Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:26, реферат
Рим — единственный город на земле, который заслужил столь необычный титул: Вечный. Кажется, время бессильно перед этим городом. Бури прошедших времен только облагородили облик Рима, придали неповторимые черты его улицам и площадям. Сегодняшний Рим многолик: он объединил различные культуры и эпохи. Еще в VII веке известный монах сказал: «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; когда падет Колизей, падет Рим; когда падет Рим, падет весь мир».
ВВЕДЕНИЕ
1. КОЛИЗЕЙ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
2. ЗРЕЛИЩА В КОЛИЗЕЕ
3. ГЛАДИАТОРСКИЕ БОИ
4. ТРАВЛЯ ДИКИХ ЗВЕРЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Во времена республики в Риме действовали гладиаторские школы, куда собирали сильных, способных рабов. Существовала целая категория лиц (ланисты), профессией которых были купля, обучение и продажа гладиаторов. Занятие это считалось в римском обществе подлым, и ланистов презирали, несмотря на то, что все пользовались их услугами.
В период империи держать гладиаторов в столице могли только правители. В Риме действовали четыре гладиаторские школы. Гладиаторская школа считалась наказанием. Страшнее была только смерть от руки палача. Новичок проходил курс обучения. Он должен был в совершенстве овладеть многими видами оружия. Различалось и снаряжение гладиаторов. Они сражались как легковооруженными, так и в тяжелом снаряжении.
Легковооруженным считался боец, у которого в руках были сеть, трезубец и кинжал. Такие гладиаторы должны были опутать противника сетью и поразить его. На теле сражавшегося не было ничего, кроме широкого кожаного пояса и наплечника, закрывавшего левое плечо и руку до локтя.
На тяжеловооруженных
О дне гладиаторских боев горожане узнавали заранее. Объявления писали прямо на стенах домов. Если сообщение было на отдельном листе, там оговаривались повод для игр, число сражающихся пар и количество выступлений. Эти афиши продавались и пользовались у зрителей большим спросом.
Обычно гладиаторские игры начинались с парада участников, для чего гладиаторов одевали в расшитые золотом туники. Затем шли бои на деревянных мечах, чтобы воины могли продемонстрировать свое искусство.
Иногда на арену выходили фехтовальщики из числа зрителей. После этого начинались настоящие бои. Оружие гладиаторам выдавали перед началом поединка на арене амфитеатра.
На арене судьбу гладиаторов решал и случай, и настроение зрителей. Пары не подбирались, все определял жребий. Если зрители благоволили к поверженному, они поднимали большие пальцы, и над трибунами неслось единодушное «Отпустить!».
Если же гладиатор чем-то не угодил толпе, большие пальцы опускали и вопили: «Добей!». Победитель переворачивал поверженного гладиатора лицом вниз и добивал ударом ножа в спину.
Победителя награждали пальмовой ветвью, с которой он обегал арену. Кроме этого, устроители игр вручали и денежный приз, но самым бесценным даром была свобода.
Это происходило нечасто, так как владельцы гладиаторов не желали с ними расставаться. Но, тем не менее иногда требования толпы были такими настойчивыми и угрожающими, что приходилось даровать гладиатору свободу.
Немалой считалась награда в виде деревянного меча. Получивший такой приз навсегда освобождался от смертельных боев на арене и занимался лишь обучением новичков в гладиаторской школе и судейством на очередных играх.
Официально ремесло
В то же время многие восхищались мужеством гладиаторов, отпрыски из знатных фамилий брали у них уроки фехтования, в них влюблялись аристократки.
О гладиаторах постоянно говорили в римском обществе. Это обширная страница истории, о которой сохранилось достаточно фактов в литературном наследии Древнего Рима.
Гладиаторская школа Лентула Батиата в Капуе готовила гладиаторов для сражений в столичных амфитеатрах. В стенах школы временами собиралось большое количество рабов. Батиат держал рабов закованными в кандалы и принимал всевозможные меры для предотвращения побегов.
И все же летом 74 г. до н. э. из знаменитой школы сумели бежать 78 гладиаторов. Они нашли убежище на Везувии и вначале не предпринимали никаких активных действий, так как их было слишком мало и они были почти безоружны.
Ошибкой сената была наблюдательная позиция властей. В течение осени и зимы 74-73 гг. до н. э. вокруг гладиаторов собрались немалые силы.
Во главе восстания встал фракиец Спартак. В древних исторических документах говорится о нем как о человеке, обладающем смелостью и физической силой варвара, а умом и благородством похожем на эллина.
Вскоре в армии Спартака собралось 10 тыс. человек. Теперь это было хорошо вооруженное войско, готовое к решительным действиям. Римские властители считали ниже своего достоинства воевать с беглыми рабами, и первые попытки подавить восстание были неудачными.
