Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:06, реферат
Kан Герман (Herman Kahn; 15.02.1922, Байонна - 07.07.1983, Чаппаква) - был американским экономистом и одним из выдающихся футурологов последней трети XX века по образованию математик.. В 1948- 1961 гг. занимался вопросами военной стратегии в исследовательском центре РЭНД-корпорейшен, выполняющем заказы Пентагона и военных концернов.
Биография Германа Кана
Происхождение понятия "постиндустриальное общество"
Теория постиндустриального общества
Постиндустриальное общество Германа Кана
Концепция информационного общества в современной философии Германа Кана
План
Kан Герман (Herman Kahn; 15.02.1922, Байонна - 07.07.1983, Чаппаква) - был американским экономистом и одним из выдающихся
футурологов последней трети XX века по образованию математик..
В 1948- 1961 гг. занимался вопросами военной
стратегии в исследовательском центре
РЭНД-корпорейшен, выполняющем заказы
Пентагона и военных концернов. С 1961 г.
Кан - основатель и директор Гудзоновского
исследовательского ИНСТИТУТА, разрабатывающего долгосрочные
научно-технические, социально-экономические
и военно-политические прогнозы по заказам
правительства и финансово-промышленных
корпораций. Получил одиозную известность
после публикации книг "О термоядерной
войне" (1960), "Мысли о немыслимом"
(1962) и "Об эскалации: метафоры и сценарии"
(1965), где оправдывал возможность применения
ядерного оружия в будущей мировой войне.
С середины
60-х гг. представлял течение "технологического
оптимизма" в западной футурологии.
В книгах "Год 2000" (1967), "Грядущее.
Размышления о 70-х и 80-х гг." (1972), "Следующие
200 лет" (1976), "Экономическое развитие
мира" (1979), "Грядущий бум" (1982), "У
Земли достаточно ресурсов" (1984) и др.,
написанных совместно с сотрудниками
Гудзоновского института, а также в многочисленных
статьях, докладах, ИНТЕРВЬЮ Кан доказывал" возможность
решения глобальных проблем современности
на основе использования новейших достижений
науки и техники преимущественно в рамках
деятельности многонациональных корпораций
под политической эгидой США. Он был последовательным
сторонником концепции "постиндустриального
общества". Для специалистов труды Кана
представляют интерес с точки зрения имеющейся
в них методики разработки прогнозов (многофакторные
модели, прогнозные сценарии и т. п.), а
также содержащегося фактического материала.
В начале 1970-х годов он предсказал повышение роли Японии в качестве крупной мировой державы.
Был основателем «мозгового центра» и
директором Гудзоновского института (с
1961 г.), сторонником государственно-
Первоначально он был военными стратегом и систе
Его теории стали существенным вкладом в развитие ядерной стратегии Соединённых Штатов. Им впервые была сформулирована идеяМашины Судного дня — своеобразный апофеоз доктрины взаимного гарантированного уничтожения. [4]
Истоки понятия "постиндустриальное общество" вряд ли могут быть определены с достаточной точностью. С большой вероятностью можно утверждать, что термин "постиндустриализм" был введен в научный оборот А. Кумарасвами, автором ряда работ по доиндустриальному развитию азиатских стран3. Впоследствии, с 1916 или 1917 года, он достаточно активно использовался теоретиком английского либерального социализма А. Пенти, который даже выносил его в заглавие своих книг, обозначая таким образом идеальное общество, где принципы автономного и даже полукустарного производства оказываются возрождены ради преодоления конфликтов, присущих индустриальной системе. В 1958 году американский социолог Д. Рисман реанимирует термин "постиндустриальное общество", используя его в заглавии одной из статей, получившей благодаря этому широкую известность, но носившей относительно частный характер.
В концепции постиндустриального
общества получила свое воплощение и
развитие научная традиция, восходящая
к социальным идеям эпохи Просвещения,
которые связывали общественный
прогресс с последовательным улучшением
условий материальной жизни человека.
Ее важнейшие методологические принципы
почерпнуты из позитивистской философии
и экономических исследований XIX
века, обозначивших признаки индустриальной
цивилизации и положивших в основу
периодизации социального развития
особенности технологической
Особое место в теории постиндустриального
общества занимают положения, заимствованные
из экономических, социальных и политологических
концепций нашего столетия. Прежде
всего, это представления о
Синтез различных подходов к
анализу современного социума, давший
начало теории постиндустриального
общества, относится к 60-м годам.
К этому периоду сформировались
важнейшие методологические основы,
позволившие рассматривать
Становление системы представлений
о природе и характере
Вплоть до середины 70-х годов
предпочтение отдавалось понятиям, в
которых использовался префикс "пост-".
