Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 21:42, контрольная работа
Конфуцианство - философское учение , появившееся в Древнем Китае . Создателем конфуцианства был Кун - Цю ( Конфуций ).
Крупнейший ученый своего времени , он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний . Пытаясь объяснить их , он , руководствуясь собственным опытом , предложил ряд интереснейших идей . Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного , ради чего и живет человек .
Конфуций родился в 551 году до нашей эры . отцом его был великий воин своего времени , прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ . Шу Лянхэ в момент появления Конфуция был уже немолод.
I. Введение
II. Учение Конфуция
а)Учение о человеке
б)Учение об обществе
в)Учение о государстве
III. Заключение
IV. Список литературы
Министерство сельского хозяйства РФ
Саратовский государственный аграрный университет
им. Н.И. Вавилова
Астраханский филиал
Контрольная работа
по предмету
Культурология
Астрахань 2013 г
Конфуцианство как культурный пласт
I. Введение
II. Учение Конфуция
а)Учение о человеке
б)Учение об обществе
в)Учение о государстве
III. Заключение
IV. Список литературы
I. ВВЕДЕНИЕ
Конфуцианство - философское учение ,
появившееся в Древнем Китае . Создателем
конфуцианства был Кун - Цю ( Конфуций ).
Крупнейший ученый своего времени , он
одним из первых заинтересовался человеческой
сущностью, смыслом человеческой жизни,
истоками человеческих стремлений и желаний
. Пытаясь объяснить их , он , руководствуясь
собственным опытом , предложил ряд интереснейших
идей . Вся жизнь Конфуция прошла в поисках
того главного , ради чего и живет человек
.
Конфуций родился в 551 году до нашей эры
. отцом его был великий воин своего времени
, прославившийся своими подвигами Шу
Лянхэ . Шу Лянхэ в момент появления Конфуция
был уже немолод.
К тому времени у него уже было девять
дочерей , что делало его очень несчастным
. Ему нужен был достойный продолжатель
древнего аристократического рода . Старший
сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения
и воин не решался сделать его своим наследником
. Поэтому когда его третья жена забеременела
, Шу поспешил совершить богослужение
в глиняном гроте ( по представлениям китайцев
, глиняный грот священен ) . В этом гроте
и родился Учитель одного из самых многочисленных
философских течений. Счастливый отец
назвал его Цю ( в переводе с китайского
- "холм" ) и дал прозвище Чжун Ни (
Чжун - второй из братьев , Ни - глина ) .Ребенок
унаследовал родовое имя Кун и был известен
позднее как Кун Цю или Чжун Ни . Когда
мальчику было два года и три месяца ( китайцы
считают возраст ребенка с момента зачатия
) , Шу Лянхэ скончался. Две предыдущие
жены Шу Лянхэ , ненавидевшие молодую мать
наследника , не стали сдерживать свою
ненависть к ней , и , вырвав сына из атмосферы
дрязг и скандалов , женщина вернулась
в свой родной город .
Однако родители не согласились принять
ее в дом , который она опозорила , выйдя
замуж раньше двух старших сестер, да еще
за человека намного старше. Поэтому мать
с маленьким Конфуцием поселились отдельно
от всех . Жили они очень замкнуто , однако
мальчик рос веселым и общительным, много
играл со сверстниками . Уже тогда он отличался
от них обостренным восприятием несправедливости
, чувством особой любви к родителям , знанием
многих религиозных обрядов ( его мать
, выполняя долг жены , каждый день читала
молитвы по усопшему мужу ) . Несмотря на
бедность , мать растила его достойным
преемником знаменитого отца . Конфуций
знал историю своего рода, насчитывающую
не одно столетие . Узнав об опыте своих
предков , среди которых были талантливые
люди , проявившие себя во многих областях
человеческой деятельности , он сделал
вывод , что одной военной доблести недостаточно
для достижения желаемого , нужны и другие
достоинства . Когда Конфуцию было семнадцать
лет , умерла его мать , которой в ту пору
едва исполнилось тридцать восемь лет
. Это был жестокий удар судьбы .
С огромным трудом Конфуций разыскал могилу
отца ( ни его , ни даже его мать старшие
жены не пустили проводить Шу Лянхэ в последний
путь ) и в соответствии в религиозными
обрядами похоронил рядом мать.
