологическим штампам творческий процесс.  
В 1957-1962 гг. проводились "встречи" руководителей партии и правительства с деятелями культуры и искусства, представителями советской интеллигенции, на которых звучали крайне резкие антисталинских произведений.  
1 декабря 1962 г. состоялось печально известное посещение Н. С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончившееся разгромом руководимой Э. М. Билютиным творческой студии.  
Получает развитие оппозиционное советскому режиму движение интеллигенции - диссидентство. К таким явлениям относилось издание "самиздатовской" литературы.  
Произошла реорганизация Академии наук, из ведения которой были изъяты учреждения, разрабатывавшие прикладную тематику. Одновременно создавались институты и лаборатории проблемно-теоретического характера, особенно много в области физико-математических наук. В мае 1957 г. правительство СССР приняло решение о создании на востоке страны крупного научного центра - Сибирского отделения Академии наук СССР. Началось строительство в районе Новосибирска научного городка, вскоре ставшего крупнейшим в стране исследовательским центром. В 1957 г. в СССР был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон.  
В 1956 г. в г. Дубне был создан крупный международный исследовательский центр - Объединенный институт ядерных исследований. Всемирную известность получили работы советских физиков-академиков Л. Д. Ландау, М. А. Леонтовича, А. Д. Сахарова, И. Е. Тамма, Н. Н. Боголюбова и др. Началось производство отечественной вычислительной техники. Важное теоретическое и прикладное значение имели работы академиков Л. А. Арцимовича, М. В. Келдыша, М. А. Лаврентьева, нашедшие применение в области теории ядерного синтеза, теории поля, гидродинамике, аэродинамике и других областях науки.

 

Вопрос 10. Назовите причины возникновения русского Зарубежья.

Ответ: Культура Русского Зарубежья зародилась примерно в 16-17 вв. вместе с первыми русскими политическими эмигрантами. Это были незаурядные личности, способные преодолеть стойкие стереотипы русского средневековья. Позднее в 18 и 19 вв. деятели русской культуры своей добровольной или вынужденной эмиграцией демонстрировали иногда общественный вызов, социальный протест, свою особую религиозную политическую или философскую позицию в отечественной культуре, расходящуюся с официальной, и всегда - явное нежелание примириться с заданной пассивной ролью в общественной и культурной жизни страны, со сложившимися историческими обстоятельствами в стране. Ряды эмигрантов пополняли Герцен и Огарев, Бакунин, Лавров, Кропоткин, К. Брюллов, 3. Волконская, И. Тургенев и др. Для каждого из них даже временная эмиграция была тем необходимым смысловым, а не только географическим расстоянием, той социокультурной дистанцией, с позиций которых можно было увидеть в России и русской жизни нечто принципиально иное, нежели находясь в ней самой.                                                                                                                             Революционные события 1917 года и последовавшая за ними Гражданская война привели к появлению огромного числа беженцев из России. Эмиграция по политическим причинам была и раньше, еще с 16 века однако такого массового исхода не было никогда. Точных данных о численности покинувших тогда родину не существует. Традиционно (с 1920–х годов) считалось, что в эмиграции находилось около 2 млн. наших соотечественников.                                                                                                                                                              Среди тем, закрытых для граждан СССР, долгое время находилась жизнь Российского Зарубежья. Раскол страны после 1917 года на красных и белых, их взаимное отчуждение в период кровопролитной и братоубийственной гражданской войны привели к существованию, как тогда говорили, России-I, советской, и России-II, эмигрантской. И если в начале 1920-х годов еще допускались контакты между ними, с позволения большевистского руководства разрешались, например, поездки в Зарубежье, то по мере усиления закрытости советского общества поддерживать связи с эмигрантами становится равносильным «предательству интересов рабоче-крестьянского государства».                                                                                                                                  Отток беженцев из России после 1917 года по конец 1930-х годов принято называть эмиграцией первой волны. Следует отметить, что массовый отток эмигрантов шел до середины 1920-х годов, затем он прекратился, и вдали от родины возникло российское общество в изгнании, по сути, вторая Россия, где были представлены все слои русского дореволюционного общества.                                                                                                      Социальный состав эмиграции первой волны был достаточно пестрым. По мнению некоторых исследователей среди покинувших родину около одной трети были крестьянами, казаками, мещанами, которых насильно призвали на службу во время Гражданской войны, а затем вывезли вместе с белыми армиями. Интеллигенция среди них тоже составляла не более трети, но именно она составила славу Русского Зарубежья.

