Китай: Конфуцианская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:58, реферат

Описание работы

Китай - одно из древнейших государств. За время своего существования оно продемонстрировало устойчивость и динамичность развития, и в связи с этим интересна та система политических, социальных и философских ценностей, которая определила характер и направление государственной идеологии. Китайская цивилизация переход от древности к средневековью прошла достаточно незаметно, без глобальных трансформаций и разрушения основ государственного строя, как это было, к примеру, на Западе. Более того, Китай в эпоху средневековья во многом напоминал Китай в древние времена. Но, тем не менее, изменения происходили. Средние века в Китае, в сущности, начались гораздо раньше, чем в Европе

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Основные идеи………………………………………………………….….4
Глава 2. Эволюция истории государственности Китая и Конфуцианства………6
2.1. Становление государственности Китая……………………..…………..…6
2.2. Эволюция Конфуцианства как официальной государственной доктрины и религии………………………………………………….……………………….....8
Глава 3. Борьба с частной собственностью…………………………………...…..12
Глава 4. Отношения власти и общества………………………………………..…15
Заключение……………………………………………………………………….…17
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

referat_kitay_rafikova_b413.docx

— 132.17 Кб (Скачать файл)

Культ основателя учения повлек за собой все большее обожествление  императора. Сын Неба считается высшим жрецом и совершенством лишь потому, что венчает социальную пирамиду общества. Воля императора возводится в непреложный закон. Трепет и  суеверный страх внушал и символ императорской власти Дракон, могущественное и всесильное мифическое животное.

Однако китайское конфуцианство  совершенствовалось на протяжении многих веков стараниями лучших его знатоков, как правило, умнейших и способнейших людей в Поднебесной. Усилиями великих мыслителей Чжу Си (1130-1200), Ван Ян-мина (1472-1528) и многих других оно в своей позднесредневековой форме неоконфуцианства обрело чрезвычайную популярность не только в китайской империи, но и за ее пределами, особенно в Корее и Японии. Этому способствовали несомненная жизнеспособность древнего учения, его завидное умение творчески усваивать все наиболее ценное из соперничающих доктрин, включая буддизм, роль которого в этом регионе была особенно значительной.

Ортодоксальное конфуцианство, отошедшее от идеалов своего основателя, подвергалось критике, особенно в XX в. После 1949 г. и в годы культурной революции  учение Конфуция было полностью отброшено. Однако в настоящее время традиционные нормы и институты широко распространены в Китае, на Тайване и среди  этнических китайцев. Родственники Конфуция в 67-м поколении пользуются большим  уважением.4

К сказанному добавлю, что китайские мигранты – хуацяо, после XIII века во множестве перебиравшиеся в различные страны южных морей, несли с собой все те же привычные конфуцианские ценности, которые, кстати, весьма помогали им не только обустроиться в чужих краях без всякой поддержки со стороны Китая, но и занять в экономике этих государств, от Бирмы до Филиппин, ведущие позиции. К слову, именно это обстоятельство способствует сегодня быстрому развитию стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

 

Глава 3. Борьба с  частной собственностью

 

Сильная централизованная государственная  власть в Китае имела древние и прочные традиции. Ее важнейшей опорой было право верховной собственности на землю. Государство, осуществляющее жесткий контроль над обществом (как и во всех восточных деспотиях), издавна взяло на себя функцию управления экономикой. «Земледелие, торговля и управление — три основные функции государства» — так реформатор-легист Шан Ян (390—338 гг. до н. э.) сформулировал концепцию, которой правительство руководствовалось в своей деятельности на протяжении практически всей истории Китая.

Направляя экономические процессы, власть стремилась ограничить частную собственность (прежде всего на землю), сохранить свою монополию в использовании природных богатств, пыталась поставить под контроль торговлю и ремесло. Главным, разумеется, был вопрос о земле и положении земледельцев. Крестьяне, составлявшие 90% населения страны, всегда были объектом внимания и заботы. Их благополучие являлось условием существования крепкой централизованной власти, ибо все они были для государства в первую очередь налогоплательщиками.

В Китае, конечно, существовало крупное частное землевладение (так называемые «сильные дома»), относительно независимое от центральной власти, но именно по этой причине и невыгодное для правительства. Как только начинало расти крупное землевладение, доходы казны резко падали: обезземеленные, разорившиеся крестьяне становились арендаторами у богатых землевладельцев, которые всеми возможными способами старались сократить сумму налогов, выплачиваемых государству.5 В результате возрастали сила и влияние (в том числе и политическое) местной знати, в провинциях усиливался произвол администрации, авторитет центральной власти падал. А в ответ начинался протест снизу — в виде восстаний, участники которых требовали возврата земли и восстановления принципа уравнительности. Выступления против «недобродетельных» правителей, допускающих беззаконие, освящались конфуцианством.

