Каноны в художественной культуре древнего востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Канон — неизменная традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека.
История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у Месопотамии и Египте. Особый интерес эта эпоха вызывает благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памятников культуры.

Файлы: 1 файл

Каноны в художественной культуре древнего востока.doc

— 37.50 Кб (Скачать файл)

Каноны  в художественной культуре древнего востока.

Канон — неизменная традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека.

История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у Месопотамии и Египте. Особый интерес эта эпоха вызывает благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памятников культуры.

Потребность фиксирования устоявшихся принципов и норм культуры толкала народы Древнего Востока, особенно египтян, к созданию развитой системы канонов, которые предписывали художнику правила пользования пропорцией и цветом, схемы изображения людей и животных. Канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность мастера. Древнеегипетский художник был в роли хранителя священных законов, самым важным из которых являлось разграничение посредствам искусства кратковременной жизни, земной и вечной. Произведение искусства получало в связи с этой установкой особую функцию перевода образов и сюжетов реальной действительности в предельно обобщенную идеальную форму, лишенную сиюминутности, созданную для бессмертия. Каноническая культура Древнего Востока выработала язык, отвечающий идее постоянства, - экономный графический знак, четкий контур, строгую и ясную линию.

Даже когда изображалось самое простое, самое обыденное – пастух доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, - эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века. Задача превратить «земные сюжеты» в чеканные формулы вечности не противоречила стремлению мастеров запечатлеть в формах искусства все многообразие социальной и природной жизни. Особенно это наглядно видно в мифологии, где отражены все основные этапы выделения человека из природы и становления культуры.

Канон древнеегипетский формировался и закреплялся в ходе многовекового отбора и главным образом в связи с древнеегипетскими культами власти и загробного существования. Если для античного канона обоснование пропорции. Элементы вытекают из пластически зримой природы окружающего мира, то канон древнеегипетский отличается подчеркнутой эстетизацией математического, точнее, геометрического начала.

Канон древнеегипетский отличает строгая систематичность и взаимосвязанность всех основных элементов. Он объединял принципы композиции, иконографию, художественные техники и отдельные приемы изображения вплоть до мелких деталей. Важнейшей особенностью древнеегипетского канона является гармоничное сопряжение изобразительного ряда и иероглифов элементов иероглифики. Как и в искусстве Восточной Азии, египетская иероглифика сочетала в себе знаково-символическое и собственно эстетическое начала. Начертания некоторых оказали воздействие на композицию и контуры канонических изображений.

Среди разнообразных компонентов древнеегипетского канона особая роль принадлежит пропорциональным соотношениям, которые составили математическую и одновременно символическую его основу. Канон древнеегипетский опирался на восемь пропорциональных величин, полученных из геометрических построений после деления сторон исходного квадрата в отношении золотого сечения. Благодаря мастерскому применению системы пропорций, в одном и том же изображении могли органично сочетаться элементы человеческой фигуры и тела животного (примером может служить Большой Сфинкс в комплексе фараона Хефрена в Гизе).

Другой важный канонизированный этап - Византийская империя – прямая наследница греко-римского мира и Востока – оставалась центром своеобразной и поистине блестящей культуры, впитавшей в себя лучшие каноны культуры Египта, Месопотамии, Вавилона.

С помощью ряда канонизированных приемов в византийском изображении создавалось особое художественное пространство. Византийские мастера объединяли в одной целостной композиции разнопространственные, разновременные и одновременные события. Они не пользовались для организации пространства перспективой. Византийский художник изображал предметы как бы в «обратной перспективе», при которой фигуры и предметы, находящиеся в отдалении, изображались в более крупном масштабе, чем передние, что усиливало непосредственный контакт со зрителем. Пейзажный фон и изображенные элементы архитектуры трактовались теперь условно и обобщенно. Действие практически никогда не изображалось происходящим в интерьере, что связано с обостренным ощущением средневековым живописцем вневременности и внепространственности изображаемого явления.

Вывод: в Византии был создан свой собственный стиль в искусстве, художественно-эстетическую специфику которого унаследовали в средние века страны православного региона, включая Древнюю Русь.

 

Дементьев Евгений

П1-1


Информация о работе Каноны в художественной культуре древнего востока