Концепция культурного шока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 03:48, сочинение

Описание работы

Культурный шок – это психическое состояние человека, вступающего в контакт с инокультурой. Человек, сформировавший уже свое мировоззрение и привычки, воспитанный в рамках своего этноса, не может раствориться в чужеродной культуре, не испытывая стресса.

Файлы: 1 файл

culture_anthropology.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ УНИК

 

Факультет культурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭССЕ

по курсу «Культурная антропология»

 

 

Концепция культурного  шока.

 

                                                   

                                                             

 

 

 Выполнил:

Рязанова Евгения Сергеевна,

студент группы ___

Дата: 05.05.13

 

 

Москва

2013

 

Культурный шок – это психическое  состояние человека, вступающего  в контакт с инокультурой. Человек, сформировавший уже свое мировоззрение  и привычки, воспитанный в рамках своего этноса, не может раствориться в чужеродной культуре, не испытывая стресса.

 

Для определения причин и особенностей культурного шока необходимо определить условия межкультурного взаимодействия, а именно при каких обстоятельствах  индивид попадает в чужеродную культуру.

 

Существует четыре основных типа межэтнических культурных контактов: ассимиляция, адаптация, аккультурация и интеграция.

 

Наиболее сильный культурный шок, на мой взгляд, испытывают люди, попавшие в среду, где их культура не может быть принята ни в каком виде. Ассимиляция представляет собой подавление слабой этнокультуры более сильной. Т.е. представителю малочисленного этноса будет крайне тяжело при переезде, скажем, в США. Ни в быту, ни в рабочей атмосфере у него не будет широких возможностей сохранения своей культуры. Более того, его окружение будет навязывать свои культурные ценности, постепенно стирая его собственные культурные ценности.

 

Адаптация – менее болезненная форма взаимодействия этнокультур для иммигранта. Среда, в которой есть возможность сохранить собственную культуру, приобретая новые привычки в работе, манерах и хозяйстве – способствует преодолению культурного шока. Однако, не смотря на толерантность окружения, человек все еще находится посреди чужеродных традиций,  общественных мнений, вербальных символов, логики и мировоззрения. Адаптация предполагает разделение всех этих ценностей и приобщение к новой культуре.

 

Аккультурацию лично я понимаю  как часть адаптации. Аккультурация  – это процесс переживания  культурного шока, возможность адаптироваться к новой среде, приобрести ценности другой культуры и сформировать новые мультикультурные, скажем, ценности. Т.е. уже в процессе длительно контакта, проживания посреди инокультуры, человек способен не только привыкнуть к местным обычаям, но и выработать симбиоз своей и чужой культуры. Аккультурация чаще всего наблюдается в этнических группах, а не в случаях одиночного переживания культурного шока.

 

Межэтническая интеграция – самый позитивный и полезный для всемирного общества тип взаимодействия. Интеграция предполагает равноправие культурных ценностей любой этногруппы. На территориях, толерантных к любым этническим группам и их ценностям, сохраняется все богатство каждой культуры и бесконечно пополняется новыми культурными явлениями. Несомненно даже самая дружелюбная к нашей культуре среда не отменяет переживание того состояния сознания, которое получило название «Культурный шок»

 

Впервые термин был введен американским антропологом Калерво  Обергом. Он впервые отметил состояние человека, попавшего в новую, незнакомую ему культурную среду. Такая терминология выбрана на основании негативных эмоций, стресса, а иногда и психическими расстройствами, которые переживает индивид вдали от привычных социально-культурных символов.

 

Кроме вынужденной адаптации к чужой системе ценностей и огромному потоку новой информации человек испытывает некоторое разочаровании в своих жизненных привычках. Например ранее он считал совершенно необходимым выражать почтение хозяевам дома, оставляя свою обувь за дверью. А новые знакомые бесцеремонно топчат его полы башмаками… В жизни каждого человека таких «мелочей» бесчисленное множество, их обесценивание не может не спровоцировать стресс.

 

Исследователи разделяют  процесс адаптации и переживания  культурного шока на 5 этапов. Абсолютные точки этих этапов можно представить на параболе, очерченной в такой системе координат, где верх – это позитивные эмоции, а низ – негативные.

 

Первый этап принято  называть «Медовым месяцем». Это период эйфории от происходящего. Новая  жизнь, новое окружение, новая работа или учеба. Человек стремился начать жизнь в другой стране, он добился своей цели и теперь наслаждается результатами пройденного пути.

 

Второй этап начинается в тот  момент, когда инокультурное общество начинает давить на иммигранта. Ему сложно понять тонкости взаимоотношений, символы, обычаи, привычки и причуды новых соотечественников. В этот момент наступает некоторое разочарование от того же самого пройденного пути. Чаще всего на этом этапе культурного шока человек старается снизить поток поступаемой информации и закрыться от новых привычек и знакомств, затормозив свою адаптацию. А помогают ему в этом представители его этнокультуры.

 

Критичная точка культурного шока приходится на третий этап и самый  низ параболы. Этот период является переломным для всех мигрантов. Многие не выдерживают стресса, возвращаются домой. Многие впадают в депрессию, что может привести к серьезным психическим и физическим нарушениям. Однако пережив этот период – адаптация начинает происходить в более позитивном ключе.

 

На четвертом этапе к человеку возвращается первичный энтузиазм, он готов принимать тот поток  информации, который приостановил на втором этапе адаптации. Он более  глубоко изучает язык, местные  обычаю, приобщается к социальным мероприятиям…

 

Полная адаптация иммигранта происходит на пятом этапе, когда он уже обзавелся  новыми друзьями, ведет активную социальную жизнь, внедряет в свое окружение  свои собственные этнокультурные ценности.

 

Сейчас термин «Культурный шок» используется не только для описания состояния человека на момент межэтнического контакта. Термин широко используется для любого негодования индивида, попавшего в незнакомую обстановку, противоречащую его культурным ценностям.


Информация о работе Концепция культурного шока