Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 03:48, сочинение
Культурный шок – это психическое состояние человека, вступающего в контакт с инокультурой. Человек, сформировавший уже свое мировоззрение и привычки, воспитанный в рамках своего этноса, не может раствориться в чужеродной культуре, не испытывая стресса.
ИНСТИТУТ УНИК
Факультет культурологии
ЭССЕ
по курсу «Культурная антропология»
Концепция культурного шока.
Выполнил:
Рязанова Евгения Сергеевна,
студент группы ___
Дата: 05.05.13
Москва
2013
Культурный шок – это
Для определения причин и особенностей культурного шока необходимо определить условия межкультурного взаимодействия, а именно при каких обстоятельствах индивид попадает в чужеродную культуру.
Существует четыре основных типа межэтнических культурных контактов: ассимиляция, адаптация, аккультурация и интеграция.
Наиболее сильный культурный шок, на мой взгляд, испытывают люди, попавшие в среду, где их культура не может быть принята ни в каком виде. Ассимиляция представляет собой подавление слабой этнокультуры более сильной. Т.е. представителю малочисленного этноса будет крайне тяжело при переезде, скажем, в США. Ни в быту, ни в рабочей атмосфере у него не будет широких возможностей сохранения своей культуры. Более того, его окружение будет навязывать свои культурные ценности, постепенно стирая его собственные культурные ценности.
Адаптация – менее болезненная форма взаимодействия этнокультур для иммигранта. Среда, в которой есть возможность сохранить собственную культуру, приобретая новые привычки в работе, манерах и хозяйстве – способствует преодолению культурного шока. Однако, не смотря на толерантность окружения, человек все еще находится посреди чужеродных традиций, общественных мнений, вербальных символов, логики и мировоззрения. Адаптация предполагает разделение всех этих ценностей и приобщение к новой культуре.
Аккультурацию лично я понимаю как часть адаптации. Аккультурация – это процесс переживания культурного шока, возможность адаптироваться к новой среде, приобрести ценности другой культуры и сформировать новые мультикультурные, скажем, ценности. Т.е. уже в процессе длительно контакта, проживания посреди инокультуры, человек способен не только привыкнуть к местным обычаям, но и выработать симбиоз своей и чужой культуры. Аккультурация чаще всего наблюдается в этнических группах, а не в случаях одиночного переживания культурного шока.
Межэтническая интеграция – самый позитивный и полезный для всемирного общества тип взаимодействия. Интеграция предполагает равноправие культурных ценностей любой этногруппы. На территориях, толерантных к любым этническим группам и их ценностям, сохраняется все богатство каждой культуры и бесконечно пополняется новыми культурными явлениями. Несомненно даже самая дружелюбная к нашей культуре среда не отменяет переживание того состояния сознания, которое получило название «Культурный шок»
Впервые термин был введен американским антропологом Калерво Обергом. Он впервые отметил состояние человека, попавшего в новую, незнакомую ему культурную среду. Такая терминология выбрана на основании негативных эмоций, стресса, а иногда и психическими расстройствами, которые переживает индивид вдали от привычных социально-культурных символов.
Кроме вынужденной адаптации к чужой системе ценностей и огромному потоку новой информации человек испытывает некоторое разочаровании в своих жизненных привычках. Например ранее он считал совершенно необходимым выражать почтение хозяевам дома, оставляя свою обувь за дверью. А новые знакомые бесцеремонно топчат его полы башмаками… В жизни каждого человека таких «мелочей» бесчисленное множество, их обесценивание не может не спровоцировать стресс.
Исследователи разделяют
процесс адаптации и
Первый этап принято называть «Медовым месяцем». Это период эйфории от происходящего. Новая жизнь, новое окружение, новая работа или учеба. Человек стремился начать жизнь в другой стране, он добился своей цели и теперь наслаждается результатами пройденного пути.
Второй этап начинается в тот момент, когда инокультурное общество начинает давить на иммигранта. Ему сложно понять тонкости взаимоотношений, символы, обычаи, привычки и причуды новых соотечественников. В этот момент наступает некоторое разочарование от того же самого пройденного пути. Чаще всего на этом этапе культурного шока человек старается снизить поток поступаемой информации и закрыться от новых привычек и знакомств, затормозив свою адаптацию. А помогают ему в этом представители его этнокультуры.
Критичная точка культурного шока приходится на третий этап и самый низ параболы. Этот период является переломным для всех мигрантов. Многие не выдерживают стресса, возвращаются домой. Многие впадают в депрессию, что может привести к серьезным психическим и физическим нарушениям. Однако пережив этот период – адаптация начинает происходить в более позитивном ключе.
На четвертом этапе к человеку возвращается первичный энтузиазм, он готов принимать тот поток информации, который приостановил на втором этапе адаптации. Он более глубоко изучает язык, местные обычаю, приобщается к социальным мероприятиям…
Полная адаптация иммигранта происходит на пятом этапе, когда он уже обзавелся новыми друзьями, ведет активную социальную жизнь, внедряет в свое окружение свои собственные этнокультурные ценности.
Сейчас термин «Культурный шок» используется не только для описания состояния человека на момент межэтнического контакта. Термин широко используется для любого негодования индивида, попавшего в незнакомую обстановку, противоречащую его культурным ценностям.