Кельты: нормы и ценности древней культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 22:29, статья

Описание работы

Рассматривать ценности и нормы той или иной культуры всегда означает постижение иного менталитета, особой судьбы этой культуры, понимание внутренних механизмов ее генезиса. Особенно привлекательно такое погружение в семиотическое пространство, если имеешь дело с уже ушедшими культурами и народами.
Нельзя дать однозначного ответа на такой вопрос: кельты - «это один из величайших народов своего времени или же прежде всего «варвары-завоеватели»? Необходимость быть воинами, защищаться и нападать и высокоразвитая культура – не являются взаимоисключающими ценностями. Подтверждает это, на наш взгляд, обращение к текстам кельтских преданий (мы анализируем источники по работе, в которой приведены впервые переведенные тексты – «Предания кельтов Бретани». Перевод с брет. и лат. А. Мурадовой. М., 2001) и к искусству орнамента, хорошо известному исследователям своим многосмылием.

Файлы: 1 файл

Shatilova.doc

— 31.50 Кб (Скачать файл)

Кельты: нормы и ценности древней культуры

Шатилова В. (1 курс)

 

Ивановский государственный  химико-технологический  университет

 

Рассматривать ценности и нормы  той  или иной  культуры  всегда  означает  постижение иного  менталитета, особой  судьбы  этой культуры, понимание  внутренних  механизмов  ее генезиса. Особенно  привлекательно такое  погружение в  семиотическое  пространство, если имеешь  дело с  уже  ушедшими культурами и народами.

Нельзя  дать однозначного ответа на такой  вопрос: кельты - «это один из величайших народов своего времени или же прежде всего «варвары-завоеватели»? Необходимость быть воинами, защищаться и нападать и высокоразвитая культура – не являются  взаимоисключающими ценностями. Подтверждает это, на наш  взгляд, обращение к  текстам  кельтских преданий (мы  анализируем источники по работе, в которой приведены  впервые  переведенные тексты – «Предания кельтов Бретани». Перевод с  брет. и лат. А. Мурадовой. М., 2001) и к искусству  орнамента, хорошо  известному исследователям своим многосмылием.

Воевать, защищаться – норма, создавать и сохранять – культурная ценность. И среди таких ценностей  кельты  сформировали, как и многие  цивилизованные  народы, культ храброго воина (позднее в европейских  литературах – рыцарь), семьи, где супруги красивы  и бесстрашны (не случайно римский историк Аммиан Марцеллин писал: «Целая армия врагов не могла совладать с один кельтом, если он призывал на помощь свою голубоглазую жену»), рода (поскольку было важно чувствовать причастность и неразрывную связь своей судьбы с жизнью рода, который являлся гораздо более долговечным, чем жизнь составлявших его людей). Кельты могли  ограничиться захватом и обороной, но  развитое  сельское  хозяйство, торгово-ремесленные центры (Бибрагта, Герговия, Алезия, Страдонице), развитое  искусство  слова, художественные  промыслы, обработка металлов, кузнечное и ювелирное дело продемонстрировали  сложную  взаимосвязь  внешнего и внутреннего,  материального и духовного начал этой  культуры. И именно это дает возможность нам, современным людям XXI века, увидеть то, что интересует каждого человека гораздо больше завоеванных земель.

 Узоры в орнаменте, слова в  тексте  сплетаются, как  сплетаются  линии  человеческих жизней.  Дух человека - это частица мирового Духа, через множественность жизней, смертей и возрождений человек проходит путь к божественному совершенству. Это есть высшая ценность. Об  этом  свидетельствуют предания -  зашифрованные в  орнаментальном и словесном тексте. Тексте культуры под названием «Кельты».

Научный руководитель – к.ф.н., доцент кафедры истории и культурологи О.Н. Масленникова


Информация о работе Кельты: нормы и ценности древней культуры