Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:53, контрольная работа
Зачем существуют библиотеки сегодня и какие функции они выполняют.
по дисциплине Современные проблемы науки
на тему: Концепция миссии современной библиотеки
2011
Вступление
«Вся человеческая мудрость
хранится в книгах,
а книги – в библиотеках.»
Без книг жизнь невозможна. Значит, невозможна она и без библиотек. История человека связана с библиотеками, они видели многое: счастье и слёзы читающих их, сражения и огни костров, победы и поражения, их теряли и находили в затерянных или занесённых со временем городах.
Когда появились книги и жизнь без них стала невозможной, то их надо было где-то содержать. Так и возникли книгохранилища, или библиотеки. Библиотека, в переводе с греческого – книга и шкатулка, хранилище, («библио» - книга, «тека» - хранилище, шкатулка, то есть «хранилище книг». О роли библиотек в жизни людей можно судить уже по тем образным наименованиям, которые им издавна присваивали. Их называли храмами мудрости, памятью человечества, хранилищами сокровищ цивилизации. (9,[текст])
Для понимания деятельности библиотеки необходимо понимать, что она собой представляет, каковы её функции и для чего существует. Данным вопросом интересовались как профессионалы библиотечной деятельности, так и люди напрямую не занятые в данной отрасли.
Для определения основного значение правильной направленности деятельности библиотек необходимо знать и понимать пути развития, современные функции и механизмы деятельности библиотек в целом. Ответив на данные вопросы, мы можем представить себе современное значение определения «Миссия библиотеки».
Определение библиотека и функции её деятельности прошли со времени своего создания долгий путь и изменились настолько, что говоря о первоначальной библиотеке с современным человеком не называя данного понятия, он бы просто не понял бы, о чём мы говорим.
Создавалась первая библиотека как место для хранения книг, но очень скоро было понято, что книги сами по себе никому не нужны, их необходимо использовать – и появились читатели.
Библиотеки в Средние века были либо при монастырях (закрытые для светских читателей), либо частные (открыты для узкого круга лиц).
Публичные библиотеки – открытые для массового пользования были открыты только в XVIII веке.
Всё это время основной деятельностью библиотеки было сохранность книжных ресурсов. И предоставление их довольно узкому кругу читателей.
В XVIII веке появляются мысли, что необходимо развивать сети публичных библиотек для предоставления возможности получить доступ к книгам большему количеству населения, но в России получила объективное распространение в 60 – е годы XIX века, благодаря активной деятельности земских властей. Библиотеки создавались для увеличения грамотности населения и получили образовательную функцию.
В настоящее время согласно Федеральному закону РФ «О библиотечном деле»: Понятие библиотека имеет определение - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации (8).
Понятие закона Челябинской области ещё короче «библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам» (3).
Эти определения не могут дать нам понять, что же представляет собой библиотека в современном мире и какие она выполняет функции.
В 90-х годах прошлого века в связи с принятием международных стандартов в библиотечном деле в Россию пришло понятие миссия библиотек разные авторы пытались по разному дать ответ на это определение К. Н. Дерунов, в 1906 г. призывал библиотекарей к «сознательному и продуктивному выполнению их великой просветительской и реформаторской миссии» (10[текст]).
Определение Миссия современных словарях довольно разнообразно. В Интернете, кроме общеупотребимого определения как постоянного дипломатического представительства, даётся множество толкований. Это «роль, которую отводит себе организация в обществе (или индивидуальная личность ставит перед собой)» (11[текст]).); «поручение, задание; предназначение к чему-либо важному, высокому, ответственная роль» (12[текст]). ; «краткое выражение основной цели предприятия, чётко сформулированная причина его существования» (13[текст]).); «краткое выражение функции, которую организация или проект пытаются выполнить в обществе — то, во имя чего этот человек или компания существуют в обществе» (14[текст]). и так далее. Воистину: от чрезвычайно высокого до обыденного, будничного — один шаг.
Но вот в «Толковом словаре» В. И. Даля, где нет ничего случайного, понятие «миссия» раскрыто в одном словарном «гнезде» с «миссионерством». Миссионеры определяются им как члены духовной миссии, духовные посланники, законоучители, просветители, проповедники. Ни о каком семантическом «снижении» понятия, низведении его до уровня функций, тем более конкретных, сиюминутных задач, в таком понимании речи быть не может. Такое толкование — один из примеров сложившихся традиций русского языка — в отличие от английской (точнее, американской) практики употребления данного понятия. Наша Миссия в этом смысле воспринимается как социальное предназначение, конвенциальная роль публичной библиотеки (ПБ), репрезентирующей себя в качестве чрезвычайно важного общественного института. Независимо от того, осознает ли эту роль библиотеки само общество или нет. (10[текст]).
