Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 22:29, статья
Рассматривать ценности и нормы той или иной культуры всегда означает постижение иного менталитета, особой судьбы этой культуры, понимание внутренних механизмов ее генезиса. Особенно привлекательно такое погружение в семиотическое пространство, если имеешь дело с уже ушедшими культурами и народами.
Нельзя дать однозначного ответа на такой вопрос: кельты - «это один из величайших народов своего времени или же прежде всего «варвары-завоеватели»? Необходимость быть воинами, защищаться и нападать и высокоразвитая культура – не являются взаимоисключающими ценностями. Подтверждает это, на наш взгляд, обращение к текстам кельтских преданий (мы анализируем источники по работе, в которой приведены впервые переведенные тексты – «Предания кельтов Бретани». Перевод с брет. и лат. А. Мурадовой. М., 2001) и к искусству орнамента, хорошо известному исследователям своим многосмылием.
Кельты: нормы и ценности древней культуры
Шатилова В. (1 курс)
Ивановский государственный химико-технологический университет
Рассматривать ценности и нормы той или иной культуры всегда означает постижение иного менталитета, особой судьбы этой культуры, понимание внутренних механизмов ее генезиса. Особенно привлекательно такое погружение в семиотическое пространство, если имеешь дело с уже ушедшими культурами и народами.
Нельзя дать однозначного ответа на такой вопрос: кельты - «это один из величайших народов своего времени или же прежде всего «варвары-завоеватели»? Необходимость быть воинами, защищаться и нападать и высокоразвитая культура – не являются взаимоисключающими ценностями. Подтверждает это, на наш взгляд, обращение к текстам кельтских преданий (мы анализируем источники по работе, в которой приведены впервые переведенные тексты – «Предания кельтов Бретани». Перевод с брет. и лат. А. Мурадовой. М., 2001) и к искусству орнамента, хорошо известному исследователям своим многосмылием.
Воевать, защищаться – норма, создавать и сохранять – культурная ценность. И среди таких ценностей кельты сформировали, как и многие цивилизованные народы, культ храброго воина (позднее в европейских литературах – рыцарь), семьи, где супруги красивы и бесстрашны (не случайно римский историк Аммиан Марцеллин писал: «Целая армия врагов не могла совладать с один кельтом, если он призывал на помощь свою голубоглазую жену»), рода (поскольку было важно чувствовать причастность и неразрывную связь своей судьбы с жизнью рода, который являлся гораздо более долговечным, чем жизнь составлявших его людей). Кельты могли ограничиться захватом и обороной, но развитое сельское хозяйство, торгово-ремесленные центры (Бибрагта, Герговия, Алезия, Страдонице), развитое искусство слова, художественные промыслы, обработка металлов, кузнечное и ювелирное дело продемонстрировали сложную взаимосвязь внешнего и внутреннего, материального и духовного начал этой культуры. И именно это дает возможность нам, современным людям XXI века, увидеть то, что интересует каждого человека гораздо больше завоеванных земель.
Узоры в орнаменте, слова в тексте сплетаются, как сплетаются линии человеческих жизней. Дух человека - это частица мирового Духа, через множественность жизней, смертей и возрождений человек проходит путь к божественному совершенству. Это есть высшая ценность. Об этом свидетельствуют предания - зашифрованные в орнаментальном и словесном тексте. Тексте культуры под названием «Кельты».
Научный руководитель – к.ф.н., доцент кафедры истории и культурологи О.Н. Масленникова
Информация о работе Кельты: нормы и ценности древней культуры