Действующий тогда претор Клодий силами 3-тысячного войска окружил Везувий и отрезал Спартаку все пути к отступлению. Спартак был необычайно умным человеком и, как оказалось, талантливым полководцем.
Хитроумным способом он
Спартак проявил незаурядные
Только в 72 г. до н. э. власти, осознав угрожающие размеры армии гладиаторов, поставили во главе правительственных легионов Марка Красса, который начал решительные действия против повстанцев.
Разногласия в армии Спартака по поводу дальнейших планов восставших привели к расколу. Отделившиеся части армии Спартака были уничтожены Крассом, а оставшееся войско гладиаторов он загнал на Бруттийский полуостров, отделил весь перешеек огромным рвом и возвел стену.
Восставшие предприняли попытку вырваться из этой ловушки, но не смогли преодолеть все препятствия. Спартак геройски погиб, а 6 тыс. повстанцев были распяты на крестах, поставленных вдоль всей дороги от Капуи до Рима.
Остатки армии Спартака сформировались в отряды и еще долгое время тревожили римские власти своими набегами. Они продолжали борьбу за самое дорогое в человеческой жизни — за свободу. Многие повстанцы погибли, но сумели показать римскому обществу всю бесчеловечность гладиаторских боев.
Впервые в 186 г. до н.э. была "устроена была охота на львов и пантер" М. Фульвием Нобилиором; Ливий пишет, что по обилию зверей и разнообразию зрелищ она почти не уступала тем, которые устраивались в его время6.
На арене Колизея устраивались бои гладиаторов с дикими животными. Их необходимо было разместить, да так, чтобы они не могли нанести вред окружающим — в основном это были опасные хищники.
Создатели Колизея сконструировали хитроумную систему проходов и подъемников, по которым дикие звери, выпущенные из своих клеток в подземелье, попадали прямо на арену. Зрители при этом находились в полной безопасности. Архитекторы до мелочей продумали все детали здания, так что все представления проходили успешно и доставляли публике огромное наслаждение.
В 80 г. император Тит освятил Колизей. Празднества длились сто дней. На арене нового амфитеатра было убито 5 000 зверей. Сколько пало гладиаторов, никто не считал. Впрочем, мы знаем, что на других празднествах приносилось в жертву восторженной публике от четырех до пяти тысяч бойцов.
Хищникам, впрочем, доставалось так же, как гладиаторам. Во время триумфальных игр при императоре Траяне (98- 117 гг.) было истреблено 11000 зверей. В сражениях с ними, а также друг с другом участвовало 10000 воинов.
Представление в амфитеатре начиналось с раннего утра. Открывала его, как правило, звериная травля. Звери разрывали друг друга или набрасывались на выданных им людей. Иногда против хищников выступали опытные, сведущие бойцы, обученные сражению с животными, умевшие защитить себя и нанести зверю смертельный удар. Однако чаще всего на арену выходили военнопленные преступники, осужденные на смерть. Они были не готовы к такой схватке, и потому звери, набросившись на них, буквально рвали их на части.
В перерывах между звериной травлей устраивали публичное наказание преступников. Самым безобидным наказанием было выставление виновного напоказ. Одним из самых ужасных видов казни считалось растерзание жертвы хищными зверями. Палач привязывал осужденного к столбу так, что тот едва мог шевельнуться. Потом на арену выпускались львы, пантеры или собаки, которых подолгу не кормили и которые были приучены к человечине. Они немедленно набрасывались на жертву. О судьбе подобного мученика писал Марциал:
"Так и утробу свою
Каледонскому отдал медведю,
Не на поддельном кресте
Голый Лавреол вися,
Жить продолжали еще его члены,
Залитые кровью,
Хоть и на теле нигде
Не было тела уже.
Кару понес наконец он должную..."
Все, что оставалось от растерзанных людей, уносили в покойницкую. Эту добычу здесь поджидали врачи и их ученики. По вырванным конечностям и органам они изучали, из чего состоит человеческое тело.
При империи эти травли достигли грандиозных размеров; на тех, которые давал Август, одних львов и пантер было убито около трех с половиною тысяч, на играх, устроенных Траяном в 107 г., – 11 тысяч. В Риме одна из императорских гладиаторских школ – "Утренняя" – готовила специалистов-охотников. Иногда на растерзание зверям бросали преступников; жестокость этой казни еще усугублялась неким театральным ее оформлением. Страбон, например, рассказывает, как был казнен на его глазах в Риме предводитель восставших рабов Селур, которого называли "сыном Этны": был сооружен высокий помост, на который, будто на Этну, взвели Селура; помост вдруг рухнул и развалился, и несчастный упал прямо в клетку с дикими зверями , поставленную под помостом. Разбойника Лавреола распяли на кресте и напустили на него медведя; "с живых растерзанных членов кусками падало мясо"; другого заставили играть роль Муция Сцеволы и положить руку на пылающий очаг.
