Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:51, контрольная работа
На пороге XXI столетия в общественном сознании все более утверждается мысль о том, что человечество находится на крутом переломе. Сегодня наблюдается экстраординарный, глобальный кризис, охвативший сразу искусство, науку, философию, религию, право, политику. Вокруг царит всеобщая раздробленность, разорванность науки и религии, теории и практики, человека и природы, мысли и чувства, сознательного и бессознательного. В условиях культурного кризиса, человек ищет опоры в традиционных культурных ценностях. В XX в. внимание как ученых, так и «простых людей» все чаще привлекают восточные культуры, в том числе культура Китая, являющаяся базовой культурой стран Дальнего Востока. Культурное наследие Китая всегда привлекало ищущих людей непостижимой гармонией части и целого, человека и природы, «внешнего» и «внутреннего».
Введение 3
1. Понятие китайской культурной традиции 4
2. Даосизм и буддизм – сердце китайской культуры 6
3. Духовная традиция и некоторые черты искусства Китая..............................8
Заключение 17
Список литературы 18
Китайское искусство, «китайская мудрость не знает трагического героя западного образца – того, кто борется и побеждает… ценою собственной гибели. Скрижали Китая повествуют о герое не борющемся, но сокрытом, идущем внутренним путем сердца: о том, кто оставил мир и с неизбежностью оставил… самое желание уйти; кто оставил мир и с неизбежностью оставил… самое желание уйти; кто своим отказом от обладания чем бы то ни было возвращает себе вечность мировых пространств и непоколебимую безмятежность духа…
Китайский
мудрец «покоен в бедности». И
более того: чем он «беднее», чем
свободнее от всего, что наполняет его
сознание, тем больше способен он объять
собой, тем больше в его душе покоя – непременного
условия всякой настоящей радости». (Малявин.
Откровение радости. Книга Мудрых Радостей).
Человек в китайской традиции является органичной частью Природы, совершенно естественно поэтому, что основной темой изображений и стихов в Китае является Природа во всем своем величии и красоте. Каждый объект Природы бесконечен, неисчерпаем в своей глубине, именно в Природе мы находим высшую гармонию, естественность, безыскусность. Созданное же человеком зачастую является жалкой пародией на сотворенное Природой, лишь яркой оболочкой без содержания. Поэтому увлечение «искусственным» не ведет к просветлению. Интересно высказывание из «Чжуан-цзы»: «У того, кто применяет машину, дела идут механически. У того, чьи дела идут механически, сердце становится механическим. Тот, у кого в груди механическое сердце, утрачивает целостность чистой простоты. Кто утратил целостность чистой простоты, тот не утвердится в жизни разума. Того, кто не утвердился в жизни разума, не станет поддерживать путь».
В
главе «Искусство и духовное пробуждение»
книги «Молния в сердце» В.В.
Малявина, не рассматривается китайская
поэзия. Это можно объяснить тем, что сущность
поэзии одинакова в культурах всех стран
и не требует отдельного исследования.
Поэзия и состоит в том, чтобы посредством
ритмически связанных слов передать то,
что лежит за пределами слов, посредством
простых образов, выразить сокрытое. Здесь
мы не будем вдаваться в подробности и
приведем лишь два стихотворения китайского
поэта Ли Бо (701-762).
Заключение
Идеи и принципы, на которых основаны даосизм и буддизм, коренятся в глубинах бытия и поверяются личным опытом, в «обычной» жизни. Даосизм и буддизм не являются чем-то особенным в мировой культуре. Просто их проявление было наиболее открыто и заметно. Идеи даосизма и буддизма проявились во «внешнем» – в искусстве Китая, к которому может прикоснуться каждый желающий. В других культурах аналогичные учения были более скрытыми, заслоненные мощным зданием официальных религий, и их проявление в культуре было менее заметным постороннему взгляду.
Можно привести пример религиозного течения суфизма в Исламе, «внешнее» влияние которого можно увидеть в средневековой арабской поэзии, образы которой часто превратно толкуются из-за незнания источника.
Из эзотерических учений наиболее близких даосизму и буддизму можно также назвать исихазм в Православии – этико-аскетическое учение о пути к единению человека с Богом через «очищение сердца» и самососредоточение сознания, посредством непрестанной умно-сердечной молитвы. Исихазм не проявился сколько-нибудь заметно во «внешних формах» культуры.
Надо заметить, что под даосизмом и буддизмом подразумевается не собственно религия, а учения составляющие их сердцевину и основу, учения в их наибольшей глубине – эзотерические учения. Суфизм и исихазм соответственно являются эзотерическими учениями в рамках Ислама и Христианства.
Идеи
и принципы эзотерических учений
представляют собой отражение тех вечных
ценностей культуры, которые действительно
достойны передаче от поколения к поколениям,
достойны быть национальными традициями.
Культурные ценности, созданные на основе
этих идей и принципов, не нуждаются в
охране и защите, ибо не разрушимы; не требуют
памяти, ибо могут быть возрождены из самих
основ бытия каждое мгновение; не требуют
веры, ибо без них нет Жизни. Требование
для сохранения и развития этих культурных
ценностей одно – «Внимай только тому
голосу, который говорит без звука».