Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:58, контрольная работа
Согласно концепции О.Шпенглера культура это набор качеств и структур, имеющий во многом ценностную основу, привязанный к некоторой нации либо стране и определяющий ментальность входящих в нее людей.
АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: |
Культурология |
Тема: |
|
ВЫПОЛНИЛ: | ||||||
студент |
группы | |||||
Ф. И.О. | ||||||
ПРОВЕРИЛ: |
||||||
ученая степень, звание | ||||||
Ф. И.О. | ||||||
Оценка |
||||||
Подпись |
||||||
« |
» |
2012г. |
Барнаул, 2012
Задание 1
Критерии анализа |
Первобытная культура |
Античная культура |
Культура средних веков |
Культура Возрожде ния |
Культура Нового времени |
Современная культура | |
Культура ХVI-ХVII в.в. |
Культура эпохи Просвещения | ||||||
Хронологические рамки эпохи |
11-1 вв до н. э. |
5-16 вв. |
Вторая половина 13-конец 16 вв. |
16-17вв. |
17-19вв. |
19в-20в | |
Основные характеристики, черты, особенности |
Процесс гоминизации, процесс перехода от животного к человеку, одним из аспектов которого является переход от определенных инстинктивных, рефлекторных реакций животного на мир к неопределенности человеческого знания. |
На первое место выдвигались интересы общины, гражданского коллектива |
Уменьшения значения символов, отступление их перед воспринимаемой чувствами реальностью |
Формирование светской культуры и и гуманистического сознания |
Техногенная цивилизация Религиозность обмирщается, и культура становится вполне светской |
Разрушение старых стереотипов и строение новой свободной культуры |
Век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов. Декаданс, модерн,абстракция, авнгард. Глобальный прорыв в медицине и технике |
Стрежневые ценности эпохи |
возникла потребность в принятии надежного решения и определения меры этой надежности. |
центральное
место занимает понятие «гражданин», предполаг |
консерватизм во всей общественной жизни, господство определенных стереотипов |
Целостность и разносторонность в понимании человека, жизни, культуры |
Законы нравственности всеобщи, т.к. разумны.Человеческая природа подобна разумному порядку природы |
Законы нравственности всеобщи, т.к. разумны.Человеческая природа подобна разумному порядку природы |
Три системы |
Место и роль человека |
добывание пищи, размножение и самозащита. идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу, с тотемным животным. |
гражданин полиса, который выступал одновременно как мелкий свободный производитель как носитель высшей государственной власти и как воин, защитник полисных институтов и ценностей, был олицетворением и носителем античной цивилизации |
Обретший уверенность человек созерцал мир, как Бог после шести дней творения, и находил его прекрасным и добрым |
Разрыв между духовной и физической жизнью человека |
Идеал достойного человека занял трудящийся человек,относящийся к труду как к подвигу и как к обязанности христианина |
Обеспечение полной социальной справедливости, условий достойной жизни, достижение социального равенства |
Человек индивид, уникум не похожий на всех, но постоянно находящийся в обществе и развивающийся. Целостность мира — это взаимосвязь и взаимозависимость людей и народов. |
Понимание смысла и цели жизни |
Не задумывались о смысле жизни |
Свобода как высшая личностная ценность. |
Смысл выражается во внутренних целях и осуществляется через цели внешние. |
Сознание противоречивости жизни, трагическое мироощущение |
Обеспечивая собственное благополучие, содействовать счастью других |
Стремление к добру, моральное просвещение |
Человек индивид, уникум не похожий на всех, но постоянно находящийся в обществе и развивающийся. Целостность мира — это взаимосвязь и взаимозависимость людей и народов. |
Наиболее яркие (ключевые) личности (в науке, искусстве, философии) |
- |
Геродот, Ксенофонт, Эсхил, Софокл, еврипид, Аристотель. |
Юстиниан,Генрих Лев, ДжорданоБруно, Федотов. |
Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело |
Томас Гоббс, М. Вебер |
Татищев, Ломоносов,Дж.Локк, Ж.Ж.руссо, Сен-Симон |
А. Швейцер, Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, В. В.Вернадским (,Е. Масуды, Альберт Эйнштейн , Роберта Бойля, Джеймс Уотсон, Адамом Смитом , Карл Маркс, Джордж Герберт Мид, Герберт Блумер |
Задание 2
1)
Культура |
Цивилизация |
Культура не развивается бесконечно. Она несет в себе семя смерти. В ней заключены начала, которые неотвратимо влекут ее к цивилизации. |
Цивилизация же есть смерть духа культуры, есть явление совсем иного бытия или небытия. |
Во время подъёма и высшего цветения культуры Германское государство было слабым, жалким, раздробленным на мелкие части, ни в чем и нигде не было осуществлено могущество “жизни”. Культура всегда была великой неудачей жизни. |
Цивилизация создает могущественное германское государство, могущественный капитализм и связанный с ним социализм; она осуществляет волю к мировому могуществу и мировой организации. . Но в этой могущественной Германии, империалистической и социалистической, не будет уже Гете, не будет великих германских идеалистов, не будет великих романтиков, не будет великой философии и великого искусства |
Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. |
Цивилизация, в противоположность культуре, не символична, не иерархична, не органична. Она – реалистична, демократична, механична. Она хочет не символических, а “реалистических” достижений жизни, хочет самой реальной жизни, а не подобий и знаков, не символов иных миров. |
Культура бескорыстна в своих высших достижениях. |
Цивилизация всегда заинтересована. |
Духовные иллюзии культуры поражены были неорганизованностью жизни, слабостью ее техники. |
духовные иллюзии исчезают, преодолеваются, когда цивилизация овладевает техникой и организует жизнь. Экономический материализм – очень характерная и типичная философия эпохи цивилизации. |
Имеет духовную и природную основу |
Имеет машинную основу |
Характерно символическое искусство |
Характерно футуристическое искусство |
Культура же пыталась созерцать вечность |
В быстром, все ускоряющемся, темпе цивилизации нет прошлого и нет настоящего, нет выхода к вечности, есть лишь будущее. |
В культуре религия была символической. |
в цивилизации религия стала прагматической. |
2)
Согласно концепции О.
Идея завершаемости, гибели непосредственно вытекает из убежденности Шпенглера в неизбежности прохождения каждой культурой определенных стадий развития. "Неминуемость,и закономерное наступление, чередование этих стадий, делает периоды развития всех культур абсолютно тождественными, длительность фаз и срок существования самой культуры отмеренными, нерушимыми". . Как же рисует Шпенглер возникновение, эволюцию и гибель культур ? Зарождение культур, говорит он, происходит в тот момент, когда "из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного." . Гибель культуры происходит после того, как "эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств,. и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию". "Когда цель достигнута и идея, т.е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются она становится цивилизацией" .