Вновь созданная династия обычно начинала свое правление с  реформ, призванных установить социальную гармонию. При этом в вопросе о частной собственности правительство, казалось бы, не слишком расходилось с требованиями восставших масс: оно тоже отстаивало принцип уравнительности, разумеется, преследуя свои цели и интересы.

Поэтому реформы обычно сводились к гигантскому, в рамках всей Поднебесной империи, переделу земли — с тем, чтобы каждый трудоспособный крестьянин получил свой участок. Иногда правительство даже шло на конфискацию земель у богатых землевладельцев. Использовались и другие средства: на некоторое время запрещалась продажа земли. Крупные владения облагались повышенными налогами. Обезземеленным крестьянам выдавались наделы из фонда государственных земель, причем на выгодных условиях. Те, кто обрабатывал пустоши, в течение определенного времени освобождались от налогов.

Таким образом, вновь восстанавливалась  система «равных полей», которая  всегда считалась в Китае идеалом. Конечно, несмотря на эти меры, невозможно было совсем остановить рост частного землевладения, но государственная  власть была достаточно сильна, чтобы  на определенном этапе резко сокращать  его. Поэтому в Китае, как и в других восточных цивилизациях, сформировался государственный феодализм.

Примерно такая же политика осуществлялась и по отношению к  ремесленникам и купечеству. С древнейших времен власть стремилась утвердить свою монополию на разработку недр и использование водоемов; постепенно в руках государства оказалось производство и продажа важнейших предметов потребления: соли, чая, меди, железа и других металлов. В XIV— XVII вв. государственное производство охватывало изготовление фарфора, судостроение, добычу угля, литейный промысел и др. Центральная власть регулировала рыночные цены, а иногда даже ссудный процент, борясь с ростовщичеством. Государственная торговля не всегда выдерживала конкуренцию с частной, но правительство компенсировало это тем, что облагало купцов большими налогами, закупало у них товары по твердым ценам, установленным казной.

Только в XVI—XVII вв. в Китае произошел некоторый сдвиг: расширилось крупное землевладение, стали создаваться мануфактуры с использованием наемного труда (в том числе и рассеянные). Хотя государство по-прежнему имело монополию на добычу и обработку полезных ископаемых, в отдаленных горных районах тайно возникали частные предприятия по добыче угля и серебра. Цинское правительство закрывало глаза на рост частного землевладения. Возможно, потому, что интенсификация сельского хозяйства давала возможность даже в этих условиях получать большую сумму налогов.

Буржуазные отношения  отстаивали свое право на существование, но, как правило, проигрывали в неравной борьбе с государственной властью, а потому остались неоформленными.

 

Глава 4. Отношения  власти и общества

 

Отношения власти и общества в Конфуцианской цивилизации  можно обозначить  как слабый народ — сильное государство. Власть, игравшая роль покровителя и управителя в большой семье, персонифицировалась в лице императора. Все остальные социальные слои, на какой бы ступени иерархической лестницы они ни стояли, являлись подданными непосредственно императора. Поэтому в феодальном Китае не зародилась, как это было в Западной Европе, система вассалитета.

Характеризуя такие отношения  между властью и обществом, немецкий философ XIX в. Ф. Гегель писал, что в Китае не может существовать большого различия между рабством и свободой, так как перед императором все равны, т. е. все одинаково бесправны. Насколько справедлива эта оценка, ставшая классической при определении восточных деспотий? Конечно, общество в Китае не сумело добиться тех прав, какие оно получило в Западной Европе. Там не оформились сословия, которые могли бы претендовать на участие в государственной политике и с интересами которых власть вынуждена была считаться.6

Одним словом, народ (т. е. подданные) в Китае действительно был слабым, если иметь в виду его политическую безгласность. Прекрасный тому пример — положение многочисленного городского населения, которое так и не сумело добиться внутреннего самоуправления. Города — эти очаги вольности в Европе — находились в Китае под жестким контролем государства. Цехи использовались для того, чтобы распределять повинности, взимать налоги. Ремесленники были приписаны к определенному месту жительства и не могли покидать город без разрешения властей.

Государство оказывало давление на общество самыми разнообразными способами. В том числе использовался знаменитый тезис Конфуция о большой семье, означающий, что необходимо повиноваться власти, поступаться личными интересами ради общих, т. е. государственных. В Китае была распространена система коллективной ответственности. Так, за преступление отца мог поплатиться сын, а то и вся семья; староста в деревне подвергался наказанию, если на его территории была не полностью обработана земля; в таком же положении оказывались и уездные чиновники.

