Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:39, реферат
Карнавал – это праздничная жизнь. Карнавал не делит людей на зрителей и исполнителей, здесь нет сцены и зрительного зала. Карнавал не созерцают и не разыгрывают, в нём живут, живут по его, карнавальным законам. И главный закон карнавала – всем веселиться!
Это смелый, безрассудный и даже распутный праздник. Стирание различий, разрушение барьеров между людьми, наполнение обычных вещей новым смыслом, стояние на голове, потешный балаган, маскарад, фарс, трагикомедия, смешение всех и всего. Карнавалы появились в Италии в XIII в.
КАРНАВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Карнавал – это праздничная жизнь. Карнавал не делит людей на зрителей и исполнителей, здесь нет сцены и зрительного зала. Карнавал не созерцают и не разыгрывают, в нём живут, живут по его, карнавальным законам. И главный закон карнавала – всем веселиться!
Это смелый, безрассудный и даже распутный праздник. Стирание различий, разрушение барьеров между людьми, наполнение обычных вещей новым смыслом, стояние на голове, потешный балаган, маскарад, фарс, трагикомедия, смешение всех и всего. Карнавалы появились в Италии в XIII в.
В интересующем меня ракурсе я выделю несколько ипостасей любого карнавального действа.
Во-первых, карнавал
на время восстанавливал
Во-вторых, карнавал
искусственно ломал обыденную, повседневную
жизнь, главной характеристикой
которой была не просто
В-третьих, Во времена средневековых венецианских карнавалов, любой человек, независимо от общественного положения был равен с остальными участниками этой безумной вакханалии. Чтобы сословные предрассудки не портили веселья, все лица скрывались под масками. «Маски» смело безумствовали и чудили. Даже церковь становилась в ти дни не столь суровой, и потому не совершить грехопадение во время карнавальных дней и ночей считалось просто неприличным.
В-четвертых, карнавал, как временный институт всеобщего равенства и перевёрнутой иерархии, не мог разрушать фундаментальные основы общественного устройства (например, право собственности), ибо тогда после его окончания в обществе воцарился бы хаос. Поэтому демонстрация равенства проходила на уровне символики (одежда, шутовские знаки высшей власти) и того, в чём действительно люди были равны друг другу и в обычной жизни, но в силу условностей иерархического общества не могли это демонстрировать, - в физиологических проявлениях своего организма: в любви, в еде и в питии, иногда в физическом единоборстве.
В-пятых, отказ от условностей обыденной, не естественной жизни требовал временного снятия общественных табу, всего того, что запрещалось моралью, законом или религиозной догмой. Карнавал разрешал богохульство, насилие, прелюбодеяние, оргиастические проявления сексуальных инстинктов, сквернословие, чревоугодничество, пьянство, наряду, естественно, с неподчинением власти, даже карнавальной.
В-шестых, карнавал предполагал максимальное веселье как противоположность обыденному унынию, то есть ставил развлечение, игру, шутовство, обман выше труда, серьёзности и общественной добропорядочности. Смеховая культура карнавала демонстрировала одновременно и несерьёзность, то есть временность действа, и его пародийность - насмешку уязвленных в обыденной жизни низов над социальной иерархией как искусственной, ненатуральной, противоречащей фундаментальному, прежде всего физиологическому, равенству людей.
Наконец, в-седьмых, карнавал чётко фиксировал свои границы: день и час падения всех табу и время, отведённое на растабуированную жизнь. Все участники карнавала знали, что карнавал - это не сама действительность, а временный выход из неё, что это обман, но обман конечный, уложенный в строго отведенный срок, после завершения которого всё вернется на круги обыденных социальных и политических условностей, чётко регламентированных властью, законом, религией, общественной моралью. Все знали не только час, в котором карнавал начнётся, но и день и час, когда он закончится. Все знали, что время карнавала скоротечно, а обыденной жизни - бесконечно (или, по крайней мере, - по гроб жизни). Все знали, что карнавал - это данность, реальность, но он не может длиться всегда: и низ снова станет верхом, догмы восстанут из площадной пыли, и ты, три дня свободный, вновь на месяцы, годы и десятилетия превратишься в раба царствующего порядка. Словом, карнавал был честным обманом. О времени его прихода, его кратковременности и сроке его обязательного завершения каждый был предупреждён заранее.
Карнавал как праздник дожил в некоторых странах и до наших дней, но в предельно формализованном и театрализованном виде, утратив свою социальную функцию вовсе, но сохранив отчасти бытовую и физиологическую, ибо возник он всё-таки не просто из желания отдохнуть или развлечься, а как естественное проявление архетипов человеческого сознания и поведения, изгнанных жесткой социальной регламентацией с публичной сцены (кроме сцены искусства).
Самые известные
в мире карнавалы на
Карнавальные представления – это жизнь в миниатюре, разыгранная вне сцены, это игра, которая выводит за рамки устоявшейся жизненной колеи, освобождает от привычных законов и правил. Меняются местами король и шут, земля и небо – всё переворачивается вверх тормашками, наизнанку, навыворот. Это служит некоему обновлению мира и каждый человек на время выбирает для себя иной жребий, переставая быть самим собой.
Смех, вольность, праздничность – вот в чём природа карнавала. Это утопическое царство всеобщности, свободы и равенства.