Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:23, курсовая работа
Кинематограф относительно новый вид искусства. Его история в сравнении с тысячелетней историей музыки, живописи, театра очень коротка. Но это не мешает кино оставаться уже на протяжении нескольких десятков лет самым массовым видом искусства. Великий английский режиссёр Альфред Хичкок однажды скачал: «Фильм – это жизнь, с которой вывели пятна скуки». Действительно, хорошее кино завораживает, удивляет, заставляет задуматься над происходящими в жизни человека явлениями. Также как книга для писателя, музыка для музыканта или картина для художника, кино для режиссёра – это способ выражения собственных мыслей, чувств и желаний.
Лирическая комедия, повествующая о двух днях из жизни чешского подростка, устраивающегося на работу в магазин самообслуживания, завоевала главный приз международного кинофестиваля в Локарно. За «Петром» последовал первый снятый на цветную пленку сатирический «Бал пожарников», карикатура на чешское общество. «Бал пожарников» возмутил стоящих у власти чехословацких коммунистов во главе с президентом Новотным. А итальянский продюсер Карл Понти назвал его «издевательством над простым человеком». Но, несмотря на это, «Бал пожарников» завоевал сердца зрителей и даже стал кандидатом на премию «Оскар». Эта едкая комедия была последним снятым в Чехословакии фильмом. В августе 1968 года, когда Форман жил в Париже и искал вдохновение для нового кинопроекта, советские танки вторглись на его Родину. Он остался во Франции, а в 1969 году вместе с Пассером переехал в Нью-Йорк.
В 1948 жил в
Мукачево, учился в Всесоюзном институте
кинематографии в Москве. В 1957 г. вернулся
в Чехословакию. В Америке Милош замолчал на
целых четыре года. В это время он не снимал,
как потом сам признался, из принципиальных
соображений — его не устраивало качество
сценариев, которые предоставлял Голливуд.
Тогда он жил на полтора доллара в день
– один гамбургер и бутылочка кока-колы.
Лишь в 1971 Милош снимает драму «Отрыв»
(Taking off). Лента о сбежавшей из дома девочке
завоевывает Гран-при Каннского кинофестиваля
и несколько номинаций премии Британской
академии кино- и телевизионных искусств.
В 1963 дебютирует документальным фильмом
«Конкурс» (Konkurs), воспроизводя атмосферу
молодежного увлечения джазом и достаточно
безрадостную картину конкурса любителей
этой музыки, которые демонстрируют свое
умение перед профессиональным жюри.
В 1964 Форман выступает с полнометражным фильмом «Черный Петр» (Black Peter/Cerny Petr, другое название «Петр и Павла», первая премия МКФ в Локарно), шокируя зрителей и, особенно, руководителей кинематографии ЧССР документально переданной атмосферой бесцветной жизни низов и сочетая достоверность неприкрашенной жизни с правдивым и ироничным изображением психологии героев, роли которых исполняли как профессиональные, так и непрофессиональные актеры.
Раскованный, зачастую импровизированный диалог, отличное знакомство с выводимым на экране материалом, использование рок-музыки, воспринимаемой в те дни как символ молодежного протеста, и — главное — обращение к теме конфликта поколений сделали эту и последующие картины Формана, «Любовь блондинки» (Lasky Jedne Plavovlasky, 1965); «Горит, моя барышня...»/«Бал пожарных» (Hori, Ma Panenko, 1967), революционным событием в жизни кино ЧССР, а самого режиссера — признанным лидером так называемой «чешской волны».
Подобно своим современникам и коллегам (В. Ясный, В. Хитилова, Э. Шорм, И. Менцель и др.) Форман противопоставлял эстетике соцреализма опыт и традиции чешской литературы (Я. Гашек, Б. Грабал, Й. Шкворецки), стремясь сообщить вписанному в документальную среду повествованию метафорический и символический смысл и заслужил упрек в цинизме и пессимизме за сатирическое изображение жизни рядовых членов строящегося социалистического общества.
