Кинообразы русского кино 1910-х годов и их влияниe на моду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучeние влияния «звeзд» нeмого кино на русскую моду начала XX века .
Достижение поставленной цели требует постановки следующих задач:
– рассмотреть становление кинематографа в России;
– проследить особенности формирования индустрии звезд немого кино;
–проанализировать кинообраз Веры Холодной и его влияние на повседневную моду 1910-х годов;
– рассмотреть мужскую моду 1910-х годов на примере звезды немого кино Ивана Мозжухина.

Содержание работы

Введение
1. Зарождeниe индустрии звeзд нeмого кино в Росси XX век .......................... 5
1.1Первые шаги российского кино. Кинопроизводство в России ...…..………5
1.2 Звeзды нeмого кино в России ХХ века ………………………………….....12
2. Кинообразы русского кино 1910-х годов и их влияниe на моду... ………..18
2.1Кинообраз Вeры Холодной …………………………………….…….……..18
2.2Киномотографическая жизнь Ивана Мозжухина………….……………….24
Заключение……………………………….……………………………………...30
Список используемых источников………………………

Файлы: 1 файл

kursovik нужный.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Вера Холодная являлась одной из тех героинь черно-белых картин, чье влияние обуславливалось красотой и талантом. Она обладала колдовским взглядом, какой можно встретить на старинных фресках, зачаровывала зрителей и заставляла их выносить двери кинотеатров. Она была эталоном красоты, диктовала моду своего времени. Таким образом, киномода прочно воцарилась в жизни молодых особ, нашла свое выражение она и в области аксессуаров – особую популярность приобрели «грациозные боа из страусиных перьев и эффектные сумки – саквояжи» [7, c. 54]. Еще один важный аксессуар этого периода является веер. Использование веера было обусловлено следующими причинами – освещение было свечным или масляным, следовательно, чем ярче было освещено помещение, тем в нем было жарче. С массовым переходом на электрическое освещение необходимость в веере отпала, и он навсегда ушел из модного обихода в 1910-е годы. Эти аксессуары составляли модный стиль, названный впоследствии «ретро», к которому еще не раз будут возвращаться художники и визажисты, не говоря уже о кинорежиссерах, которые до сих пор околдованы неорусским стилем эпохи модерна.

Вскоре Холодная становится одной из самых очаровательных законодательниц моды, ведь её стиль имел огромное влияние на повседневность этого периода. Она одевается у лучших портных и демонстрирует образцы элегантности и шика. Ее стиль объединял в себе – «строгую элегантность, сдержанность, подчеркнутую холодность оттенков и фасонов» [6, c. 224], дополняя их яркой оригинальной деталью, брошью или платком. В скором времени её изображение появляется на многочисленных фото. Огромными тиражами выпускаются серии открыток с ее изображением – Вера Холодная в мехах, в цыганских и восточных нарядах, в открытых вечерних платьях, в шляпах, в мужской одежде. Открытки становятся своеобразным заменителем модных журналов для женщин России. Фантазия актрисы проявлялась даже в выборе духов – смешивая прямо на коже два аромата, она получала только ей присущий горьковато – сладкий запах. Она позирует в роскошнейших нарядах, волнуя и будоража умы современниц.

Женская мода этого периода являлась воплощением стиля «прекрасной эпохи». Основу женского силуэта составил идеальный образ женщины той эпохи – женщины, которой чужды земные тревоги, каждодневность, заботы быта. В эту эпоху в моду входят платья с узкими, стеснявшими движение юбками и пышными лифами. Талия затягивалась на 42–45 см, таким образом, чтобы женщины могли сравнивать объемы своих талий с объемами шей своих поклонников. Наряд должен быть элегантным и строгим, поэтому так называемые излишества в отделке – избыточные кружева, оборки, бантики, вышивки, цветочки – считались проявлением дурного вкуса. Мода этого периода не любила прямых линий, углов, прямых окончаний. Актуальны были формы, напоминающие цветок или крылья насекомых – они прослеживаются и в форме рукава, и в формах головных уборов.

Женский силуэт удлинялся треном, за счет чего женщина выглядела выше, чем она была на самом деле; а подчеркнуто узкая талия создавала элегантный, невесомый силуэт, подчеркивавший грудь, бедра и воздушное сложение женщины в целом. Но наряд ни в коем случае не должен был быть скучным или обычным, требовалась оригинальность, изюминка – цветок на бедре, оригинальная брошь на плече, длинные, в несколько ярусов бусы, ассиметричный вырез, в моде были приглушенные холодные тона, матовость жемчуга и сдержанность аксессуаров.

