В 1720 был послан на Урал, где занимался
организацией горнозаводской промышленности.
С именами Татищева и крупного инженера-металлурга
В.И.Генина связано основание Екатеринбурга
и Ягошихинского завода, положившего начало
г. Перми, геологическое и географическое
изучение Урала. В 1724–1726 находился в Швеции,
где надзирал за обучением русских юношей
горному делу и изучал экономику и финансы.
По возвращении Татищева назначили членом,
затем главой Монетной конторы (1727–1733),
занимавшейся чеканкой золотых, серебряных
и медных денег .
В своих записках и представлениях на
имя императрицы Екатерины I выступал
за введение в России десятичной системы
мер и весов, за упорядочение денежного
обращения, увеличение доходов казны путем
развития промышленности, внешней торговли,
роста экспорта, а не чрезмерной эксплуатации
монетной регалии. Тогда же написал общественно-политическое
и философское произведение Разговор двух приятелей о
пользе наук и училищ(1733). В 1734–1737 вторично был направлен
руководить металлургической промышленностью
Урала, затеял строительство новых железоделательных
и медеплавильных заводов, поставив цель
увеличить производство железа на одну
треть. В Екатеринбурге начал работу над Общим географическим описанием всея
Сибири, которое из-за отсутствия материалов
оставил незавершенным, написав только
13 глав и план книги. Конфликт со ставленниками
Бирона и недовольство местных влиятельных
лиц, использовавших отдельные злоупотребления
властью со стороны Татищева, привели
к его отзыву, а затем отдаче под суд.
В последние годы жизни Татищев был начальником
Оренбургской и Калмыцкой комиссий, астраханским
губернатором. В 1745 из-за выявленных ревизией
финансовых нарушений по прежней работе
он был отстранен от должности губернатора
и сослан в свое имение – сельцо Болдино
Дмитровского уезда Московской губернии,
где находился под домашним арестом до
самой смерти.
Болдинский период жизни Татищева –
самый плодотворный в научном отношении.
Здесь ему удалось закончить первый русский
энциклопедический словарь Российский исторический,
географический и политический лексикон, в
значительной степени завершить Историю Российскую, трудиться над которой он начал еще
в бытность главой Монетной конторы (опубликована
по рукописи Г.Ф.Миллером в 1760–1780-х годов).
Работая над Историей Российской,
Татищев открыл для науки такие документальные
памятники, как Русская Правда, Судебник Ивана Грозного, Книга Большого Чертежа,
собрал богатейшие летописные материалы.
Труд Татищева по форме напоминал летопись,
в которой в хронологической последовательности
излагались события истории России с древнейших
времен до 1577. Центральное место в изложении
отводилось самодержавию. Периоды экономического
процветания и могущества России, утверждал
автор, всегда совпадали с «единовластительством».
Переход к аристократии, феодальные усобицы
в удельный период привели к подчинению
Руси монголам, а ограничение царской
власти в начале 17 в. – к разорению государства
и отторжению значительных территорий
шведами и поляками. Основной вывод Татищева:
«…Всяк может видеть, сколько монархическое
правление государству нашему протчих
полезнее, чрез которое богатство, сила
и слава государства умножается, а через
протчее умаляется и гинет».
Татищев — один из первых русских
географов, создавший географическое
описание Сибири, первым давший естественно-историческое
обоснование границе между Европой и Азией
по Уральскому хребту. Василий Никитич
— автор первого в России энциклопедического
словаря "Лексикон Российской исторической,
географической, политической и гражданской".
Кроме того, Татищев написал работы по
экономике, политике, праву, геральдике,
палеонтологии, горному делу, педагогике
и др. Все работы Татищева, в том числе
и "История Российская", были изданы
уже после смерти автора.
2.Советская культура
1950-80х. годов «Оттепель»: основные течения
и тенденции культурной новизны.
2.1 советская
культура во времена «Оттепели»
Реформы, начавшиеся после смерти
Сталина, создавали более благоприятные
условия для развития культуры. Разоблачение
на XX Съезде партии в 1956 г. культа личности,
возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч
репрессированных, в том числе представителей
творческой интеллигенции, ослабление
цензурного пресса, развитие связей с
зарубежными странами - все это расширило
спектр свободы, вызвало у населения, особенно
молодежи, утопические мечтания о лучшей
жизни. Сочетание всех этих совершенно
уникальных обстоятельств привело к движению
шестидесятников.
Время с середины 50-х до середины
60-х гг. (от появления в 1954 г. повести И.
