Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 09:56, контрольная работа
Целью данной работы является изучение теоретического материала по выбранной теме, описание стилей конфликтов, провести примеры, сделать соответствующие выводы.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Понятие конфликта и его признаки…………………………………..4
2. Основные стили конфликтов………………………………..…….…..7
Заключение………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………….18
3. Конфронтация
Конфронтация по своей направленности ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов, невзирая на другие стороны, непосредственно участвующие в конфликте, а то и в ущерб им. Применяющий подобный стиль поведения стремится навязать другим свое решение проблемы, уповает только на свою силу, не приемлет совместных действий. При этом проявляются элементы максимализма, волевой напор, желание любым путем, включая силовое давление, административные санкции, запугивание, шантаж и т.п., принудить оппонента принять оспариваемую им точку зрения, во что бы то ни стало взять верх над ним, одержать победу в конфликте. Как правило, конфронтацию избирают в тех ситуациях, когда:
Нельзя, однако, забывать, что любое давление, в какой бы форме оно ни происходило, может обернуться взрывом необузданных эмоций, разрушением уважительных и доверительных отношений, чрезмерно негативной реакцией со стороны тех, кто окажется побежденным и не оставит попыток добиться реванша. Поэтому данный стиль мало пригоден в большей части межличностных конфликтов, не лучший вариант сохранения здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе, создания условий, позволяющих сотрудникам ладить друг с другом.
В качестве иллюстрации можно привести пример какого-нибудь супружеского конфликта, где муж хочет решить проблему, используя свою власть главы семьи.
Живет молодая семья: муж и жена, у них есть дети. Можно даже дать супругам какие-нибудь имена, например, Владимир и Ирина. Я знал несколько семейных пар, где супругов звали Володя и Ира. Но пусть они не обижаются на меня: наши герои вымышленные, так сказать, общечеловеческие, и поэтому все совпадения являются чистой случайностью. Мои беседы посвящены тому, как стяжать мир в семье, и поэтому имена Владимир и Ирина самые подходящие, ибо Ирина с греческого языка переводится как «мир», а Владимир – имя славянское, и означает оно «владеющий миром».
Супруги обсуждают, к чьим родителям поехать после праздничной службы отмечать Рождество. Владимир предлагает поехать к его родителям: они живут на другом конце города, и потому молодые редко бывают у них; вдобавок его мама очень вкусно готовит. Ира, напротив, хочет навестить своих родителей: они, мол, живут близко, а маленькие дети и так устанут после службы; к тому же, у Ирины, честно говоря, не очень хорошо сложились отношения с мамой мужа, и ей, конечно, приятнее провести время со своими родителями. Слово за слово… Ситуация накаляется. Никто не хочет уступить. Наконец Владимир применяет «тяжелую артиллерию». «Ира! – грозным голосом говорит он. – Кто глава семьи? Кто имеет решающее слово? Как я сказал, так и будет. Забыла, что читалось на венчании: ”А жена да боится своего мужа”?» Ирине приходится скрепя сердце смириться, но праздничный обед для нее уже испорчен. А ведь эту, в принципе, несложную ситуацию можно было разрешить другим, мирным, путем, но об этом немного позже.
4. Сотрудничество
Сотрудничество, как и конфронтация, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это возможно при условии своевременной и точной диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения как внешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели. Этот стиль используется теми, кто воспринимает конфликт как нормальное явление социальной жизни, как потребность решить ту или иную проблему без нанесения ущерба какой-либо стороне. В конфликтных ситуациях возможность сотрудничества появляется в тех случаях, когда:
Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях. Но такой путь продвижения к положительному исходу конфликта по-своему тернист. Он требует времени, терпения, мудрости, дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора из них в ходе переговоров взаимоприемлемого решения.
Примеры данного стиля:
— Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью отмежеваться;
— Есть время поработать над возникшей проблемой;
— Оппоненты хотят поставить на обсуждение некоторые идеи и поработать над их решением;
— Обе стороны имеют одинаковую власть
и не замечают разницу в положении, чтобы «на равных» искать
решение проблемы.
5. Компромисс
Компромисс занимает срединное место в сетке конфликтного поведения. Он означает расположенность участника (участников) конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Этот стиль в равной мере предполагает активные и пассивные действия, приложение индивидуальных и коллективных усилий. Этот стиль предпочтителен тем, что обычно преграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и отчасти, удовлетворить притязания каждой из вовлеченных в конфликт сторон. К нему обращаются в ситуациях, когда:
Способность к компромиссу — признак реализма и высокой культуры общения, т.е. качество, особо ценимое в управленческой практике. Не следует, однако, к нему прибегать без нужды, торопиться с принятием компромиссных решений, прерывать тем самым обстоятельное обсуждение сложной проблемы, искусственно сокращать время на творческий поиск разумных альтернатив, оптимальных вариантов.
Каждый раз нужно проверять, эффективен ли в данном случае компромисс по сравнению, например, с сотрудничеством, уклонением или приспособлением Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен:
— Обе стороны имеют одинаковую власть и имеют взаимоисключающие интересы;
— Другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
— Удовлетворение желания имеет для человека не очень большое значение, и оно может несколько изменить поставленную в начале цель;
— Компромисс позволит сохранить взаимоотношения и получить хоть что-то чем все потерять.
Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к любому решению..
Заключение
В заключение нужно еще раз отметить, что конфликт – сложное динамическое явление, требующее комплексного подхода в его изучении и разрешения с учетом его многообразия, объективных и субъективных факторов.
Важнейшим фактором, «задающим» установку человека на тот или иной тип конфликтного взаимодействия с партнером, является прежний опыт их отношений. Установки участников конфликта, в свою очередь, начинают определять такие характеристики конфликта, как преследуемые цели, восприятие партнера по ситуации, «объем» предмета разногласий, характер взаимодействия с партнером, используемые средства воздействия на него.
На основе анализа отмеченных характеристик конкретных конфликтов можно выделить разные стили конфликтного поведения: уклонение, приспособление (избегание, уступничество), и конфронтация (компромиссность) сотрудничество.
Стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития, а зачастую и для конечного результата, исхода, а также могут менять на разных этапах конфликтной ситуации.
Сотрудничество как стратегия взаимодействия, где вторая сторона в конфликте воспринимается как партнер и идет поиск решения, максимально удовлетворяющее интересы каждого субъекта, признается социальными психологами наиболее конструктивной.
Любой психолог, занимающийся практической
деятельностью, неизбежно сталкивается с ситуацией конфликта.
Зачастую навыки посредничества необходимы
для того, чтобы брать на себя функции
регулирования отношений между людьми.
Список литературы
2. Баринов В.А. Управление конфликтами в организации [Электронный ресурс] // Деловой мир : [сайт].
3. Захаров Е.В. Управление конфликтами в организации // Системное упр. – 2008.
4. Диагностика здоровья : психологический практикум / ред. Г.С, Никифоров. - СПб. : Речь, 2007. - 950 с. - Из содерж.: Методика диагностики стратегии поведения личности в конфликте К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной). - С. 783
5. Решетникова К.В. Организационная конфликтология : учеб. пособие / К.В. Решетникова. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 175 с. - Из содерж.: Методы диагностики организационных конфликтов. - С. 71–94.
6. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
7. Игнатий (Брянчанинов), еп. Отечник. СПб., 1903, с. 454
8. http://moya-belarus.ru/pub/
9. http://bibliotekar.ru/
10. http://psyholog-praktik.ru/