В 1968 после вторжения советских войск в Чехословакию не вернулся из Франции, где вел переговоры о съемках нового фильма. Новая страница творчества режиссера открывается после его переезда в США, где в 1971 он снимает свой первый американский фильм «Отрыв» (Taking Off, премия МКФ в Канне), посвященный вечной теме Формана — конфликту поколений, в ходе которого старшее олицетворяет агрессивное начало и подавляет творческий дух молодежи, жаждущей свободы от всяческих пут и ограничений. В этой попытке показать Америку глазами иностранца Форман пытался сохранить верность своему методу и стилю на новом материале.
Его следующая работа — эпизод о десятиборцах в документальном фильме «Глазами восьми» (Visions Of Eight, 1972) — об Олимпиаде в Мюнхене. В дальнейшем предпочитает экранизации американской литературы, позволявшие сохранить верность теме несовместимости поколений и симпатиям к молодежной контркультуре, выражавшей протест юности и прогресса против лицемерия и насилия «верхов». Не изменяет Форман и «бунтарям», нарушающим все нормы и традиции, обреченным на поражение и показываемым с иронической нежностью.
Лучшей картиной
американского периода
Шедевр 1975 года «Пролетая над гнездом кукушки» с Джеком Николсоном в главной роли сделали из Формана легенду. По сюжету преступник и дебошир, чтобы избежать тюремного заключения, прикидывается душевнобольным и попадает в психиатрическую лечебницу. Там, пытаясь «расшевелить» замкнутых в своих мрачных мирах пациентов, он вводит собственную «терапию». Он решает напомнить им вкус свободной и беззаботной жизни, но к с своему ужасу обнаруживает, что многие из его публики находятся в заключении психбольницы по собственной воле. Медсестра Рэтчед (лучшая роль Луизы Флетчер), ставшая самым ярким образом тоталитаризма и подавления свободы в мировом кинематографе, холодно подавляет все попытки изменить установленный в стенах больницы устав. Она использует нового пациента, чтобы показать остальным их ничтожность и зависимость. Глубокая психологическая драма-притча о конфликте личности с обществом завоевала сердца самых строгих критиков, а также 5 премий «Оскар»: за лучшую картину, режиссуру, лучший сценарий и игру двух актёров. С успехом фильма утвердилась карьера Милоша Формана как американского кинорежиссёра, и пришла его мировая слава.
Затем режиссер создал киноверсию посвященного протесту молодежи против вьетнамской войны рок-мюзикла «Волосы» (Hair, 1979) и через два года — экранизацию антирасистского романа «Рэгтайм» (Ragtime) Э. Л. Доктороу.
В 1984 Форман получает несколько «Оскаров» за экранизацию пьесы П. Шеффера «Амадей» (Amadeus) (за лучший фильм года и лучшую режиссуру), интерпретировав поединок Моцарта и Сальери как непримиримый и вечный конфликт между традицией и посредственностью с одной стороны — и гением, свободой и инстинктом с другой. В 1989 снял картину «Вальмон» (Valmont) по мотивам известного эпистолярного романа «Опасные связи» Шодерло де Лакло.
После нескольких лет вынужденного простоя вновь привлек к себе внимание противоречивой лентой «Народ против Лэрри Флинта» (The People vs. Larry Flynt, 1996, главная премия на МКФ в Берлине-97) о драматической судьбе издателя порножурнала «Хастлер».
В 1999 снял фильм «Человек на луне» (Man on the Moon, 1999) — историю эксцентричного американского комика Энди Кауфмана, ставившего эксперименты над зрителями, чья жизнь и даже смерть превращались в провокационные шоу. Фильм — один из самых смелых экспериментов и самого режиссера, хотя и не оцененный массовым зрителем. Снявшийся в главной роли Джим Кэрри создал яркий и запоминающийся образ — премия «Золотой глобус», — который в очередной раз заставил говорить о нем как об актере мощного трагикомического таланта.