Однако установка на коллективизм имела и обратную сторону. В Китае огромную силу приобрели семейно-клановые связи, освященные и возвеличенные конфуцианством. Большие кланы, включавшие много семей, и богатых, и бедных, представляли собой, как правило, мощные и крепкие организации, основанные на принципах солидарности и взаимопомощи. Кроме того, были распространены всякого рода землячества, тайные общества, секты. Все эти общности представляли собой вполне реальную социальную силу, с которой власти приходилось считаться, что создавало некоторый баланс сил, хотя и неполноценный, не закрепленный юридически.

В китайском обществе действовал принцип равных возможностей. Каждый, независимо от своего происхождения, мог стать чиновником, т. е. войти в элитный слой китайского общества. Для этого нужно было лишь сдать государственные экзамены. Конечно, к этим сложным экзаменам, требовавшим многолетней подготовки, у верхов общества допуск был гораздо шире, чем у низов. Но здесь помогали клановые и общинные связи: жители деревни, например, могли объединенными усилиями дать образование наиболее способным детям и выдвинуть своих кандидатов на экзамены в расчете на их будущее покровительство. В результате в Китае был создан поистине уникальный для средних веков бюрократический аппарат, в котором ранг во многом зависел от личных достоинств.

В XVII—XVIII вв. Китай представлял собой могущественную державу с хорошо налаженной экономикой, сильной армией и достаточно большими внутренними потенциями, что и позволило ему сохранить независимость в отношениях с Европой.

Заключение

 

По конфуцианскому учению, общественное и государственное  устройство, как и структура мира, извечно и неизменно. Небом предопределено деление людей на «управляющих и  «управляемых, которым свыше предназначено обслуживать правящую элиту. Конфуцианство требовало неукоснительного соблюдения религиозного ритуала и строжайшего социально-иерархического подчинения.

Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль, нежели мистика и индивидуалистические поиски спасения. Здравомыслящий китаец никогда не задумывался над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать.

Необходимо отметить, что  одной из особенностей китайской  культуры, включая и конфуцианство, заключалось в том, что новое  в Китае никогда не стремилось к ниспровержению старого, предпочитая  сосуществование с ним. Это характерно и для учения Конфуция. Государство  оставалось сакральным, однако усиливались  светские элементы государственности.

Разумеется, у многовековой истории Китая было множество проблем, но впечатляют успехи в поисках решений этих проблем. В своем поступательном движении конфуцианская цивилизация обязана прежде всего сохранению своих древних традиций, ведь национальные черты характера в конечном счете, во многом были сформированы из того философского мировоззрения, которое в свое время было заложено конфуцианством – учением, созданным на основе древних и лучших традиций, тщательно отобранных величайшим из китайцев – Конфуцием.

 

 

Список использованных источников

 

1. История: Большой справочник  для школьников и поступающих  в вузы / В. Н. Амбаров, П. Андреев,  С. Г. Антоненко и др. – М., 2000.

2. Хачатурян, В. М. История  мировых цивилизаций с древнейших  времен до начала XX века: учеб. / В.  М. Хачатурян; под ред. В.  И. Уколовой. – М.: Дрофа, 1996.

3. Яковец, Ю. В. История цивилизаций / Ю. В. Яковец. – М.: ВлаДар, 1995.

4. Переломов Л. С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. — XXI в.). — М.: Стилсервис, Институт Дальнего Востока РАН, 2009.

5. Конфуцианство // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов — М.: Советская энциклопедия, 1983.

6. http://www.gumer.info

 

Приложение

 

1 Хачатурян, В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века: учеб. / В. М. Хачатурян; под ред. В. И. Уколовой. – М.: Дрофа, 1996. –229 с.

2 Хачатурян, В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века: учеб. / В. М. Хачатурян; под ред. В. И. Уколовой. – М.: Дрофа, 1996. –230с.

3 История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / В. Н. Амбаров, П. Андреев, С. Г. Антоненко и др. – М., 2000. – 401с.

4 Хачатурян, В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века: учеб. / В. М. Хачатурян; под ред. В. И. Уколовой. – М.: Дрофа, 1996. –237с.

5 История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / В. Н. Амбаров, П. Андреев, С. Г. Антоненко и др. – М., 2000. – 413с.

6 Хачатурян, В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века: учеб. / В. М. Хачатурян; под ред. В. И. Уколовой. – М.: Дрофа, 1996. – 302с.

 


Информация о работе Китай: Конфуцианская цивилизация