Главной поставщицей диких зверей была Африка, и привозили их оттуда во множестве. Существовало какое-то старинное сенатское постановление, налагавшее запрет на этот ввоз, но для травли (которую до постройки амфитеатра устраивали в цирке) сделано было исключение. М. Эмилий Скавр, будучи курульным эдилом (58 г. до н.э.), "вывел" 150 пантер или леопардов, Помпей – 410, а Август – 420. Сулла выпустил 120 "львов с гривами", т.е. самцов; они не были связаны, и охотники, которых Сулле прислал мавританский царь Бокх, устроили на них настоящую охоту. Ловлей этих животных занято было множество людей, перевозка их была делом трудным; требовались прочные железные клетки, подходящий транспорт, корма в количестве огромном – тысячи пудов мяса: львов и пантер свеклой и салатом не накормишь. К сожалению, авторы этих вопросов почти совсем не касаются; из позднего источника мы узнали только, что города, через которые проезжал транспорт зверей, предназначенных для игр, устраиваемых императором, должны были доставлять этим зверям корм, и задерживаться транспорту в городе больше недели не полагалось7.
Звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого
Римские театры и амфитеатры являются первыми в истории архитектуры светскими монументальными зданиями, так как классический периптер был храмом, а эллинистические театры мыслились их архитекторами функционалистически. Эллинистический функционализм до конца освободил архитектурный , замысел от религии. Если в классическом периптере это было уже сделано в отношении формальной обработки, то в эллинистическую эпоху освобождение от культового характера коснулось самого назначения. И после этого Рим вновь возвращается к проблеме монументального здания, в чем нельзя не усмотреть сходства с классической эпохой греческой архитектуры. Но это такое возвращение, которое, тем не менее основывается на достижениях эллинистической архитектуры и исходит из окончательно закрепленного эллинистическим архитектурным функционализмом нового совершенно светского назначения здания. Таким образом, идея светского монументального здания, зародившись в классическую эпоху греческого зодчества, пройдя затем через ступень отрицания эллинизмом монументальных задач архитектуры, вновь разрабатывается в Риме, но уже возведенная на высшую ступень. Это достижение римской архитектуры имеет огромное значение.
Грандиозные зрелищные сооружения римлян, среди которых амфитеатры занимают выдающееся место, служили в первую очередь удовлетворению стихийной потребности в хлебе и зрелищах главным образом низов столичного населения. Беднейшие массы, наводнявшие Рим, численность которых в связи с процессом концентрации земельной собственности с каждым годом все росла, легко было занять кровавыми зрелищами арены и отвлечь их этим от злободневных вопросов современности.
В современном виде Колизей представляет собой огромный амфитеатр с наполовину обвалившейся наружной стеной. Сиденья исчезли, не сохранилась великолепная облицовка стен. В средневековый период Колизей использовали как городскую каменоломню, что окончательно превратило грандиозное здание в руины.
История разрушения Колизея охватывает период времени немногим более тысячи лет. С IV в. римляне начали растаскивать статуи и устанавливать их в своих жилищах. В 398 г. была организована круглосуточная охрана Колизея, но это мало помогало.
Несомненно, Колизею был нанесен значительный урон при набеге норманнов в 1087 г. и нашествии немецких ландскнехтов в 1527 г. Но если бы в XIII в. амфитеатр не превратили в каменоломню, он представлял бы в современном мире более значительное и впечатляющее сооружение. Из стройматериала, вывезенного из Колизея, в эпоху Средневековья было построено 6 церквей и 23 дома для знатных семей. Даже обломки мрамора пережигались в известь. В 1495 г. из материалов Колизея было возведено здание папской канцелярии. Камни и плиты брали так неаккуратно, что обрушивались верхние ярусы амфитеатра. Известно, что в XVI в. из камней Колизея возводили мосты, а папа Климент XI нашел применение бесценным плитам при постройке гавани. На территории Колизея целое столетие действовала фабрика по производству селитры, что также нанесло ощутимый вред историческому памятнику.
Археологические исследования в Колизее начались в 1714 г. Специалисты подсчитали, что только на внешнюю стену у строителей ушло 45 000 м3 дорогостоящего травертина. Еще столько же было использовано на фундамент здания и зрительские места. При раскопках в 1937 г. были обнаружены расположенные рядом с Колизеем склады для оружия, казармы, бани и небольшой амфитеатр для проведения тренировочных гладиаторских боев.
Вглядываясь в прошлое этого
исторического памятника,