Эренбурга с названием "Оттепель"
и до открытия процесса над А. Синявским
и Ю. Даниэлем в феврале 1966 г.) вошло в историю
СССР под названием "оттепель", хотя
инерция развернувшихся в то время процессов
давала о себе знать вплоть до начала 70-х
гг.
Само понятие "оттепель"
в социокультурном плане имело два смысла:
символический - оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни;
реальный - ослабление влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества.
Эпоха перемен в советском обществе
совпала с глобальным социокультурным
поворотом. Во второй половине 60-х гг. активизируется
молодежное движение, противопоставившее
себя традиционным формам духовности.
Впервые глубокому философскому осмыслению
и новому художественному прочтению подвергаются
исторические итоги XX столетия. Все чаще
поднимается проблема ответственности
"отцов" за катастрофы века, в полную
мощь начинает звучать роковой вопрос
об отношениях "отцов и детей".
В советском обществе рубежом
социокультурных перемен стал XX Съезд
КПСС (февраль 1956 г.), воспринятый общественным
мнением как очистительная гроза. Процесс
духовного обновления в советском обществе
начался с обсуждения ответственности
"отцов" за отход от идеалов Октябрьской
революции, которая стала критерием измерения
исторического прошлого страны, равно
как и нравственной позиции отдельной
личности. Так в действие вступило противостояние
двух общественных сил: сторонников обновления,
называемых антисталинистами,
и их противников - сталинистов.
Впервые в истории советской
культуры были поставлены вопросы:
Какова роль советской интеллигенции
в обществе?
Каковы ее взаимоотношения
с партией?
Как следует оценивать культурное
прошлое СССР?
Попытка ответа на эти вопросы
с разных историко-культурных позиций
(ценностей) привела к расколу творческой
интеллигенции на традиционалистов (ориентированных
на традиционные ценности советской культуры)
и неоавангардистов (придерживающихся
антисоциалистической направленности
художественного творчества с опорой
на буржуазно-либеральные ценности постмодернизма,
на разделение искусства на элитарное и массовое с
идеей их диффузии).
В художественной литературе
противоречия в рамках традиционализма
нашло отражение в противостоянии консерваторов
(Ф. Кочетов - журналы "Октябрь", "Нева",
"Литература и жизнь" и примыкавшие
к ним журналы "Москва", "Наш современник"
и "Молодая гвардия") и демократов
(А. Твардовский - журналы "Новый мир",
"Юность"). Журналу "Новый мир",
главным редактором которого был А.Т. Твардовский,
принадлежит особая роль в духовной культуре
этого времени. Он открыл для читателя
имена многих крупных мастеров, именно
в нем опубликован "Один день Ивана
Денисовича" А. Солженицына.
Большую роль в закреплении
идеологии "оттепели" сыграли пьесы
В. Розова, книги В. Аксенова и А. Гладилина,
стихи Е. Евтушенко и А. Вознесенского,
кинофильм М. Хуциева "Застава Ильича".
Правду о сталинизме несли труды А. Солженицина,
Е. Гинзбург, В. Шаламова и мн. др.
Своеобразными центрами инакомыслия
стала деятельность театральных коллективов
"Современника" и "Таганки".
Их постановки, всегда воспринимавшиеся
с определенным подтекстом, были своего
рода протестом против надвигавшегося
неосталинизма.
Художественные выставки московских
неоавангардистов и литературный "самиздат" конца
50-х гг. означали появление ценностей,
порицавших каноны социалистического
реализма.
"Самиздат" возник в
конце 50-х гг. Такое название получили
машинописные журналы, создававшиеся
в среде творческой молодежи,
оппозиционно настроенной к реалиям
советской действительности. В "самиздат"
попадали как произведения советских
авторов, по тем или иным причинам
отвергнутые издательствами, так
и литература эмигрантов, поэтические
сборники начала века. По рукам
ходили и рукописи детективов.
Начало "оттепельного" "самиздата"
положили списки поэмы Твардовского
"Теркин на том свете", написанной
в 1954 г., но не разрешенной к
публикации и попавшей в "самиздат"
вопреки воле автора.
Первый "самиздатовский" журнал "Синтаксис",
основанный молодым поэтом А. Гинзбургом,
опубликовал запрещенные произведения
В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова,
Б. Ахмадулиной. После ареста Гинзбурга
в 1960 г. эстафету "самиздата" подхватили
первые диссиденты (Вл. Буковский и др.).
Социокультурные истоки антисоциалистического
искусства имели уже собственную основу.