Для того чтобы выглядеть роскошно, денег уже было недостаточно – нужны были оригинальность и безукоризненный вкус. Оказалось, что Вера Холодная обладает тем самым «природным вкусом» – утонченным и оригинальным. Она сама придумывает себе фасоны платьев, подбирает отделку, ткани и аксессуары, сама украшает шляпки, вышивку корсажа, декорирует голову круглым тюрбаном. Вера Холодная была не просто потрясающе красива, она была необыкновенно обаятельной и киногеничной. Камера лишь усиливала красоту и гармонию актрисы. Состояние зала после фильма с ее участием было похоже на гипноз. Журнал «Фигаро» писал: «В Кишиневе на концерте вдруг все вскакивают на стулья. Дамы подбирают подолы... Неужели лопнули трубы и через пять минут зал будет затоплен? Оказывается же, что появилась Вера Холодная! Все ринулись туда, опрокидывая все на пути» [13, c. 48]. В Москве в одном из кинотеатров перед фильмом с участием Холодной началось настоящее вавилонское столпотворение. У кассы была огромная очередь. Кто-то пустил слух, что нескольких человек впустили через запасной вход. Публика ринулась в зал, разбивая окна, срывая с петель двери и грозя расправой администрации. Был вызван отряд конных драгун. Разбушевавшуюся толпу с трудом успокоили. Такова была сила ее популярности.

Верой Холодной восторгались и восторгаются многие: поэты, режиссеры, актеры. Ей посвящали стихи и романсы. Александр Вертинский посвятил Вере Холодной песни «Маленький креольчик», «Лиловый негр» и одно из самых известных своих стихотворений – Ваши пальцы пахнут ладаном»:

Ваши пальцы пахнут ладаном

И в ресницах спит печаль.

Ничего теперь не надо Вам,

Ничего теперь не жаль.

[13, c. 45]

Вне всякого сомнения, Вера холодная оказало огромное влияние, как на моду, так и на формирование целостного женского образа. Ведь ею восхищались, и хотели быть похожей, именно на нее, неповторимую «королеву экрана». У Веры Холодной был выразительный, подчеркнутый макияжем взгляд. Волосы волнистые и часто стриженные. И женщины начали носить стрижки, пока еще не совсем короткие, но волосы уже стали открывать шею. И эта шея была роскошной. Подобно, звездам экрана, девушки стали носить украшения из страусиных перьев, приобретших в ту пору большую популярность.

Каждая эпоха создает свой тип женщины, утверждает свой идеал. В начале века на фото, в живописи и графике изображались женщины, одетые в платья с резким контуром, нервными линями. В них была какая-то загадочность, двойственность. Может быть, зрителя привлекала именно эта таинственность в образе актрисы, её талант или красота? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Она была прекрасна, как актриса и как женщина. Безусловно, она была очень талантлива, трудно оценить драматический дар актрисы, но она, несомненно, сделалась для своего времени воплощением женской красоты.

Еще неосознанно стало складываться то отношение к актерам кинематографа, которое скоро превратится в культ «звезд», недаром и публика и рецензенты впоследствии называли Холодную «королевой экрана». Но откровения живописи и литературные описания лишь приближали к еще не сказанному «последнему слову». Его произнесла Вера Холодная. Она была живая, настоящая, открывавшая своим движением восторженному зрителю действительное присутствие в мире того идеала, который издавна витал в воздухе. Ее героиня чаще всего соблазненная, покинутая и нуждающаяся в защите. Эмоции зрителя однозначны: догнать, спасти, прижать к груди. Именно стойкость «образа истерзанной души» и создала славу Веры Холодной. И, может быть, секрет её славы таился «в том угарном, мрачном духе времени, который был создан грабительской империалистической войной. «Мелкобуржуазная публика, изверившись в наступлении лучших времён, ринулась во власть сладкого дурмана» [19, c.35], она обманывала себя иллюзиями, дешёвыми идеалами «красоты»… Образ женщины, созданный Верой Холодной, соответствовал этим идеалам и тешил эти иллюзии.

Мещанская публика возвела Веру Холодную на престол «королевы экрана» и, преклоняясь ей, отвлекалась от мучительных событий современности. Холодная создавала образы красивой печальной женщины, обманутой и непонятой. Каждая новая роль, сопровождалась бурной овацией поклонников и почитателей невиданной ранее красоты. Созданный ею образ близок по духу зрителю, именно поэтому она была так близка и понятна зрителю. Вера Холодная – это идеальное воплощение непреходящей женственности. Именно это заставляет нас, людей сегодняшних, принимать её и восхищаться ею.

