Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:30, реферат
Есть много зданий и архитектурных ансамблей, без которых невозможно представить себе облик Петербурга: в них воплощены ее высшие достижения в XVIII- XIX веках. К таким памятникам относится Казанский собор, построенный в 1801-1811 годах по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. Этот замечательный памятник русской архитектуры сыграл большую роль в формировании центральной части города.
В декабре 1812 года генерал Платов через Кутузова передал церкви серебро, которая русская армия отняла у отступающих французов. Фельдмаршал предлагал, согласно желанию воинов, изготовить из драгоценного металла четыре фигуры евангелистов для внутреннего убранства Казанского собора. Модели фигур изготовил И. А. Мартос, но этот проект не понравился обер-прокурору Синода А. Н. Голицыну. Через несколько лет серебро решили использовать для изготовления нового иконостаса. Но в связи со строительством Исаакиевского собора на эту работу не было денег. Первоначальный иконостас был заменён на серебряный только в 1836 году. Его создал архитектор К. А. Тон.
В 1837 году
рядом с собором открыты
Купол Казанского
собора первоначально был покрыт
тёмно-серым лужёным железом. В 1840-х
годах его покрыли светло-
Казанский собор играл важную роль в жизни царской семьи. В Исаакиевском соборе членов царского дома крестили, в Петропавловском - хоронили, а здесь - венчали.
6 декабря
1876 года на площади перед
28 октября
1893 года в Казанском соборе
отпевали Петра Ильича
В 1899-1900 годах перед Казанским собором садовыми мастерами Р. Ф. Катцером и П. И. Визе был устроен сквер с фонтаном.
В 1910 году
рассматривалось предложение
После 1917 года с купола был снят крест, на его месте установили позолоченый шар со шпилем. В 1920-х годах проводилась реставрация стен и интерьеров собора архитекторами А. П. Аплаксиным, А. А. Парландом, художниками Н. А. Бруни, Э. К. Липгардом.
В 1932 году Казанский собор был закрыт для верующих. В нём открылся Музей истории религии и атеизма АН СССР. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор. Крест купола собора заменили на шар с пикой. В 1934 году с Пулковского шоссе к Казанскому собору перенесли фонтан работы Ж. Ф. Тома де Томона (1809 год).
Осенью 1934 году в сквере у Казанского собора был установлен огромный макет лагеря "Челюскинцев". В это время страна праздновала спасение экипажа ледокола "Челюскин".
Осенью 1941 году у колоннады храма была устроена выставка "Военное прошлое русского народа". Музей атеизма временно закрылся, его место заняла выставка "Отечественная война 1812 года". В подвале здания разместился один из отделов штаба Ленинградского фронта. Во время блокады Ленинграда в Казанский собор попало три снаряда, купол и крыша насчитывали более 1600 пробоин. По окончанию войны был проведён его капитальный ремонт. В 1944 году, первым в Ленинграде, был восстановлен фонтан в сквере у собора.
В середине 1950-х годов под руководством Я. А. Казакова проходила реставрация интерьеров храма. В 1975-1978 годах реставрировали ограду.
С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений, ему возвращена Казанская икона Божией Матери. В 1994 году на куполе собора вновь появился золотой крест. В 2000 году Казанский собор стал главным кафедральным храмом Петербурга, сюда вернули Казанскую икону. Музеи истории религии переехал в здание на Почтамтской улице. К 2003 году (к 300-летию Санкт-Петербурга) мастера Балтийского завода отлили четырёхтонный колокол высотой более двух метров, ставший самым крупным колоколом Казанского собора.
Каждый
год 12 сентября от Казанского собора по
Невскому проспекту до Александро-
Заключение
На современной этапе Казанский собор в Санкт-Петербурге (Невский проспект, 25) — православный кафедральный храм Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге.
Собор дал название Казанскому острову в дельте Невы, Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и Казанской улице, которая отходит от собора.
Указом патриарха Алексия II от 31 декабря 2000 года собору был присвоен статус кафедрального и он стал главным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.
Выразительность и сила эмоционального воздействия Казанского собора - не только в совершенстве композиции и архитектурных форм, но и в глубоком синтезе искусств: произведения скульптуры и живописи соединены с архитектурой в единое целое. Синтез искусств имел место в истории художеств с древнейших времен; на разных этапах и в разных жизненных условиях он приобретал различные формы и глубину содержания. Но всегда источником его формирования являлась общность идейно-мировоззренческой основы искусств и, следовательно, единство стиля.
Слияние искусств в Казанском соборе настолько естественно и логично, что они воспринимаются в неразрывном единстве, образующем цельный архитектурно-художественный образ. При этом скульптура и живопись обогащают архитектуру, раскрывают ее сущность, не теряя, однако, собственной художественной ценности.
Приложение
Екатерина II на ступенях Казанского собора, 1762 г.
Казанский
собор со стороны Казанской улицы,
около 1810 года
Интерьер Казанского собора, начало 1830-х годов
Иконостас Казанского собора, 1911 год
Макет лагеря челюскинцев, 1934 г.
Казанский Собор, наши дни
Список использованной литературы:
1 Гусаров А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. СПб., 2010.
2Казанский
собор в Санкт-Петербурге. URL: http://www.spb-guide.ru/page_
3 Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград // Большая Российская Энциклопедия. М., 1992.
4 Шурыгин Я. И. Казанский собор. Ленинград, 1987.