Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 19:54, реферат
Обнаруженная в древних руинах Мохенджодаро хрупкая фигура танцующей девушки - самое раннее произведение индийского искусства на тему танца.
Основными стилями классического танца являются бхаратнатьям, катхакали, катхак и манипури. Из всех видов классического танца в Индии бхаратнатьям считается древнейшим в силу того, что он в наибольшей степени соответствует древнем текстам о танце. Религиозный по духу танец исполняется одной тансовщицей. Он отличается весьма стилизованной и сложной техникой.
Катхакали - важнейшее направление индийской танцевальной драмы. Представление обычно длится всю ночь. Сюжеты танца в основном взяты из эпических повествований "Рамаяна" и "Махабхарата".
Ведение……………………………………………………………. 2
1.Классический индийский танец………………………………... 3
2 Украшения в индийском классическом танце………………… 6
3 Народные танцы Индии…………………………………………9
4.Современное состояние и значение……………………………24
Содержание
Ведение……………………………………………………………
1.Классический индийский танец………………………………... 3
2 Украшения в индийском классическом танце………………… 6
Введение.
Создателем и покровителем
танцевального искусства в
Обнаруженная в древних руинах Мохенджодаро хрупкая фигура танцующей девушки - самое раннее произведение индийского искусства на тему танца.
Основными стилями классического танца являются бхаратнатьям, катхакали, катхак и манипури. Из всех видов классического танца в Индии бхаратнатьям считается древнейшим в силу того, что он в наибольшей степени соответствует древнем текстам о танце. Религиозный по духу танец исполняется одной тансовщицей. Он отличается весьма стилизованной и сложной техникой.
Катхакали - важнейшее направление индийской танцевальной драмы. Представление обычно длится всю ночь. Сюжеты танца в основном взяты из эпических повествований "Рамаяна" и "Махабхарата".
1.Классический Индийский танец.
Выделяют семь форм классического танца:
1) Кучипуди;
2) Одисси;
3) Катхак;
4) Бхарата Натьям;
5) Мохини Аттам;
6) Манипури;
7) Катхакали;
В основе каждой из классических традиций танца лежат три аспекта: Нритта, Нритья и Натья. Нритта – это ритмическая последовательность, оканчивающаяся либо песней, либо стихами; Нритья – это совокупность ритмических рисунков, каждый из которых следует за определенной пантомимной интерпретацией (или абхинаей); Натья – это полная танцевальная драма с разворачивающейся сюжетной линией и различными характерами.
Каждая танцевальная форма является уникальной комбинацией этих трех аспектов, в каждой из них присутствует своя изюминка. Грим и украшения относятся к Ахарья Абхиная как аспект Рангабхуса. И хотя по сравнению с аспектами Ангика (выражение через различные части тела), Саттвика (выражение через бхавас, т.е. чувства, эмоции) и Вачика (выражение через голос, речь, песню) Абхиная Ахарья играет второстепенную роль, в качестве дополнительного средства для усиления визуального представления в эстетическом плане. При этом она варьируется в зависимости от вритти (типа) и дхарми (формы) представления. Например, трактат по драматургии «Натья Шастра» приписывает определенные украшения для женщин и мужчин. Стили классического индийского танца лучше не сравнивать между собой. Каждому присуще свое очарование и красота. У них разная техника, разная история, разная манера представления сюжетов, разные эмоциональные краски, они по-¬разному воздействуют на зрителя.
Талант истинной девадаси сродни талантам йогов. В основе того и другого – совершенная работа с психоэнергетикой. Но, пожалуй, классический танец, даже превосходит йогу. Задача приверженцев последней состоит в том, чтобы преобразить только самого себя. Задача исполнителя индийского ритуального танца – привести, став сосудом божественной энергии, к единению с высшими силами мироздания еще и зрителей. Неслучайно заключительный и одновременно кульминационный момент танцевального действа – это «мокша», освобождение от тягот бытия и слияние с божественным началом. Считается, что в тело индийского танцора входит сам бог Шива Натараджа, Владыка танца.
«Как и в йоге в танце тело обучают для того чтобы в конце концов полностью забыть о нем, - объясняет выдающаяся индийская танцовщица Падма Субраманьям. - Это средство, благодаря которому побеждается господство телесного начала в нашем сознании. «Я» исполнительницы, слившись с космическим танцем, которым движется Вселенная, освобождается от всего земного. Результат такого танца подобен тому, к чему стремятся йоги и жрецы, совершая жертвоприношение. Покой посреди движения – характерная черта основных фигур индийского танца, называющихся «каранами».