Характерен в этом смысле пример мировоззренческой
эволюции Б. Пастернака (М.Горький считал
его лучшим поэтом социалистического
реализма в 30-е гг.), опубликовавшего на
Западе роман "Доктор Живаго", где
автор критически переосмысливает события
Октябрьской революции. Исключение Пастернака
из Союза писателей подвело черту в отношениях
между властью и художественной интеллигенцией.
2.2 Культурная
политика в период "оттепели".
Хрущев четко сформулировал
задачу и роль интеллигенции
в общественной жизни: отражать
возрастающее значение партии
в коммунистическом строительстве
и быть ее "автоматчиками". Контроль
за деятельностью художественной интеллигенции
осуществлялся посредством "установочных"
встреч руководителей страны с ведущими
деятелями культуры. Сам Н.С. Хрущев, министр
культуры Е.А. Фурцева, главный идеолог
партии М.А. Суслов не всегда оказывались
в состоянии вынести квалифицированное
решение относительно художественной
ценности критикуемых ими произведений.
Это приводило к неоправданным выпадам
против деятелей культуры. Хрущев резко
высказывался против поэта А.А. Вознесенского,
чьи стихи отличаются усложненной образностью
и ритмичностью, кинорежиссеров М.М. Хуциева,
автора фильмов "Весна на Заречной улице"
и "Два Федора", М.И. Ромма, поставившего
в 1962 г. художественный фильм "Девять
дней одного года".
В декабре 1962 г. в ходе посещения
выставки молодых художников в Манеже
Хрущев устроил разнос "формалистам"
и "абстракционистам", среди которых
был и скульптор Эрнст Неизвестный. Все
это создавало нервозную обстановку среди
творческих работников, способствовало
росту недоверия к политике партии в области
культуры.
2.1 Диссидентство
и многообразие его течений.
Давление идеологического пресса
на творческую интеллигенцию не было явлением
произвольным со стороны власти, скорее
ответом на рост оппозиционных настроений
в обществе, получивших выражение в диссидентском
движении. Его рождение нередко связывают
с демонстрацией 5 декабря 1965 г. на Пушкинской
площади и коллективным письменным обращением
к властям с просьбой пересмотреть решение
суда и выпустить писателей А. Синявского
и Ю. Даниэля на свободу, а также с открытым
выступлением на Красной площади в Москве
25 августа 1968 г. 8 человек, протестовавших
против введения советских войск в Чехословакию.
Наблюдался рост политического
недовольства в ряде университетов страны
(Тарту, Ленинграде), Институте экономики
Сибирского отделения АН СССР. Его распространению
способствовали аресты писателей. Процессы
над ними нередко носили показательный
характер, обвинение выносилось по статье
70 Уголовного кодекса за "Агитацию или
пропаганду, проводимую с целью подрыва
или ослабления Советской власти". Вслед
за Синявским и Даниэлем последовали аресты
А. Гинзбурга, составившего "Белую книгу"
из протестов против первого процесса
1966 г., П Литвинова, Ю. Галанскова, основателей
самиздатовского журнала "Феникс",
А. Марченко, автора первой книги о лагерях
хрущевского времени ("Мое свидетельство").
С апреля 1968 г. диссидентское движение
начало издавать "Хронику текущих событий",
выходившую подпольно и информировавшую
о всех имевших место изъявлениях протеста.
В конце 60-х гг. основные течения
диссидентов объединились в "Демократическое
движение", представленное тремя
направлениями: "подлинным марксизмом-ленинизмом" (лидеры
братья Рой и Жорес Медведевы), либерализмом в
лице А.Д. Сахарова и традиционализмом,
защищаемым А.И. Солженицыным.
Программа Медведевых ратовала
за возвращение к истокам марксизма-ленинизма,
не искаженным сталинской идеологией,
А.Д. Сахаров выступал за введение демократии
западного образца при сохранении общественной
собственности в стране, А.И. Солженицын
в основу обновления закладывал идеалы
христианской морали и монархического
политического устройства. "Демократическое
движение" не имело широкого резонанса
в стране, однако свое настоящее признание
получило за границей, прежде всего благодаря
авторитету А.Д. Сахарова и А.И. Солженицына.
Время хрущевской "оттепели"
прямо и косвенно разобщило и дезориентировало
творческую интеллигенцию: одни переоценили
характер поверхностных изменений, другие
не сумели увидеть их "скрытного подтекста"
(влияние извне), третьи не смогли уже выражать
коренных интересов народа-победителя,
четвертые были способны только на пропаганду
интересов партийно-государственного
аппарата. Все это, в конечном итоге, вызвало
неадекватные реальной действительности
художественные произведения, где доминировали
идеалы демократического социализма.