В настоящее время большинство учёных занимающихся вопросами библиотечного дела не могут прийти к общему мнению, что же является миссией библиотеки, и сходятся и общее лишь в том, что все они считают, что библиотека является социальным институтом и должна нести группу социальных функций и группу технологических функций.
Одно из определений миссии библиотек даёт А.В.Соколов «Быть гарантом доступности информации, способность утверждению в обществе общечеловеческих принципов и норм, воспитывать российского гражданина, путём предоставления ему доступа ко всей мировой культуре»
Миссия библиотеки реализуется в конкретных социальных функциях, и в зависимости от изменений библиотеки меняются и социальные функции библиотеки. Социальные функции библиотеки представляют собой обобщенный перечень обязанностей библиотеки перед обществом, которые необходимы ему, воздействуют на него и отвечают виду библиотеки как социального института.
Социальные (внешние) функции, ответ библиотеки на потребности общества, её взаимодействия с внешней средой, средство адаптации элемента к системе более высокого порядка. «Они способствуют разрешению противоречий со средой, служат средством приспособления к ней. В ходе этого разрешения любая социальная система не только воспроизводит себя в качестве целого, но и постоянно развивается, а именно в этом – суть функционирования библиотеки как социального института».
Технологические (внутренние) функции относятся к производственным, они необходимы для нормальной работы библиотеки. Общество может о них не знать, ибо они формируются под влиянием внутренних нужд библиотеки. И необходимы только как средство реализации социальных функций библиотеки.
Социальные функции современной библиотеки обусловлены ее сущностными особенностями как культурной институции, которые проявляются в сохранении и трансляции документированного знания, обеспечивающего устойчивое общественное развитие, в том числе социальных норм и ценностей культуры, стабилизирующих общество. Однако они имеют динамический характер: степень их развитости и наполнения конкретным содержанием, приоритет отдельных из них в конкретные исторические периоды времени различны.
К социальным функциям относят:
Сущностные функции:
К производственным функциям библиотек относят типообразующие (содействующие учебной, профессиональной, досуговой или научной деятельности человека) и явленческие ( воспитательная, производственная, рекреационная и др.) функции. Эти функции могут изменяться с изменением библиотеки, ибо относятся к виду библиотеки и отвечают её требованиям на данном этапе.
Заключение.
До недавнего времени
В настоящее время библиотека стремится не только использовать доступный ей фонд документов, но и использовать новые возможности доступа к информации. Для удовлетворения самых разнообразных нужд пользователей.
В условиях нарастающей интенсивности информационно потока, расширения доступности составляющих его ресурсов реализация коммуникационной функций невозможна без развития когнитивной деятельности современной библиотеки, которая ранее носила вспомогательный характер. Библиотека перестает быть пассивным информационным посредником, она превращается в одну из самых продуктивных и массовых систем управления знаниями.
Библиотека предоставляет
Современная библиотека вносит важный вклад в распространение и повышение информационной культуры, которая, наряду с компьютерной грамотностью, становится одним из важнейших условий деятельности человека как полноценного члена современного и будущего общества.
Библиотека через чтение способствует становлению человека как культурной, образованной личности, поскольку обладает уникальными свойствами создания атмосферы интеллектуальных, моральных, эстетических исканий и переживаний под влиянием чтения.
Библиотека способствует «включению конкретного человека в культуру, выступая ее ретранслятором (через духовные ценности, зафиксированные в информационных источниках).
Следует отметить, что библиотека обладает рядом ощутимых преимуществ перед некоторыми другими социальными институтами, вовлеченными в процесс социализации: ее участие в данном процессе не имеет ограничений во времени и доступности. Индивид, осознавая это или не осознавая, остается объектом социализации в течение всего периода, пока он посещает библиотеки.
Современная библиотека – это адаптивная многофункциональная, открытая культурно-цивилизационная институция. Она собирает, организует и сохраняет документированное знание, гарантируя устойчивость общественной жизни в случае социальных потрясений. Организуя доступ к накопленным информационно ресурсам, обеспечивая навигацию в них, она формирует и удовлетворяет информационные, образовательные и культурные потребности индивидов, обеспечивая интеграцию их стремлений, действий и интересов, а также устойчивое развитие человеческого общества. Современная библиотека транслирует культурные нормы и ценности от поколения к поколению, способствуя социальной адаптации и социализации индивидов на протяжении всей жизни. Она становится не только активным участником информационного производства, но и необходимым инструментом управления знаниями
Список использованной литературы