С помощью языка жестов именуемых «хастами» и «мудрами», ведется повествование. В древнеиндийских трактатах о танце приводились 28 положений одной руки и 24 положения двух рук вместе. «Хасты» и «мудры» по большей части многозначны, их смысл определяется контекстом. Одно из основных положений ног – «ардхамандали», полуприсед с сильно разведенными коленями. Это поза спокойствия, разгружающая нервную систему. Ее можно представить как соединение двух треугольников, которые образуются при мысленном проведении горизонтальной линии между коленями. Здесь символ мужского и женского начал: треугольник вершиной вниз обозначает женский принцип, вершиной вверх – мужской. В «ардхамандали» два эти полюса уравновешены, что дает психологическую и биоэнергетическую гармонию. Индийский классический танец – это форма психотерапии, он активизирует нервную систему всего организма. [4]
Грим и украшения относятся
к Ахарья Абхиная как аспект Рангабхуса.
И хотя по сравнению с аспектами
Ангика, Саттвика и Вачика Абхиная
Ахарья играет второстепенную роль, она
призвана в качестве дополнительного
средства для усиления визуального
представления в эстетическом плане.
При этом использование грима, украшений,
также как и декораций, цветов
варьируется в зависимости от
вритти (типа) и дхарми (формы предствления).
Например, трактат по драматургии
«Натья Шастра» приписывает
Символика цвета, костюма, грима, украшений
является дополнительным внешним средством,
к которому прибегают танцоры
для представления того или иного
образа, героя или героини, характера.
Цветовая гамма используется для
отличия одних персонажей от других.
Так Кшатрии (воины) предстают в
рыжевато-красноватых оттенках, Вайшьи
(купцы) и Шудры (слуги) – в более
темных оттенках. Безукоризненно белый
цвет предназначен Брахманам. Танцоры,
изображающие Гандхарвов (небесных музыкантов),
украшают себя рубинами и выступают
в костюмах ярко-красного цвета. В
руках они должны держать Вину
(струнный музыкальный инструмент Богини
Сарасвати). Видьядхари должны представать
перед зрителями в белых
Особую роль играют украшения. Танцовщицы классических стилей Бхаратнатьям, Кучипуди, Мохиниаттам носят, так называемые, храмовые украшения из золота и драгоценных камней. Последние, в настоящее время, заменяются искусственными. Но традиционность храмового набора украшений сохраняется и по сей день. Каждый элемент украшения имеет свое название и символику.
Чандра-прабха (Луна) и Сурья-прабха (Солнце), которые крепятся к волосам на голове по левую (Луна) и правую (Солнце) сторону от пробора, призваны наделить танцовщицу своей красотой и сиянием. Талай-сааман или Чютти подчеркивают линию лба и пробор.Маатал (подвески), которые крепятся к мочкам ушей и волосам таким образом, чтобы закрыть ушные раковины. Защищают слух танцовщицы от громкого звона барабанов.
Длинное ожерелье называется по-разному
в зависимости от стиля и традиции:
Маанга-малай, Мутху-малай, Танмани, в
традиции Кучипуди – Кантха-хаарам.
Оно предназначено
Браслеты – Валаял - защищают запястья и придают им изящество и грацию. Существуют также Джиммики (серьги) или Кундалу в Кучипуди и цветы из жасмина (белые) и оранжевые – Канакамбарам. Колокольчики – Гунгхру, Гаджджелу или Кинкини - помогают отбивать ритм и защищают щиколотки. Раакоди – украшение на накладной «бублик» из волос, украшенный брошью и тесьмой. Кунджалам – украшение, вплетаемое в косу с помпонами или кистями на концах.
Особую роль играет также кольцо в нос – Чаланг. Причем полный комплект состоит из 3-х видов: гвоздика или зажима в правую ноздрю, подвесной, который крепится за нижнюю часть носовой перегородки и круглого, украшенного камнями кольца – левую (в Кучипуди его называют Муккера).
В традиции Кучипуди этому украшению
посвящен отдельный танцевальный эпизод
драмы Бхама Калапам. Центральный
персонаж драмы – Сатьябхама - очень
трепетно относилась к своей огромной
коллекции украшений, ведь для каждого
дня недели у нее был отдельный
набор. Но самым драгоценным было
кольцо Муккера. Однажды, после ссоры,
ее возлюбленный – Бог Кришна –
покинул Сатьябхаму. Она обратилась
к своей подруге Мадхави, чтобы
та помогла ей вернуть любовь Кришны.
