Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Конфуцианство - философское учение , появившееся в Древнем Китае . Создателем конфуцианства был Кун - Цю ( Конфуций ).
Крупнейший ученый своего времени , он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний . Пытаясь объяснить их , он , руководствуясь собственным опытом , предложил ряд интереснейших идей . Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного , ради чего и живет человек .
Конфуций родился в 551 году до нашей эры . отцом его был великий воин своего времени , прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ . Шу Лянхэ в момент появления Конфуция был уже немолод.

Содержание работы

I. Введение

II. Учение Конфуция
а)Учение о человеке
б)Учение об обществе
в)Учение о государстве

III. Заключение
IV. Список литературы

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства  РФ

Саратовский государственный  аграрный университет

им. Н.И. Вавилова

Астраханский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 Контрольная  работа 

по предмету

 

Культурология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань 2013 г

 

Конфуцианство как культурный пласт

 
 
I. Введение 
 
II. Учение Конфуция  
а)Учение о человеке 
б)Учение об обществе 
в)Учение о государстве 
 
III. Заключение

IV. Список  литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
I. ВВЕДЕНИЕ 
 
Конфуцианство - философское учение , появившееся в Древнем Китае . Создателем конфуцианства был Кун - Цю ( Конфуций ).  
Крупнейший ученый своего времени , он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний . Пытаясь объяснить их , он , руководствуясь собственным опытом , предложил ряд интереснейших идей . Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного , ради чего и живет человек . 
Конфуций родился в 551 году до нашей эры . отцом его был великий воин своего времени , прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ . Шу Лянхэ в момент появления Конфуция был уже немолод. 
К тому времени у него уже было девять дочерей , что делало его очень несчастным . Ему нужен был достойный продолжатель древнего аристократического рода . Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения и воин не решался сделать его своим наследником . Поэтому когда его третья жена забеременела , Шу поспешил совершить богослужение в глиняном гроте ( по представлениям китайцев , глиняный грот священен ) . В этом гроте и родился Учитель одного из самых многочисленных философских течений. Счастливый отец назвал его Цю ( в переводе с китайского - "холм" ) и дал прозвище Чжун Ни ( Чжун - второй из братьев , Ни - глина ) .Ребенок унаследовал родовое имя Кун и был известен позднее как Кун Цю или Чжун Ни . Когда мальчику было два года и три месяца ( китайцы считают возраст ребенка с момента зачатия ) , Шу Лянхэ скончался. Две предыдущие жены Шу Лянхэ , ненавидевшие молодую мать наследника , не стали сдерживать свою ненависть к ней , и , вырвав сына из атмосферы дрязг и скандалов , женщина вернулась в свой родной город . 
Однако родители не согласились принять ее в дом , который она опозорила , выйдя замуж раньше двух старших сестер, да еще за человека намного старше. Поэтому мать с маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех . Жили они очень замкнуто , однако мальчик рос веселым и общительным, много играл со сверстниками . Уже тогда он отличался от них обостренным восприятием несправедливости , чувством особой любви к родителям , знанием многих религиозных обрядов ( его мать , выполняя долг жены , каждый день читала молитвы по усопшему мужу ) . Несмотря на бедность , мать растила его достойным преемником знаменитого отца . Конфуций знал историю своего рода, насчитывающую не одно столетие . Узнав об опыте своих предков , среди которых были талантливые люди , проявившие себя во многих областях человеческой деятельности , он сделал вывод , что одной военной доблести недостаточно для достижения желаемого , нужны и другие достоинства . Когда Конфуцию было семнадцать лет , умерла его мать , которой в ту пору едва исполнилось тридцать восемь лет . Это был жестокий удар судьбы .  
С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца ( ни его , ни даже его мать старшие жены не пустили проводить Шу Лянхэ в последний путь ) и в соответствии в религиозными обрядами похоронил рядом мать. 
Выполнив свой сыновний долг , юноша возвращается домой и живет один . Из-за бедности он вынужден был делать даже женскую работу , которой раньше занималась его умершая мать . О том , как Конфуций относился к работе , не соответствовавшей его происхождению , разные источники сообщают по-разному , но мне кажется более вероятным , что отвращения к "низкому" труду он не испытывал . В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим слоям общества и был подвергнут огромному унижению на одном обеде . В то время в Китае разбогатевшие мещане всячески старались наладить дружественные отношения с представителями низших слоев аристократии и давали для них званые обеды . На один из таких обедов пришел и Конфуций , однако был остановлен стражем , который сказал юноше , что ему не место среди знатных людей . Этот случай Конфуций запомнил на всю жизнь . В то время Конфуций усиленно занимается самообразованием . Судьба , словно в компенсацию за неудачно начавшуюся жизнь наделила его здоровьем , недюжинной силой , природным умом . В девятнадцать лет он женится на девушке , которая сопровождала его всю свою жизнь , и вскоре у них рождается сын , названный Ли ( карп ) . Выполняя обязанности отца семейства , Конфуций поступает на службу богатому аристократу Цзи , сначала управляющим складов , затем домашним слугой и учителем . Здесь впервые убедился Конфуций в необходимости образованности .  
Служил Конфуций до обретения зрелости , чувство которой пришло к нему в возрасте тридцати лет . Позднее он скажет : " В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе . В тридцать лет я обрел самостоятельность . В сорок лет я освободился от сомнений. 
В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала ".* К тридцати годам сложились и основные его этико-философские концепции , в основном касающиеся управления государством и обществом . Более четко сформулировав эти концепции , Конфуций открывает частную школу , появляются первые ученики , некоторые из них сопровождали своего Учителя в течении всей своей жизни . Желая использовать свои учения в практической деятельности , Конфуций присоединяется к изгнанному высшей аристократией царю и бежит в соседнее царство . Там он знакомится с советником могущественного царя Цзин Гуна Янь Ином и , беседуя с ним , производит очень хорошее впечатление . Воспользовавшись этим , Конфуций добивается встречи с самим царем , и ,разговаривая с ним , потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний , смелостью и необычностью суждений , интересностью взглядов , высказывает свои рекомендации по управлению государством .  
Возвратившись в родное царство , Конфуций становится известным человеком . По личным мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником . Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна и , продвигаясь по служебной лестнице , занимает пост сычкоу ( главного советника самого царя ) . На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями . Вскоре обеспокоенное его увеличивающимся влиянием окружение царя вынуждает его "добровольно" покинуть свой пост . После этого для Конфуция наступает пора странствий . 
Долгие четырнадцать лет он в окружении учеников путешествует по Китаю , прославившись еще больше . Однако его желание вернуться на родину усиливается , и вскоре при содействии одного из бывших учеников Конфуций с большими почестями возвращается домой как очень уважаемый человек . К его помощи прибегают цари , многие из которых зовут его к себе на службу . Но Конфуций прекращает поиски "идеального" государства и все больше внимания уделяет своим ученикам . Вскоре он открывает частную школу . С целью сделать ее более доступной Учитель назначает минимальную плату за обучение . После нескольких лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом году жизни Конфуций умирает . Произошло это в 478 году до нашей эры . 