Её не стало 17 февраля 1919 года, в городе Одесса. Ранняя смерть в возрасте 26 лет, придала её образу легендарность и трагичность. Кинокритики наперебой пытались найти разгадку феномена Веры Холодной. Одни считали, что все дело в ее красоте. Другие искали ответ в грандиозном таланте, называя Веру «Ермоловой кино». Сам Станиславский пророчил ей успех на сцене, на что Холодная любила повторять: «Лучше быть первой в кинематографической деревне, чем последней в театральном Риме» [4, c.45]. О ней снимались фильмы при ее жизни – фильм Харитонова «Тернистый путь славы» 1918 года. И после ее смерти «Раба любви» – фильм Н. Михалкова 1976 года. В 2003 году в Одессе, возле дома, где жила Вера Холодная, установлен памятник.

В 1910-х годах женская мода менялась особенно стремительно, но созданный образ роковой женщины-вамп, пропитанный декадентством, стал главным типом женской красоты начала ХХ столетия, а ее главным воплощением и идеалом стала Вера Холодная.

 

         2.2Киномотографическая жизнь Ивана Мозжухина

 

Мужская одежда рубежа XIX–XX веков исследована довольно мало, но авторы существующих работ описывают ее изменения. В 1880-е годы хорошо одетый мужчина располагал гардеробом, где имелись отдельные комплекты вещей на все случаи жизни. В 1910 году хорошо одетый мужчина носил готовое платье, купленное в магазине мужской одежды или универмаге. Его гардероб мог состоять исключительно из пиджачных пар и троек. Глядя в зеркало, мужчина сопоставлял себя с крепко сложенными серьезными мужчинами, которых он видел в черно-белых фильмах. Как и женщины-актрисы, мужчины оставались первыми законодателями мод, на них смотрели, ими восхищались, на них хотели быть похожими. Одним из кумиров публики был актер Иван Мозжухин (1889˗1939). Он обладал необычайным талантом, а его лицо было одним из самых ярких и притягательных лиц немого кинематографа. Его образ становится легендарным. Увидев однажды его взгляд, зритель уже не мог его позабыть. О мозжухинских глазах слагали легенды. Мужчины и женщины, кухарки и критики, все признавали их магическую глубину и притягательность. Эти глаза могли выразить любые чувства: полное отчаянье, гнев, радость, муки любви, легкую досаду, недосказанность. Этот человек как будто знал наперед свою судьбу. А может, строил жизнь по собственному сценарию. Но уж точно был уверен, что его будут помнить и через сто лет, иначе не собирал бы всю жизнь и не возил бы с собой все свои письма, черновики и квитанции – целый архив для потомков.

Мозжухин не имел постоянного амплуа, переходящей из фильма в фильм актерской «маски». Он одинаково интересен был в драмах и фарсах, салонных комедиях и ярмарочных гиньолях. А подлинная слава пришла к нему после участия в самых крупных реалистических произведениях тех лет, где Мозжухину удалось создать психологически сложные человеческие характеры. Большое место в его репертуаре занимали экранизации русской литературной классики – от Пушкина до Чехова. В русском кинематографе начала ХХ века Мозжухин играет разные характеры, разные судьбы. Его амплуа разнообразны, простые роли в слезливых мелодрамах сменяются сложными психологическими портретами. Постепенно перед зрителем складывается единый образ героя, над которым довлеет рок. Слава пришла не сразу. Ему исполнилось 20 лет, когда он дебютировал в кино. До этого были пензенская гимназия, театральный кружок и брошенный на полпути юридический факультет. И короткий, период скитаний по провинциальным театрам. Вероятно, он прославился бы и в театре: его одаренность не вызывала сомнений. Но «нашел» он себя в кино. Объяснить это можно отчасти и тем свойством его внешности, которое чуть позже стали называть фотогеничностью. Худощавый, среднего роста, несколько большеносый и в жизни совсем не видный, на экране он и без грима поражал яркой мужской красотой, статью, обаянием. Он всегда был хорош, одет, элегантен. Несомненно, он оказывал влияние на зрителя. Он обладал талантом гениального актера. Им восхищались, хотели быть похожим на него, выглядеть так же достойно. Актеры-мужчины имели не меньшее влияние на моду. Все они диктовали «стиль жизни» с экранов, несмотря на то, что мужская мода рассматриваемого периода не отличалась разнообразием и подчинялась строгому регламенту. В гардеробе мужчины был вечерний мужской костюм, который состоял из черного фрака, белого крахмального жилета, белой крахмальной сорочки и белой бабочки. Для менее торжественных случаев жилетка могла быть и черной, но бабочка всегда бывала белой. В 1910-е гг. в России входят в обиход пришедшие из Англии смокинги, носить которые полагалось с черной бабочкой.

