Классификация методов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 09:51, реферат

Описание работы

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.
1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).

Файлы: 1 файл

Классификация методов обучения.docx

— 16.57 Кб (Скачать файл)

Классификация методов обучения

 

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную  характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).

2. По характеру взаимной  деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера - М.Н.Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод,

 репродуктивный метод, 

 метод проблемного  изложения, 

 частично-поисковый, 

 эвристический, метод, 

 исследовательский метод.

 Проблемное изложение  занимает промежуточное положение,  так как оно в равной мере  предполагает как усвоение готовой  информации, так и элементы творческой  деятельности.

 Объяснительно-иллюстративный  метод. Его иначе можно назвать  и информационно-рецептивным, что  отражает деятельность учителя  и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.

 Репродуктивный метод.  Для приобретения навыков и  умений через систему заданий  организуется деятельность обучаемых  по неоднократному воспроизведению  сообщенных им знаний и показанных  способов деятельности. Педагог  дает задания, а обучающийся  их выполняет - решают сходные  задачи, составляют планы и т.д.  От того, насколько трудно задание,  от способностей обучаемого зависит,  как долго, сколько раз и  с какими промежутками он должен  повторять работу. Установлено, что  усвоение новых слов при изучении  иностранного языка требует, чтобы  эти слова встретились около  20 раз на протяжении определенного  срока. Словом, воспроизведение и  повторение способа деятельности  по образцу являются главным  признаком репродуктивного метода.

 Оба охарактеризованных  метода обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют  у них основные мыслительные  операции (анализ, синтез, абстрагирование  и т. д.), но не гарантируют  развития творческих способностей, не позволяют планомерно и  целенаправленно их формировать.  Эта цель достигается продуктивными  методами.

 Продуктивные методы  обучения. Важнейшее требование  к высшей школе - формирование  качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т.п., т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и несомненно будет возрастать в будущем.

 Условием функционирования  продуктивных методов является  наличие проблемы. В разрешении  проблемы можно выделить четыре  главных этапа (стадии):

создание проблемной ситуации;

анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление  ее в виде одной или нескольких проблемных задач;

решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;

проверка решения проблемы.

 

Проблемная ситуация - это  психическое состояние интеллектуального  затруднения, вызванное, с одной  стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это  сделать при помощи наличного  запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность  в приобретении новых знаний или  поиске новых способов действий.

 Анализ проблемной  ситуации - важный этап самостоятельной  познавательной деятельности. На  этом этапе определяется то, что  дано и что неизвестно, взаимосвязь  между ними, характер неизвестного  и его отношение к данному, известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач (или одной задачи). Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить. Правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Недаром говорят: "Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить". Далее необходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.

 Проверка правильности  решения проблемы включает в  себя сопоставление цели, условий  задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ  всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться  назад и еще раз посмотреть, нет ли других более четких  и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов  ее решения. Особенно важно  провести анализ ошибок и уяснить  суть и причины неправильных  предположений и гипотез. Все  это позволяет не только проверить  правильность решения конкретной  проблемы, но и получить ценный  осмысленный опыт и знания, которые  и есть главное приобретение  обучаемого.

 Обучение с помощью  продуктивных методов принято  называть проблемным обучением.  В свете сказанного выше о  продуктивных методах можно отметить  следующие достоинства проблемного  обучения:

проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески;

проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

проблемное обучение учит преодолевать встречающиеся затруднения;

проблемное обучение делает учебный материал более доказательным;

проблемное обучение делает усвоение учебного материала более  основательным и прочным;

проблемное обучение способствует превращению знаний в убеждения;

проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение  к учению;

проблемное обучение формирует  и развивает познавательные интересы;

проблемное обучение формирует  творческую личность.

 

Уточним, что продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная  информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную  проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными  методами. Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы  вызвать у учащихся познавательный интерес, необходимо чтобы они уже  имели некоторый "стартовый" запас  знаний. Создать этот запас можно  только с помощью репродуктивных методов.

3. По основным компонентам  деятельности учителя - система  методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:

 а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

 б) методы стимулирования  и мотивации учения (методы формирования  интереса - познавательные игры, анализ  жизненных ситуаций, создание ситуаций  успеха; методы формирования долга  и ответственности в учении - разъяснение  общественной и личностной значимости  учения, предъявление педагогических  требований);

 в) методы контроля  и самоконтроля (устный и письменный  контроль, лабораторные и практические  работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

4. По сочетанию внешнего  и внутреннего в деятельности  учителя и учащегося - система  методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).


Информация о работе Классификация методов обучения