 
II. Учение Конфуция

 

Учение Конфуция можно  разделить на три тесно взаимосвязанные  условные части , объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве . Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке. 
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта . На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том , что нравы в обществе со временем падают . Разбил людей на три группы : 
1) Распущенные  
2) Сдержанные 
3) Глупцы 
Приводя примеры , характеризующие поведение людей , принадлежащих к определенной группе , доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления , и , как следствие , силы , движущие людьми в процессе жизнедеятельности . Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли , выраженной в одном изречении : " Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди . Если не установить для них Дао в достижении этого , они этого не достигнут . Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди . Если не установить для них Дао в избавлении от этого , они от этого не избавятся ".* Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения , то есть биологически предопределенными . Поэтому эти факторы по мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов , так и поведение больших коллективов , то есть и этноса в целом . К природным факторам Конфуций относился отрицательно , и высказывания его на этот счет очень пессимистичны : " Я никогда не встречал человека , который , заметив свою ошибку , решился бы сам осудить себя ." На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями , принимавшими идеальность природных творений за аксиому .  
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни , главным для него было уяснить скрытую природу человека , то , что движет им и его стремлениями . По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории : 
1) Цзюнь-цзы ( благородный муж ) - занимает одно из центральных мест во всем учении . Ему отведена роль идеального человека , примера для подражания двум остальным категориям . 
2) Жэнь - обычные люди , толпа . Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь . 
3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы , только в отрицательном значении. 
Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке , написав: "Благородный муж думает прежде всего о девяти вещах - о том , чтобы видеть ясно , о том , чтобы слушать четко , о том , чтобы лицо было приветливым , о том , чтобы речь была искренней , о том , чтобы действия были осторожными , о необходимости спрашивать других , когда возникают сомнения , о необходимости помнить о последствиях своего гнева , о необходимости помнить о справедливости , когда есть возможность извлечь пользу. 
Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао , материальное благополучие отходит на второй план : "Благородный муж беспокоится лишь о том , что не может постичь Дао , его не волнует нищета" . Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы ? Конфуций выделяет два фактора : "жэнь" и "вэнь" . Иероглиф , обозначающий первый фактор , можно перевести как "благорасположенность" . По мнению Конфуция , благородный человек должен относится к людям очень гуманно ,ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция . Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования , в результате которого и возникает этически полноценное общество . Еще один вариант перевода - "человечность" . Благородный человек всегда правдив , не подстраивается под других. "Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица". 
Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно , прак-тически невозможно со стороны. Как считал Конфуций , стремиться к достижению "жэнь" , человек может лишь по искреннему желанию сердца , и определить , достиг он этого или нет , может также лишь он сам . 
"Вэнь" - "культура" , "литература" . Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру . Без духовной культуры человек не может стать благородным , это нереально . Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения "вэнь" : "Когда в человеке одерживают верх свойства натуры , получается дикость , когда образованность - одна ученость." Конфуций понимал , что общество не может состоять из одних "жэнь" - оно потеряет жизнеспособность , не будет развиваться , и , в конце концов , регрессирует . Однако нереально и общество , включающее в себя одних "вэнь" - прогресса не будет и в этом случае . По мнению Конфуция , человек должен сочетать в себе естественные страсти ( т.е. природные качества ) и приобретенную ученость . Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность . 
Как же узнать , определить принадлежность человека к определенной категории ? В качестве индикатора здесь используется принцип "хэ" и противоположного ему "тун". Этот принцип можно назвать принципом правдивости , искренности , независимости во взглядах. 
"Благородный муж стремится к хэ , но не стремится к тун , маленький человек напротив , стремится к тун , но не стремится к хэ ." 
Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений Конфуция : "Благородный человек вежлив , но не льстив . Маленький человек льстив , но не вежлив ."  
