Кастовая система Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:22, доклад

Описание работы

В конце II тыс. до н. э. на территорию Индии, вероятно, с северо-запада проникают арийские племена кочевников, которые постепенно переходят к земледелию. Слово «арии» в санскрите означает «благородные, хорошего про­исхождения» и, вероятно, принадлежит самим завоевателям, тогда как корен­ное население Северной Индии в Ригведе именуется млечхаса («варвары») и даса («враг»).

Файлы: 1 файл

Доклад на тему касты.docx

— 18.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Доклад  на тему

«Кастовая система Древней Индии»

 

 

 

Гаража Анны

ФМБК, ДЯК-3, 1 курс

2012

 

 

 

 

 

 

 

Структура древнеиндийского общества и особенности государственного управления

В конце II тыс. до н. э. на территорию Индии, вероятно, с северо-запада проникают  арийские племена кочевников, которые  постепенно переходят к земледелию. Слово «арии» в санскрите означает «благородные, хорошего про­исхождения» и, вероятно, принадлежит самим завоевателям, тогда как корен­ное население Северной Индии в Ригведе именуется млечхаса («варвары») и даса («враг»). Впоследствии слово «даса» стало обозначать рабов, что, видимо, является отражением обращения племенами ариев в рабство значительной час­ти исконного индийского населения. Арии предположительно представляли со­бой более светлокожий, чем исконные индийские племена, народ, что вместе с их осознанием своей богоизбранности и силы привело к закреплению основ кастовой системы.

Формирование кастовой системы  происходит в поздневедийский период. Свободное население древнеиндийского общества делилось на четыре общеин­дийских сословия - варны (санскр. «цвет»):

1) брахманы - члены жреческих родов;

2) кшатрии - военная аристократия;

3) вайшьи - родовые общинники (земледельцы, ремесленники, торговцы);

4) шудры (чистые, низшие, неприкасаемые) - неравноправные члены общества.

Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась. Вар-новое деление освящалось религией. В одном из преданий рассказывалось, что представители разных варн произошли из разных частей богочеловека Пуруши. Из его уст возникли брахманы, поэтому только они знают, как общаться с бо­гами, и могут выполнять жреческие обязанности. Из рук Пуруши произошли кшатрии, следовательно, они должны заниматься военным делом и управлени­ем. Вайшьи образовались из бедер богочеловека, им суждено заниматься хозяй­ством, прежде всего торговлей и земледелием. И, наконец, из ног Пуруши про­изошли шудры, потому их удел - служить высшим кастам.

Внутри варн существовало деление на множество местных замкнутых каст (порт. casta - род, племя) или джати (санскр. «джан» - рождаться). Про­блемы соотношения между варнами и кастами и их взаимоотношений мало ис­следованы. Установлено, что варны как социальный институт значительно бо­лее раннего происхождения, чем касты. Касты включали людей определенного социального положения, занимавшихся определенными наследственными заня­тиями, принадлежавших к определенной этнической и религиозной общностям. Джати возникли в основном в рамках варн вайшьев и шудр. Они приобрели ха­рактер замкнутых общин, в которых были определенные органы управления. Некоторые джати занимали очень низкое положение и не входили ни в одну из варн - это так называемые «неприкасаемые».

Система четырех варн описана в «Законах Ману», в которых также со­держатся наставления по управлению государством и судопроизводству. Со­ставление этого сборника приписывается мифическому прародителю людей Ману. В действительности он создавался в течение нескольких веков одной из брахманских научных школ. Примерное время создания «Законов Ману» - II в. до н. э. Согласно данному памятнику, брахманы свободны от всяких повинно­стей, налогов, телесных наказаний. Они объявлялись земными божествами, владели тайнами ритуала, могли подчинять себе природные стихии. Кшатрии должны охранять подданных, совершать жертвоприношения, изучать «Веды», руководить сбором налогов. Основными занятиями вайшьев объявляются зем­леделие, скотоводство, торговля, ростовщичество. Шудры не являлись членами общины, часто это переселенцы. Они не имели земли и потому обслуживали высшие касты. Жизнь шудр слабо охранялась законом, за их убийство полага­лось лишь религиозное покаяние, как за убийство кошки. Напротив, шудра, со­вершивший преступление, наказывался строго. Шудры не допускались к управлению государством и к прохождению обряда посвящения - «второго ро­ждения», который проходили члены первых трех варн по достижению опреде­ленного возраста: брахманы - с 8-16 лет, кшатрии - с 11-22 лет, вайшьи - с 12­24 лет. Наиболее тяжелым было положение неприкасаемых. Они должны были жить вне селения, входить в него только днем с особой отметкой на одежде, их не допускали к колодцам, так как считалось, что они могут осквернить воду. Неприкасаемые занимались уборкой нечистот и мусора. Они не являлись раба­ми, но закон их не защищал.

Уже в Ведийский период в Индии  сложилось государство, в котором  гос­подствовала военная аристократия. Руководил государством царь - раджа, яв­лявшийся военным предводителем. Многие из высших государственных чи­новников были родственниками правителя. Важнейшей опорой царя была ар­мия. В эпоху Маурьев из числа чиновников выбирались высшие министры (мантрины), помогавшие правителю в исполнении его функций. Образовани­ем, сбором налогов, ирригацией, горным делом, социальной помощью ведал специальный секретариат, состоявший из ряда ведомств. Индия была разделена на северную, южную, восточную, западную и центральную провинции, кото­рыми управляли наместники (кумары), получавшие от правителя подробные инструкции. Индийские суды делились на уголовные (кантака содхана) и гражданские (дхармастхейя). Наказания за уголовные преступления были дос­таточно суровыми и не исключали членовредительства и смертной казни. Им­перия Маурьев обладала сильной армией, включавшей пехоту, кавалерию, бое­вых слонов, колесницы и флот.

Ценным источником по управлению индийским  обществом является «Артхашастра» («Наука политики», или «Руководство к достижению полез­ного»). Автором ее считается Каутилья, однако кем был и когда точно жил этот человек неизвестно, называют даты от IV до III вв. до н.э. Книга состоит из 16 отделов, содержащих 180 разделов. В ней охвачен широкий круг вопросов, связанных с проблемами государственного управления: вопросы хозяйствова­ния; устройство царского жилища, обеспечивающее максимальную безопас­ность царя; проблемы войны и мира, отношения к союзникам; подготовка шпионов для слежки за возможными врагами (в том числе и за собственными министрами и даже собственным сыном-наследником престола).


Информация о работе Кастовая система Древней Индии