С 1975 преподает на киноотделении в Колумбийском университете. Милош Форман успешно комбинирует работу в кино и преподавательскую деятельность. В его лице Колумбийский университет нашел отличного заведующего кафедрой кино. На территории России Форман стал известен после премьеры казахской ленты «Кочевник», к съемкам которой Форман также приложил руку.
Сегодня Форман активно сотрудничает с ведущими мировыми киноакадемиями и киностудиями, где высоко ценят его творческую индивидуальность. В этом году он приглашен в качестве члена жюри (один из шести главных мировых деятелей кино) Международным Кинофестивалем в Риме.
Со своим хорошим другом, Вацлавом Гавлом, Милош начал работу над новым многообещающим фильмом с рабочим названием «Призрак Мюнхена», затрагивающим события 1938 года, когда Германия получила с согласия европейских держав чешскую область Судеты, где проживало много этнических немцев. Гавел пишет сценарий по книге французского писателя Жоржа-Марка Бенаму «Призрак Мюнхена». Бывший президент Чехии написал предисловие к чешскому переводу романа, который выйдет в Праге за несколько дней до семидесятой годовщины мюнхенского соглашения. Главный герой книги – молодой американский журналист, выходец из чешской семьи, который исследует роль французского премьер-министра Эдуара Даладье в создании Мюнхенского соглашения.
Гавел проведет параллели
между событиями 70-летней давности
и недавним конфликтом между Россией
и Грузией вокруг Южной Осетии.
А Милош снова представит зрителю
Произведение Искусства.
«До сих пор мне не нравится мания величия
любого рода, оперные эмоции, пафос, жесты
и позы, которые перешагивают пределы
ежедневности. Я думаю, что если мы внимательно
посмотрим, то увидим, что простое поведение
человека обладает большой степенью драматичности»,
- написал Милош Форман в своей автобиографии.
Именно такое мироощущение трансформировалось
в неповторимый художественный стиль
режиссера. Трагизм и светлая ирония, драматизм
и печальная комедийность, и неизменно
– человечность. В этом Форман. В этом
человек, способный творить в любые времена
и в каком угодно обществе.
Форман – человек без возраста. Официально ему 77, но, глядя на его сильные и полные жизни последние работы («Человек на луне» с Джимом Керри и Дони де Вито, «призраки Гойи» с Натали Портман и Хавьером Бардемом), сложно и в мыслях допустить такую нелепость. Наблюдая за этим блистательным творческим путем и проживая каждую его кинокартину как целую жизнь, чувствуешь себя соавтором вершимой истории мирового кино – ведь нам посчастливилось жить в одно время с тем, кого оно однажды причислят к Классикам.
Глава III. Анализ произведения «Пролетая над гнездом кукушки»
«Пролетая над гнездом кукушки» (англ. One Flew Over the Cuckoo’s Nest, также встречается «Полёт над гнездом кукушки») — художественный фильм-драма кинорежиссёра Милоша Формана, экранизация одноимённого романа Кена Кизи.
Премьера фильма состоялась 19 ноября 1975 года на кинофестивале в Чикаго. Он стал вторым фильмом в истории мирового кинематографа, завоевавшим «Оскар» в пяти самых престижных номинациях, что ранее удавалось только картине «Это случилось однажды ночью» (1934). Такую же «Большую пятёрку» ему удалось взять в пяти номинациях на «Золотой глобус» — единственный раз в истории кино.
Фильм, повествующий о драме в психиатрической клинике, снимался практически полностью в отделении для душевнобольных госпиталя штата Орегон. Зрители очень тепло приняли картину. Фильм собрал свыше $100 млн в домашнем прокате в США. Критика высоко оценила режиссуру и актёрскую игру, признав «Пролетая над гнездом кукушки» одним из важнейших событий «новой волны» американского кинематографа 1970-х годов.
Сюжет
Действие происходит в 1963 году. Преступника Рэндла Патрика Макмерфи (Джек Николсон) переводят из тюрьмы в психиатрическую клинику для освидетельствования.