Сатьябхама предложила ей все свои
украшения, но не пожелала расстаться
с Муккера. Мадхави все же настаивала,
чтобы Сатьябхама отдала ей кольцо.
Ее намерением было не завладеть им,
а заставить подругу расстаться
со своим самым дорогим
Движения народных танцев канонизированы не были и они не имеют зафиксированных письменных традиций. Индия большая страна и в ней живет большое количество этнических и лингвистических групп. В этой стране встречается огромное разнообразие и богатство народной музыки и танцев. В каждом штате танцуют народные танцы. У каждого танца свой характер, свой костюм. Танцы северных штатов очень сильно отличаются от танцев юга. Поводом для исполнения народного танца служат многочисленные индийские праздники.
Один из самых веселых в Индии
– это весенний праздник Холи. Юноши
и девушки мажут друг друга
яркой пудрой, обрызгивают подкрашенной
водой, организуются красочные шествия.
Заигрывания молодого человека и
девушки во время праздника холи
– излюбленная тема для танца.
Во многих районах Индии танцуют
танец со свечами или светильниками.
В общине Камад в Раджастане есть
свой собственный очень своеобразный
танец Тера Тали. В Махараштре очень
популярен милый кокетливый танец
Лавани. Тирувадиракали – женский
фольклорный танец штата
Бача Нагма (Bacha Nagma) – народный танец штатов
Джамму и Кашмир. Исполняется мальчиками,
наряженными в женские одежды (длинные
юбки и дупаты). В танце явно видно влияние
классического танца Индии Катхак. Во
время танца мальчики поют. Танец является
обрядовым, чаще всего его представляют
во время свадеб.
Бохада (Bohada) – ритуальный танец племен
Кокна и Варли, проживающих в северо-западной
части штата Махараштра. Представления
проходят в апреле-мае, участвуют все члены
племени. Главную роль играют танцоры
в масках наиболее влиятельных богов.
Мужчины надевают огромные пугающие маски
и ходят по улицам селения, чтобы прогнать
из деревни злых духов.
Бхаваи (Bhavai) – народный танец штата Раджастан,
демонстрирующий акробатические навыки
танцоров. Балансируя несколькими поставленными
друг на друга сосудами, исполнители подпрыгивают
и активно двигаются. Исполняют танец
и мужчины, и женщины. Часто танцоры демонстрируют
опасные трюки – вроде танцев на битом
стекле или балансирование на острие меча.
Бхаваи (Bhavai) – очень популярная форма
танцевальной драмы штата Гуджарат. Представление
состоит из серии небольших эпизодов,
главной составляющей которых является
фарс и комедия. Танец – еще одна составляющая
представления. Исполнители – в основном
мужчины, специалисты как в акробатике,
так и в жонглировании.
Бхангра (Bhangra) – самый известный народный
танец штата Пенджаб. Исполняют танец
мужчины. Основные движения танца – прыжки,
подскоки на одной и обеих ногах, повороты,
активные движения плечами – демонстрируют
физическую ловкость и выносливость танцоров.
Танец перемежается множеством акробатических
трюков, должных показать еще и бесстрашие
исполнителей. Хлопки, щелчки пальцами
и выкрикивание боли – остроумных куплетов
– еще одна особенность танца. Костюмы
танцоров состоят из расшитых коротких
жилетов, надетых на свободные длинные
рубашки, широких, развевающихся лунги
(национальные мужские юбки, задрапированные
из куска ткани) и огромных, гофрированных
разноцветных тюрбанов. Бхангру танцуют
под аккомпанемент барабанов и цимбал.
Бханд Патер (Bhand Pather) – форма фольклорного
театра штата Кашмир. Сюжеты черпаются
из литературы Кашмира и Пенджаба, и чаще
всего связаны с борьбой населения Кашмира
против угнетателей. Представления проходят
в жанре танцевальной пантомимы, для изображения
животных используют маски.
Бхил (Bheel) – народный танец народа Бхил,
живущего на границе со штатом Раджастан.
Танцоры держат луки и стрелы, и изображают
то, что привыкли делать в обычной жизни
– охоту и сбор пищи, демонстрируя свои
навыки в этих занятиях.
Бхутам (Bhootam) – народный танец штата Тамил-Наду,
исполняется во время народных гуляний
на ярмарках. Исполнители (чаще всего мальчики)
изображают общеизвестные персонажи вроде
сельского ростовщика или заклинателя
змей путем облачения верхней части тела
в чучела этих героев, сделанные из картона
и раскрашенной бумаги.