Многие актеры, начинавшие сниматься в кино, чувствовали себя перед кинокамерой стесненно, Мозжухин, по словам современников, словно не замечал ни камеры, ни оператора. В салонных драмах он впечатлял умением одними глазами передать «бездну страданий одинокой души» [15, c. 48], как писал по поводу «Женщины завтрашнего дня» рецензент «Проэктора». Мозжухин, словно, меняет маски, но как будто остается самим собой. Повсюду его пронзительный, направленный то ли внутрь себя, то ли внутрь зрителя взгляд. Как уже позже напишут о нем французы: «Мозжухин себя знает. Мозжухин поражает. Колин в десяти ролях может быть десятью разными людьми. Мозжухин в десяти ролях всегда Мозжухин». Маски никогда не прирастают к этому человеку. В России у Мозжухина было все: слава, деньги, любовь красивейшие женщины. Интересный факт: по сведениям некоторых источников, в жизни Иван Ильич был неброским, а на экране его лицо становилось выразительным, подвижным, поражающим всех своим обаянием в таких мужчин женщины влюбляются на всю жизнь. Их цепляла его харизма, манера общения, его известность, наконец. Как признавался один репортер, который пришел брать интервью у Мозжухина уже в Голливуде – этот человек, поднявшийся на Олимп европейского кино, не растерял драгоценных традиций русской интеллигенции в океане славы» [1, c. 132]. Догадываюсь, что ему было очень тяжело сохранить самого себя, не поддаться искушению загордиться.

Мозжухин сыграл до революции в 70 фильмах. С особой яркостью его талант проявляется в сотрудничестве с режиссером Яковым Протазановым. Значительные роли из экранизаций русской классики и техника внутренней экспрессии способствуют тому, что Мозжухин оказывается на несколько ступеней выше киноактеров своего времени, которые в кадре заламывают руки и бурно выражают свои эмоции. Картина Протазанова «Пиковая дама», 1916 года полна неожиданных по тем временам приемов: воспоминаний, видений героев, подобных «потоку сознания». То было этапное произведение русского раннего кинематографа, по культуре режиссуры, мастерству съемок и актерской игре свободно выдерживающее сравнение с любым зарубежным боевиком той поры. Мозжухин показал Германа с характером «демонически-эгоистическим», показал как личность страстную, сильную, но погубленную духом стяжательства. Мозжухин в роли Германа словно прячет свой лоск «короля экрана», и гармонично дополняет общую атмосферу мистицизма, таинственности происходящего. «Пиковая дама» появляется в годы первой мировой войны, когда возрождается интерес к мистике и формируется особое отношение к действительности как к абсурду.

 В искусстве зарождаются  мотивы «черного юмора». Зрителей  и специалистов тех лет поразило умение актера без слов – жестом, взглядом, точно рассчитанной паузой, живой мимикой передать непростой внутренний мир человека, решившего разом покончить с бедностью и бесперспективностью и оказавшегося в тупике своего безумия. Мозжухина любили миллионы, своей игрой он зачаровывал и заставлял любоваться своим величием. Он создал образ идеального мужчины, всегда хорош одет. Многие мужчины бы быть похожими на «короля экрана». Влияние на повседневность и моду – это одна из главных составляющих «актерского мира». В этот период в мужской моде утверждается визитка – черный жакет со скошенными полами и брюки серые в черную полоску. Кроме того, появляются костюмы-тройки – шерстяные, летом – льняные, а в жаркое время года – из шелка-чесучи. Шерстяные костюмы могли быть коричневыми, черными или серыми, а летние – бежевыми, белыми или светло-серыми. Далее мужская мода в отношении костюмов изменялась стремительно: из костюма то исчезали брюки, то меняли свою форму и сам пиджак, и брюки. Последние в 20-х годах XX века вообще были укорочены и имели длину чуть ниже колена. А дальше вереница разнообразия: френчи 40-х, твидовые костюмы 60-х, брюки-клеш 70-х [18, c. 45].

Информация о работе Кинообразы русского кино 1910-х годов и их влияниe на моду