Основные потоки эмигрантов шли через сухопутные границы на запад (Польша, Германия), северо-запад (Финляндия), на юг и юго-восток, через азиатские пустыни и горы (в Персию, Афганистан, Манчжурию и Монголию), по Черному морю (в Турцию и Болгарию), на дальнем Востоке (в Японию и Китай). Кто-то эвакуировался вместе с белыми армиями, кто-то выехал самостоятельно.                                                                     Эмиграция первой волны представляет собой феноменальное явление. Она отличается тем, что большая часть эмигрантов (85-90 %) не вернулась впоследствии в Россию и не интегрировалась в общество страны проживания. Все они были уверены в скором возвращении на родину и стремились сохранить язык, культуру, традиции, бытовой уклад. Живя в своем мире, они пытались изолироваться от чужеродного окружения, сознательно стремились вести жизнь так, будто ничего не произошло. Конечно, эмигранты понимали, что являются апатридами и «патриотами без отечества». Но общность судьбы изгнанников вопреки общественным, политическим, экономическим и прочим различиям в прежней жизни, осознание общности происхождения, принадлежности к одному народу, одной культуре создали духовную основу всего Русского Зарубежья, особый мир без физических и юридических границ. В известном смысле он действительно был экстерриториальной «зарубежной Россией».                                                                                                                                                                  В эмиграции духовное творчество для интеллигенции становится не только способом выживания, но и выполнением огромной исторической миссии - сохранить для грядущей России дореволюционную русскую культуру и ее традиции.                                                                                                                                        Интеллигенция не могла довольствоваться своим положением беженцев и вынужденным ожиданием благоприятных условий для возвращения. Смысл пребывания в Зарубежье виделся ее представителям в том, чтобы использовать его во благо Отечества и тем оправдать свой разрыв с народом. Для будущей России, считали они, «велика будет разница, вернется ли зарубежная Россия на родину без новых нужных России запасов культуры, или она явится, как рой пчел в родной улей, тяжело нагруженная питательными соками, собранными с лучших цветов иностранной культуры».                                                                                              Реально процесс ассимиляции конечно шел. К концу 1930-х годов дети и внуки многих из них уже не говорили по-русски или говорили с большим акцентом. Российское Зарубежье - явление сложное и противоречивое. Здесь по ряду причин оказался весь цвет отечественной интеллектуальной элиты и в этом тоже ее специфика.                 Культура Русского Зарубежья рождалась в постоянном диалоге с современной западной культурой (от которой она отличалась характерной, даже демонстративной «русскостью», российской экзотикой) и одновременно - с классической культурой России и ее традициями (на фоне которых ярче оттенялись броское, подчас рискованное новаторство, экспериментальность, смелость, - невозможные и непростительные на родине. Впоследствии, когда после революции стала складываться русская диаспора и образовались такие центры Культуры Русского Зарубежья, как Прага, Белград, Варшава, Берлин, Париж, Харбин, русская культура начинает жить и развиваться за рубежом - не только в отрыве, но и в отчетливом идеологическом и политическом противостоянии Советской России и русской советской культуре. Представители же русской эмиграции чувствовали себя последними представителями, хранителями и продолжателями всей многовековой русской культуры.                                                                                                                                        Последовательное противостояние большевистским принципам новой, советской культуры (пролетарскому интернационализму, атеизму и материализму, партийно-классовому подходу, селекционной избирательности по отношению к классическому культурному наследию, диктаторским методам руководства и контроля) позволило деятелям Культуры Русского Зарубежья сохранить в течение всего 20 в. многие традиции русской классической культуры 19 в., в том числе национальный менталитет, общечеловеческие и гуманистические ценности, традиции идеалистической философии и религиозной мысли. Интерес к культурно-историческим процессам, развертывавшимся на родине, постоянно корректировался стойким предубеждением к деятелям советской культуры, считавшимся наемниками или прислужниками большевиков. Это не могло не привести - рано или поздно – Культуру Русского Зарубежья к трагическому расколу.

 

 

 


Информация о работе Какие функции выполняет культура