Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:40, доклад
Существует множество определений понятия «конфликт». Чаще всего под конфликтом понимается любой вид противоборства или несовпадения интересов. Диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только недостаточные знания языка и связанное с этим простое непонимание партнера по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими участниками. Возникающие конфликты нельзя рассматривать только лишь как деструктивную сторону процесса коммуникации, они имеют также и свои позитивные аспекты. Согласно теории позитивного конфликта конфликты понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны носить дисфункциональный характер.
Существует множество
Диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов (как и конфликтов вообще) предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только недостаточные знания языка и связанное с этим простое непонимание партнера по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими участниками. Возникающие конфликты нельзя рассматривать только лишь как деструктивную сторону процесса коммуникации, они имеют также и свои позитивные аспекты. Согласно теории позитивного конфликта конфликты понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны носить дисфункциональный характер.
конфликт – столкновение элементов на базе различий, возникающих внутри культуры или между культурами. Конфликт нередко возникает в результате быстрой смены общественного строя. В таких условиях часто рождаются идейные течения, утверждающие бесполезность прежнего достояния. Причем, отвергается не только своя национальная, но и мировая культура.
Ярким образцом такого мышления было течение – пролетарская культура (пролеткульт) в России после октября 1917 г.
Пролетку́льт (сокр. от Пролетарские культурно-просветительные организации) — массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год.
Специфика русской культуры советского
периода
Русская послереволюционная культура
– один из сложнейших, крайне неоднозначных,
трагичных, но вместе с тем в какой-то степени
оптимистичный период. С одной стороны
– гибель множества людей, разделение
русской культуры на культуру зарубежья
и непосредственно советскую, разрушение
и уничтожение многих культурных памятников
прошлого. С другой – грандиозная просветительная
программа, блестяще реализованная, во
многом успешно осуществлённые программы
электрификации и индустриализации, интенсивное
градостроительство и превращение СССР
в индустриальную супердержаву; активная
материальная правительственная поддержка
многих начинаний и явлений в области
культуры. Плюсы и минусу теснейшим образом
соседствуют. Однозначно негативным является
неоправданность и жестокость минусов,
которых вполне можно было избежать.
Хорошо известно, что культура нового
государства должна была служить народу,
прежде всего пролетариату как самому
активному и многочисленному классу. Отношение
В.И. Ленина к “пролетарской культуре”
не было неизменным, но доминантой оставалось
убеждение в высокой культурно-исторической
миссии пролетариата. Однако сами идеи Пролеткульта – культурно-просветительная
и литературно-художественная организация
пролетарской самодеятельности в разных
областях искусства, существовавшая в
20-30-е годы резко отрицательно относившаяся
к наследию прошлого, он не разделял. В
программной речи В.И. Ленина на III Всероссийском
съезде комсомола (2 окт. 1920 г.) подчеркивалось,
что усвоение молодежью культуры, науки,
всех знаний, которые выработало человечество,
имеет огромное историческое значение.
В середине 20-х годов движение пролеткульта
пришло в упадок, а в 1932 г. прекратило своё
существование. Конституция законодательно
закрепляла обязанность государства “предоставить
рабочим и беднейшим крестьянам полное,
всестороннее и бесплатное образование”.
В партийной программе предусматривалось
“развитие самой широкой пропаганды коммунистических
идей и использование для этих целей аппарата
и средств государственной власти”, а
также оговаривались меры по широкой демократизации
культурной жизни и обеспечению широкого
доступа трудящихся к образованию и сокровищам
искусства. Уже в 1917 г. перешли в собственность
и распоряжение народа Эрмитаж, Русский
музей, Третьяковская галерея, Оружейная
палата, Бахрушинский театральный музей
и т.д. Были национализированы и переданы
музеям частные коллекции Щукина, Мамонтовых,
Морозовых. Для осуществления программы
были предприняты конкретные шаги, в частности
были изданы декреты о регистрации, приеме
на учет и охране памятников искусства
и старины (октябрь 1918 г.). Меры по сохранению
культурных ценностей явно предпринимались,
но между тем масса фактов свидетельствует
о том, что революционные потрясения нанесли
существенный ущерб отечественной культуре:
началось массовое переименование улиц,
площадей, переулков, а в дальнейшем и
многих городов, имевших богатейшую историю;
повсеместно разрушались памятники, которые
(по мнению большевиков) символизировали
власть старого режима;
началось массовое разграбление дворянских
усадеб, уничтожение уникальных библиотек,
шедевров зодчества, скульптуры, живописи;
несмотря на так называемые “охранные
грамоты” у их владельцев конфисковывали
редкие коллекции, уникальные произведения
искусства, предметы старины;
повсеместно разрушались православные
храмы, уничтожались монастыри, снимались
колокола и переплавлялись на металл;
так, например, в 1917 г. в Москве насчитывалось
846 действующих храмов, из них за годы советской
власти 426 храмов были разрушены, 340 закрыты.
вместе с разрушаемыми обителями упразднялись
и старинные кладбища (так, только в Москве
были полностью уничтожены Лазаревское
кладбище, основанное в 1748 г.; кладбища
Данилова, Скорбященского, Андрониковского,
Алексеевского монастырей; полностью
уничтожено Братское кладбище. На кладбище
Донского монастыря осталась 1/10 всех памятников,
такая же участь постигла некрополь Новодевичьего
монастыря);
1 (14) февраля 1919 г. Наркомат юстиции издал
постановление об организованном вскрытии
святых мощей, в разгар этой печально известной
кампании были вскрыты мощи самого почитаемого
святого на Руси преподобного Сергия Радонежского;
иконы сжигались тысячами; в газетах появлялись
сообщения о том, что то в одной, то в другой
деревне сжигали целыми телегами иконы
и богослужебные книги; при разгроме монастырей
гибли и рукописные книги, археографические
памятники, представлявшие исключительную
культурную ценность; драгоценная церковная
утварь переплавлялась на лом и т.д.
В 1921-1922 гг. церковные сокровища вместе
с ценностями Гохрана и ценностями Госмузей-фонда
шли в уплату за хлеб, закупленный для
голодной и разрушенной страны. Потом
изъятие церковного достояния станет
нормой.
Но одновременно с этими примерами варварства
можно привести и положительные факты:
только в период с 1918 по 1923 гг. возникло
250 новых музеев. Началась реставрация
некоторых исторических памятников. В
1918–1919 гг. было отреставрировано более
65 историко-художественных памятников,
а к 1924г. – 227. Нельзя не признать, что были
достигнуты величайшие достижения в образовательной
области (к 1930 г. грамотность населения
возросла с 33% в 1916 г. до 62,6% в 1931 г.); было
введено всеобщее начальное обучение
на всей территории СССР; усилиями энтузиастов,
талантливых педагогов, психологов А.С.
Макаренко, П.П. Блонского, А.К. Гастева,
Н.К. Крупской и других было положено начало
советской системе образования, приоритетные
позиции и достижения которой по сей день
признаются в большинстве цивилизованных
стран мира.