"Благородный муж стремится к справедливости , поэтому он не может следовать тун . Маленький человек стремится к выгоде , поэтому он не может следовать хэ . 
Обладатель хэ - человек , лишенный жесткого сердца , обладатель тун - человек , обуреваемый льстивыми намерениями . 
Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой , ему чуждо быть со своей компанией . Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией , ему чужды гармония и согласие ."  
Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа . Приобретая хэ , он приобретал все то , что не могли дать ему вэнь и жэнь : самостоятельность мышления , активность и т. д. Именно это превращало его в важную , неотъемлемую часть теории управления государством .  
В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека , он просто говорит о разделе сфер их деятельности . Сло жэнь , по мнению Конфуция , должны выполнять неподобающие благородным людям функции , заниматься черновой работой . Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие свойства , он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек , не пытающийся совладать со своими природными страстями , примером , подражания которому все должны избегать .  
Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао . Что это такое? Дао - одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли . Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-востоковед Алексеев : " Дао - есть сущность , есть нечто статически абсолютное , есть центр круга , вечная точка вне познавании и измерений , нечто единственно правое и истинное ... Оно - самопроизвольное естество Оно для мира вещей , поэта и наития есть Истинный Владыка ...Небесный станок , лепящий формы ... Высшая Гармония , Магнит, притягивающий не противящуюся ему человеческую душу. 
Таково Дао как высшая субстанция , инертный центр всех идей и всех вещей ".* Таким образом Дао - предел человеческих стремлений , но достичь его дано не каждому . Но Конфуций не считал , что достичь Дао невозможно . По его мнению , люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных состояний , если будут неуклонно следовать "установленному для них Дао" . Сопоставляя Дао и человека , Конфуций подчеркивал , что человек - центр всего его учения .  
 
Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов . Умудренный опытом , он понимал , какую опасность несло распространение доносительства , тем более на близких родственников - братьев , родителей . Более того , он понимал , что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса , укрепляющего общество на нравственных началах , и добиться , чтобы общество само отторгало доносительство .  
Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших , о родне . Конфуций считал , что это должно было установить связь между поколениями , обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями , а значит , обеспечить и преемственность традиций , опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям , живущим рядом . Общество , пропитанное таким духом , очень сплочено , а значит и способно к быстрому и эффективному развитию .  
Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях тогдашней китайской деревенской общины , в которой главную роль играло соблюдение традиций , заложенных в глубокой древности . Поэтому древность и все , что с ней связано , ставилось Конфуцием в пример для современников . Однако Конфуций внес и много нового , например , культ грамотности , знаний . Он считал , что каждый член общества обязан стремиться к знанию , прежде всего собственной страны . Знание - атрибут здорового общества . 
Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок "ли" ( в переводе с китайского - правило , ритуал , этикет ) . Этот блок прочно связывался им с жэнь . "Преодолеть себя , чтобы вернуться к ли - жэнь ."* Благодаря "ли" Конфуцию удалось связать воедино общество и государство , соединив две важные части своего учения . 
Конфуций считал , что благополучное материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности . Он говорил , что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности . В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества . 
В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами о людях . Чтобы продлить свое существование , общество обязано рационально относится к природе . 
Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы : 
1) Чтобы стать достойным членом общества , нужно углублять свои знания о природе . Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества , особенно развития знаний об окружающем мире , и дополняет его .  
2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение . Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями , пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии . 
3) Бережное отношение как к живому миру , так и к природным ресурсам . Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов . Он понимал , что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества , так и для всей планеты в целом . 
4) Регулярное благодарение Природе . Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления . 
 