Попав в отделение, Рэндл Макмерфи сразу сталкивается с жёстким распорядком, установленным старшей медсестрой Милдред Рэтчед (Луиза Флетчер). Эти строгости, а также вмешательство в личную жизнь больных во время сеансов групповой терапии вызывают протест у нового пациента. Макмерфи не понимает, почему мужчины, пусть даже и не совсем здоровые, терпят такое обращение со стороны женщины. Макмерфи заключает пари на то, что он сможет сбежать, когда захочет. Рэндл пререкается с медперсоналом, организует в отделении уголок азартных игр, проводит голосование, дабы получить разрешение больным неурочно посмотреть Мировую серию по телевизору. После неудачного голосования он сближается с хроническим больным по кличке Вождь, крупным индейцем, которого все считают глухонемым. Наконец, Макмерфи устраивает самовольную отлучку из больницы, отправившись с группой пациентов на рыбалку.
В ходе консилиума лечащие врачи склоняются к тому, что Макмерфи симулянт и его необходимо отправить назад в тюрьму отбывать срок. Однако сестра Рэтчед настаивает на том, чтобы оставить его в отделении. Задержанный для принудительного лечения Макмерфи неожиданно для себя узнаёт, что большинство пациентов в отделении находятся добровольно и его попытки посягнуть на власть медсестры совершенно бессмысленны. Понимая, что его могут оставить в больнице на неопределённо долгий срок, Рэндл решает бежать.
Во время очередного сеанса социальной терапии больной Чесвик теряет контроль над собой. Макмерфи и Вождь пытаются защитить его перед санитарами, и восставших больных обездвиживают. Затем всех троих отправляют на сеансы электрошоковой терапии. Перед процедурой Рэндл узнаёт, что Вождь говорит и слышит, но предпочитает хранить это в тайне. Придя в себя и вернувшись назад в отделение, Макмерфи решает, что дальше тянуть нельзя, и предлагает Вождю соучастие в побеге. Подкупив охранника, он приглашает в отделение своих знакомых девушек и устраивает прощальную вечеринку. Когда Макмерфи уже собирается покинуть больницу, Билли Биббит намекает ему, что хотел бы переспать с одной из девушек. Молодые люди уединяются. Не удержавшись после выпитого спиртного и бурной ночи, Рэндл, как и все в отделении, засыпает.
Наутро медсестра Рэтчед обнаруживает погром в отделении, признаки попытки побега и потерявшего девственность Билли Биббита. Рэтчед угрожает Биббиту тем, что расскажет о таком недостойном поведении его матери, близкой подругой которой она является, чем приводит его в шоковое состояние и вынуждает выдать зачинщика ночной вечеринки. Биббита в суматохе оставляют ненадолго одного, и он кончает жизнь самоубийством, перерезав себе сонную артерию. В ярости от того, что Рэтчед довела до самоубийства слабого и больного Биббита, Макмерфи набрасывается на медсестру и с силой начинает её душить, но его в последний момент обезвреживает санитар, и Рэтчед выживает, получив серьёзную травму шеи.
Жизнь в больнице продолжается. Через некоторое время Рэндл снова появляется в отделении — Вождь видит, как его ведут под руки санитары. Вождь радуется возвращению своего единственного друга и говорит ему, что чувствует себя «большим, как гора» и готов совершить побег, но замечает, что Макмерфи не реагирует на эти слова. Присмотревшись, он обнаруживает шрамы с левой и правой сторон лба и понимает, что тот перенёс лоботомию и теперь это уже не Макмерфи-симулянт, а действительно больной человек. Вождь говорит ему, что не хочет уходить без Макмерфи, но и не хочет оставлять его в таком состоянии. Вождь произносит: «Пошли», — и душит Макмерфи подушкой. Затем, выбив зарешеченное окно тяжёлой мраморной колонкой, вырванной из душевой, выбирается на свободу и убегает.
Предыстория
Начало 1970-х — время
«новой голливудской волны». Темы и настроения,
которым ещё недавно не было места на экранах (секс, насилие, обсценная
лексика, хиппи), постепенно становятся мейнстримом. Такие картины как «МЭШ», «Уловка-22» привнос