Примером могут служить
"Постиндустриальное общество", распространённое в современной буржуазной социологии и футурологии обозначение новой стадии общественного развития, якобы следующей за индустриальным капиталистическим обществом. Концепция "П. о." представляет собой дальнейшее развитие популярных в 60-х гг. теорий "индустриального общества" французского социолога Р. Арона и "стадий экономического роста" американского социолога У. Ростоу. Наиболее видные её представители — Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский (США), Ж. Ж. Серван-Шрейбер и А. Турен (Франция). Основные положения концепции "П. о." разделяются также многими др. буржуазными социологами, экономистами, политологами и футурологами. В понятие "П. о." эти авторы вкладывают неодинаковое содержание. В целом концепция "П. о." претендует на роль общесоциологической теории поступательного развития человечества. В основу членения всемирной истории на доиндустриальное (аграрное), индустриальное (капиталистическое и социалистическое) и постиндустриальное (Д. Белл и др.) (технотронное — З. Бжезинский) общество кладется уровень техники производства, а также отраслевое и профессиональное разделение труда: при этом умаляется значение общественных отношений, собственности и классовой борьбы. В концепции "П. о." содержится явное стремление сформулировать теоретическую альтернативу марксистскому учению об общественно-экономических формациях, подменить социальные революции технологическими переворотами, противопоставить коммунизму иной социальный идеал, что предопределило её популярность среди буржуазных идеологов.
В концепции "П. о." утверждается,
что в зависимости от уровня техники
(т. н. технологический детерминизм)
в обществе последовательно преобладают
"первичная" сфера экономической
деятельности (сельское хозяйство), "вторичная"
(промышленность), а ныне оно вступает
в "третичную" сферу услуг, где
ведущую роль приобретают наука
и образование. Каждой из этих трёх
стадий присущи специфические формы
социальной организации (церковь и
армия — в аграрном обществе,
корпорация — в индустриальном,
университеты — в постиндустриальном),
а также господствующая роль определенного
сословия (священников и феодалов,
бизнесменов, учёных и профессоров
специалистов). Эта концепция фактически
пытается увековечить антагонистические
общественные отношения, ибо в "П.
о." сохраняются социальная неоднородность,
неравенство и отчуждение лично
Для неё характерны
Г. Кан разделил постиндустриальное общество на следующие виды:
-департамент;
-металлургия;
-текстильная промышленность.
В работах 70-80-х гг. Г. Кан развивает
оптимистичные прогнозы относительно
дальнейшего развития общества. Он
пишет: «Постиндустриальный мир, который
мы предполагаем, будет миром растущего
благосостояния... уменьшения конкуренции,
он будет миром больших
Экологические проблемы развитых стран Кан надеялся решить переносом «экологически грязных» производств в развивающиеся страны.
Социальная направленность оптимизма Г. Кана нашла проявление в таких работах, как «Мировое экономическое развитие 1979 и далее» (1979), «Грядущий бум» (1982), «Размышления о невероятное в 1980-те» (1984). В последний труда, которая была издана посмертно, Кан выступает как ярый реакционер. Он даже предвещает неизбежность войн, в частности, термоядерных и пытается доказать, что они не означают конца цивилизации. «Большинство людей, - писал Кан, - почему глубоко убеждены, что ядерная война означает конец цивилизации...» Г.Кан не только отрицает такую оценку термоядерной войны, но и пытается обосновать ее «прогрессивные» черты. Важнейшей он называет возможность державы-победительницы расширить «сферу своей гегемонии... на весь мир».
К концепции «постцивілізації» Г.
Кана близка концепция «технотронной
эры», известного политолога, профессора Колумбийского
университета С. Бжезинского. Во многих своих работах, в частности
«Америка в технотронний возраст» (1967),
«Между двумя веками. Роль Америки в технотронній
эре» (1970), Бжезинский не только прогнозирует
будущее, но и развивает мысль о ведущую
роль США в этом
му будущем, называя их «социальной лабораторией
мира»[4].
США, пишет Бжезинский, под влиянием научно-технической
революции вступили в новую эру - «технотронну».
Он также разделяет мнение о том, что именно
техника (особенно электроника) становятся
основным фактором, который определяет
социальные сдвиги, изменение обычаев,
социальной структуры, ценностей, общества
в целом»[5].
Г.Кан: “Разница между понятиями «информация» и «интеллект» является искусственной, но достаточно важной. «Информация» стремится быть относительно формальной и легко доступной. «Интеллект» в данном случае употребляется больше в значении «военное мышление», чем «человеческое мышление»... Понятие «интеллект» является более широким и специфическим, менее официальным и формальным, чем то, что мы называем информацией. Понятие «интеллект» означает знание о событиях и людях, это знание может быть предположительным, интуитивным, личным и/или полученным наугад, неофициально или тайно. «Интеллектуальные» данные обычно не включаются в стандартные карточки, а информация включает в себя шаблонные данные, которые ожидаются от системы. Трудно сделать различие между интеллектом и информацией более четким, но когда в систему вводят «интеллект», то это происходит в меньшей степени благодаря механическому или электронному программированию, а в большей степени благодаря случайному (или запланированному) наличию нужных людей, на нужном месте, в нужный час. [3]
Информация о работе Концепция постиндустриального общества. Герман Кан