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством .  
Все управление государством должно базироваться на "ли" . Значение "ли" здесь очень объемно . Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам , и честность , и искренность , стремление к собственному самоусовершенствованию , вежливость и пр. ,причем вежливость , по мнению Конфуция , обязательный элемент для людей , исполняющих государственные функции .  
Согласно схеме Конфуция , правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек . Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью , только большую . Следовательно , править в государстве должны те же принципы , что и в обществе , то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности , всеобщей любви и искренности. 
Исходя из этого , Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам , считая , что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и , по его мнению , нарушает основы управления государством . Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов , он считал , что все , насильственно навязываемое человеку сверху , не дойдет до души и сердца последнего , а значит , неспособно эффективно функционировать . Каркас модели государственного устройства , предложенной Конфуцием , - Правила . Принципом , придающим им жизнеспособность , является принцип "хэ".  
К тому же в создании их , по мысли Конфуция , принимали участие все члены общества . В условиях , когда управление государством и народом предполагалось на основании "ли" , эти Правила выполняли роль закона. 
Правитель обязан следить за выполнением Правил , а также смотреть , чтобы общество не сошло с истинного пути . Концепция за данности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая . Политики искали решения насущных проблем в "идеальном" прошлом .  
Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы : 
1) Управляющие  
2) Управляемые 
Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей . По мнению Конфуция , это должны быть люди , обладающие качествами Цзюнь-цзы . Именно они должны осуществлять власть в государстве . Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных . Их роль заключается в воспитании народа , направлении его на правильный путь . При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье . Управляющие - отцы народа .  
Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао: 
1) Чувство самоуважения . Конфуций считал , что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений . Это просто необходимо , учитывая беспрекословное подчинение народа правителю . 
2) Чувство ответственности . Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ . Это качество также присуще Цзюнь-цзы . 
3) Чувство доброты при воспитании народа . Правитель , обладающий чувством доброты , способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества , образованность , а значит , и обеспечить прогресс всего общества .  
4) Чувство справедливости . Это чувство должно быть развито особенно у людей , от чьей справедливости зависит благосостояние общества .  
Даже будучи сторонником авторитарной системы , Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти , и в своей модели ограничивал права царя , большое значение придавая тому , чтобы основные решения принимались не одним человеком , а группой лиц . По мнению Конфуция , это исключало возможность субъективного подхода к ращению различных проблем. 
Выделяя главное место в своей системе человеку , Конфуций , тем не менее , признавал высшую над людьми волю , Волю Неба . На его взгляд , Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли .  
Уделяя основное внимание управляющим людям , Конфуций подчеркивал , что главный фактор стабильности государства - доверие народа . Власть , которой не доверяет народ , обречена на отдаление от него , а значит , на неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества . 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Учение Конфуция , появившись на основе древнекитайских религиозных и философских учений , тем не менее очень сильно отличается от них , а по некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними . Одним из таких противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их приоритете перед природой . Если древнекитайские учения считают совершенным заведенный в природе порядок и , как следствие , идеальным все, что создано не трудом человека , то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке . Предметом первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество , и , как его составная часть , конкретный живой человек . Одним из первых Конфуций дал свое объяснение силам , движущим человеком . Давая это объяснение , он ввел ряд совершенно новых понятий , неизвестных ранее . Некоторые из них , такие как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь , на долгое время определили не только параметры развития политической культуры , но во многом и судьбу духовной культуры всей китайской нации . Впервые в истории культуры была создана реальная модель идеального человека , оказавшая огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни китайской нации . В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций высказал мысль о том , что главное в жизни , то есть то , к чему должен стремиться человек , не замыкается на достижении личной гармонии с природой , а включает в себя прежде всего достижение гармонии с самим собой и гармонии с обществом . Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том , что главное для человека - гармония с себе подобными . Высказав это предположение , он связал воедино совершенно разные до него области человеческой исследовательской деятельности - государство , общество и , наконец , самого человека . Три его учения связаны едиными понятиями , переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом учении новые свойства . Одним из первых Конфуций создал реальную модель государственного устройства , способную воплотиться в жизнь при наличии определенного уровня духовного развития общества . Таким образом , создав свое учение , Конфуций стал первым человеком , который высказал и подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества . 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.ЛИТЕРАТУРА 
 
1) "Древнекитайская философия ." т.1,2 М.-1972г. 
2) Алексеев В. М. "Китайская литература (Избранные труды)" М.-1978г. 
3) Переломов Л.С. "Конфуций : жизнь , учение , судьба ."М.-1989г. 
4) "Конфуций . Изречения ." Изд-во МГУ М.-1992г. 
5) "Конфуций , его жизнь и учение ."




Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"