Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:22, доклад
В конце II тыс. до н. э. на территорию Индии, вероятно, с северо-запада проникают арийские племена кочевников, которые постепенно переходят к земледелию. Слово «арии» в санскрите означает «благородные, хорошего происхождения» и, вероятно, принадлежит самим завоевателям, тогда как коренное население Северной Индии в Ригведе именуется млечхаса («варвары») и даса («враг»).
Доклад на тему
«Кастовая система Древней Индии»
Гаража Анны
ФМБК, ДЯК-3, 1 курс
2012
Структура древнеиндийского общества и особенности государственного управления
В конце II тыс. до н. э. на территорию Индии, вероятно, с северо-запада проникают арийские племена кочевников, которые постепенно переходят к земледелию. Слово «арии» в санскрите означает «благородные, хорошего происхождения» и, вероятно, принадлежит самим завоевателям, тогда как коренное население Северной Индии в Ригведе именуется млечхаса («варвары») и даса («враг»). Впоследствии слово «даса» стало обозначать рабов, что, видимо, является отражением обращения племенами ариев в рабство значительной части исконного индийского населения. Арии предположительно представляли собой более светлокожий, чем исконные индийские племена, народ, что вместе с их осознанием своей богоизбранности и силы привело к закреплению основ кастовой системы.
Формирование кастовой системы происходит в поздневедийский период. Свободное население древнеиндийского общества делилось на четыре общеиндийских сословия - варны (санскр. «цвет»):
1) брахманы - члены жреческих родов;
2) кшатрии - военная аристократия;
3) вайшьи - родовые общинники (земледельцы, ремесленники, торговцы);
4) шудры (чистые, низшие, неприкасаемые) - неравноправные члены общества.
Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась. Вар-новое деление освящалось религией. В одном из преданий рассказывалось, что представители разных варн произошли из разных частей богочеловека Пуруши. Из его уст возникли брахманы, поэтому только они знают, как общаться с богами, и могут выполнять жреческие обязанности. Из рук Пуруши произошли кшатрии, следовательно, они должны заниматься военным делом и управлением. Вайшьи образовались из бедер богочеловека, им суждено заниматься хозяйством, прежде всего торговлей и земледелием. И, наконец, из ног Пуруши произошли шудры, потому их удел - служить высшим кастам.
Внутри варн существовало деление на множество местных замкнутых каст (порт. casta - род, племя) или джати (санскр. «джан» - рождаться). Проблемы соотношения между варнами и кастами и их взаимоотношений мало исследованы. Установлено, что варны как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем касты. Касты включали людей определенного социального положения, занимавшихся определенными наследственными занятиями, принадлежавших к определенной этнической и религиозной общностям. Джати возникли в основном в рамках варн вайшьев и шудр. Они приобрели характер замкнутых общин, в которых были определенные органы управления. Некоторые джати занимали очень низкое положение и не входили ни в одну из варн - это так называемые «неприкасаемые».
Система четырех варн описана в «Законах Ману», в которых также содержатся наставления по управлению государством и судопроизводству. Составление этого сборника приписывается мифическому прародителю людей Ману. В действительности он создавался в течение нескольких веков одной из брахманских научных школ. Примерное время создания «Законов Ману» - II в. до н. э. Согласно данному памятнику, брахманы свободны от всяких повинностей, налогов, телесных наказаний. Они объявлялись земными божествами, владели тайнами ритуала, могли подчинять себе природные стихии. Кшатрии должны охранять подданных, совершать жертвоприношения, изучать «Веды», руководить сбором налогов. Основными занятиями вайшьев объявляются земледелие, скотоводство, торговля, ростовщичество. Шудры не являлись членами общины, часто это переселенцы. Они не имели земли и потому обслуживали высшие касты. Жизнь шудр слабо охранялась законом, за их убийство полагалось лишь религиозное покаяние, как за убийство кошки. Напротив, шудра, совершивший преступление, наказывался строго. Шудры не допускались к управлению государством и к прохождению обряда посвящения - «второго рождения», который проходили члены первых трех варн по достижению определенного возраста: брахманы - с 8-16 лет, кшатрии - с 11-22 лет, вайшьи - с 1224 лет. Наиболее тяжелым было положение неприкасаемых. Они должны были жить вне селения, входить в него только днем с особой отметкой на одежде, их не допускали к колодцам, так как считалось, что они могут осквернить воду. Неприкасаемые занимались уборкой нечистот и мусора. Они не являлись рабами, но закон их не защищал.
Уже в Ведийский период в Индии сложилось государство, в котором господствовала военная аристократия. Руководил государством царь - раджа, являвшийся военным предводителем. Многие из высших государственных чиновников были родственниками правителя. Важнейшей опорой царя была армия. В эпоху Маурьев из числа чиновников выбирались высшие министры (мантрины), помогавшие правителю в исполнении его функций. Образованием, сбором налогов, ирригацией, горным делом, социальной помощью ведал специальный секретариат, состоявший из ряда ведомств. Индия была разделена на северную, южную, восточную, западную и центральную провинции, которыми управляли наместники (кумары), получавшие от правителя подробные инструкции. Индийские суды делились на уголовные (кантака содхана) и гражданские (дхармастхейя). Наказания за уголовные преступления были достаточно суровыми и не исключали членовредительства и смертной казни. Империя Маурьев обладала сильной армией, включавшей пехоту, кавалерию, боевых слонов, колесницы и флот.
Ценным источником по управлению индийским обществом является «Артхашастра» («Наука политики», или «Руководство к достижению полезного»). Автором ее считается Каутилья, однако кем был и когда точно жил этот человек неизвестно, называют даты от IV до III вв. до н.э. Книга состоит из 16 отделов, содержащих 180 разделов. В ней охвачен широкий круг вопросов, связанных с проблемами государственного управления: вопросы хозяйствования; устройство царского жилища, обеспечивающее максимальную безопасность царя; проблемы войны и мира, отношения к союзникам; подготовка шпионов для слежки за возможными врагами (в том числе и за собственными министрами и даже собственным сыном-наследником престола).