Бхутам (Bhootam) – фольклорный танец прибрежных
регионов штата Карнатака. Изначально
танец имел религиозную подоплеку. Исполняют
танец только мужчины. Приготовления к
танцу очень сложны, костюмы создаются
из пальмовых листьев и кокосовых орехов,
и их создание требует сноровки и терпения.
Представления проводятся перед изображениями
божеств, популярных в конкретном населенном
пункте.
Велакали (Velakali) – народный танец сообщества
Наир штата Керала. Представление проходит
во время праздников в храме Падманабхашвами
в Тривандраме, столице штата. Танцоры-мужчины,
одетые в военные костюмы, демонстрируют
воинственный дух жителей Кералы, держа
в руках мечи и щиты.
Гадди (Gaddi) – народный танец сельского
населения региона Чамба штата Химачал
Прадеш. Чаще всего исполняется как кульминационная
часть фестиваля Минджар в июле-августе.
В танце участвуют и мужчины, и женщины.
Гарба (Garba) – самый популярный и часто
исполняемый фольклорный танец штата
Гуджарат, в настоящее время популярен
во всей Индии. Исполняется во время Навратри,
празднуемого осенью, когда в течение
девяти ночей осенью проходят поклонения
богине Амбе/Дурге/Шакти/Парвати. В танце
участвуют большие группы танцоров. Женщины
хлопают в ладоши и движутся под этот простой
ритм, держа на голове глиняные горшочки
со светящимися лампами внутри. Если танцорами
являются мужчины, танец называют Гарби
(Garbi). Иногда женщины балансируют не горшками,
а подносами.
Гаури (Gauri) – народный танец племени Бхиил
штата Раджастан. Племя танцует его чаще
всего во время дождя, и только в дневное
время. Стиль основан на легенде о Шиве
в аватаре Бхайрава, который уничтожил
демона Бхасмасуру. Часто используются
маски.
Гидда (Gidda) – народный танец штата Пенджаб,
женская версия танца Бхангра, не менее
яркая и живая. Танцовщицы наряжены в яркие
костюмы. Танец может исполняться группой
женщин, парой или сольно. Интересной особенностью
танца является то, что при исполнении
группой танцовщица иногда выходит вперед
и танцует сольную партию, в то время как
остальные продолжают покачиваться и
хлопать.
Гхумар (Ghoomar) – популярный фольклорный
танец штата Раджастан. Изначально являлся
танцем женщин из знатных раджпутских
семей, и исполнялся исключительно для
женщин во время праздника, посвященного
богине Ганготри. Танцовщицы наряжены
в широкие длинные расшитые юбки, развевающиеся
во время быстрых поворотов. Часто девушки
аккомпанируют себе хлопками. Лица, в соответствии
с раджпутской традицией, чаще всего закрыты
дупатой.
Данги (Dangi) – народный танец штата Гуджарат.
Мужчины и женщины во время исполнения
этого танца забираются ярусами друг другу
на плечи. Они формируют круги или другие
геометрические фигуры, подпрыгивают
и наклоняются, демонстрируя атлетические
способности танцоров. Можно сказать –
это народная версия акробатических тренировок,
требующая высшего уровня физической
подготовки и гибкости.
Дандия-Рас (Dandia-Ras) – народный танец штата
Гуджарат. Танец чаще всего исполняется
во время праздника Навратри, празднуемого
осенью, когда в течение девяти ночей осенью
проходят поклонения богине Амбе/Дурге/Шакти/Парвати,
и изображает любовные танцы гопи с Радхой
и Кришной. Мужчины и женщины принимают
участие в представлении, формируя круги
и перестраиваясь в другие хореографические
фигуры. Если танцоры держат палочки и
ударяют ими друг о друга и о палочки партнеров,
танец называют Дандия Рас (Dandiya Ras). Сейчас
последний в большей моде, особенно в городах
– его танцуют на общественных мероприятиях
и больших праздниках.
Дашавтар (Dashavtar) – фольклорный танец прибрежного
региона Конкан штата Махараштра. Является
частью храмовых праздников и исполняется
только мужчинами. Представление четко
разделяется на танец и драму. Начальные
эпизоды обычно восхваляют Ганешу, Сарасвати
или Вишну и состоят в основном из танцев.
В дальнейшем представляются драматические
части, рассказывающие о поступках и героических
деяниях божественных существ.
Джагран (Jagran) – танцевальная драма штата
Махараштра, исполняемая в честь бога
Кхандобы и его супруги Мхалсы специальными
танцорами, с детства посвященными служению
Кхандобе. Эти танцоры очень уважаемы
и имеют особый статус.