Выполнив свой сыновний долг , юноша возвращается
домой и живет один . Из-за бедности он
вынужден был делать даже женскую работу
, которой раньше занималась его умершая
мать . О том , как Конфуций относился к
работе , не соответствовавшей его происхождению
, разные источники сообщают по-разному
, но мне кажется более вероятным , что
отвращения к "низкому" труду он не
испытывал . В то же время Конфуций помнил
о своей принадлежности к высшим слоям
общества и был подвергнут огромному унижению
на одном обеде . В то время в Китае разбогатевшие
мещане всячески старались наладить дружественные
отношения с представителями низших слоев
аристократии и давали для них званые
обеды . На один из таких обедов пришел
и Конфуций , однако был остановлен стражем
, который сказал юноше , что ему не место
среди знатных людей . Этот случай Конфуций
запомнил на всю жизнь . В то время Конфуций
усиленно занимается самообразованием
. Судьба , словно в компенсацию за неудачно
начавшуюся жизнь наделила его здоровьем
, недюжинной силой , природным умом . В
девятнадцать лет он женится на девушке
, которая сопровождала его всю свою жизнь
, и вскоре у них рождается сын , названный
Ли ( карп ) . Выполняя обязанности отца
семейства , Конфуций поступает на службу
богатому аристократу Цзи , сначала управляющим
складов , затем домашним слугой и учителем
. Здесь впервые убедился Конфуций в необходимости
образованности .
Служил Конфуций до обретения зрелости
, чувство которой пришло к нему в возрасте
тридцати лет . Позднее он скажет : "
В пятнадцать лет я обратил свои помыслы
к учебе . В тридцать лет я обрел самостоятельность
. В сорок лет я освободился от сомнений.
В шестьдесят лет я научился отличать
правду от неправды. В семьдесят лет я
стал следовать желаниям моего сердца
и не нарушал ритуала ".* К тридцати годам
сложились и основные его этико-философские
концепции , в основном касающиеся управления
государством и обществом . Более четко
сформулировав эти концепции , Конфуций
открывает частную школу , появляются
первые ученики , некоторые из них сопровождали
своего Учителя в течении всей своей жизни
. Желая использовать свои учения в практической
деятельности , Конфуций присоединяется
к изгнанному высшей аристократией царю
и бежит в соседнее царство . Там он знакомится
с советником могущественного царя Цзин
Гуна Янь Ином и , беседуя с ним , производит
очень хорошее впечатление . Воспользовавшись
этим , Конфуций добивается встречи с самим
царем , и ,разговаривая с ним , потрясает
Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний
, смелостью и необычностью суждений ,
интересностью взглядов , высказывает
свои рекомендации по управлению государством
.
Возвратившись в родное царство , Конфуций
становится известным человеком . По личным
мотивам он отказывается от нескольких
возможностей стать чиновником . Однако
вскоре отвечает согласием на приглашение
царя Дин-гуна и , продвигаясь по служебной
лестнице , занимает пост сычкоу ( главного
советника самого царя ) . На этом посту
Конфуций прославился многими мудрыми
решениями . Вскоре обеспокоенное его
увеличивающимся влиянием окружение царя
вынуждает его "добровольно" покинуть
свой пост . После этого для Конфуция наступает
пора странствий .
Долгие четырнадцать лет он в окружении
учеников путешествует по Китаю , прославившись
еще больше . Однако его желание вернуться
на родину усиливается , и вскоре при содействии
одного из бывших учеников Конфуций с
большими почестями возвращается домой
как очень уважаемый человек . К его помощи
прибегают цари , многие из которых зовут
его к себе на службу . Но Конфуций прекращает
поиски "идеального" государства
и все больше внимания уделяет своим ученикам
. Вскоре он открывает частную школу . С
целью сделать ее более доступной Учитель
назначает минимальную плату за обучение
. После нескольких лет преподавания в
своей школе на семьдесят четвертом году
жизни Конфуций умирает . Произошло это
в 478 году до нашей эры .
II. Учение Конфуция
Учение Конфуция можно
разделить на три тесно взаимосвязанные
условные части , объединяемые идеей центральности человека
во всем конфуцианстве . Первое и главное
во всех трех учениях - само Учение о человеке.
Конфуций создавал свое учение на основе
личного опыта . На основе личного общения
с людьми вывел закономерность о том ,
что нравы в обществе со временем падают
. Разбил людей на три группы :
1) Распущенные
2) Сдержанные
3) Глупцы
Приводя примеры , характеризующие поведение
людей , принадлежащих к определенной
группе , доказал это утверждение и попытался
найти причины данного явления , и , как
следствие , силы , движущие людьми в процессе
жизнедеятельности . Анализируя и делая
выводы Конфуций пришел к мысли , выраженной
в одном изречении : " Богатство и знатность
- вот к чему стремятся все люди . Если не
установить для них Дао в достижении этого
, они этого не достигнут . Бедность и презренность
- вот что ненавидят все люди . Если не установить
для них Дао в избавлении от этого , они
от этого не избавятся ".* Эти два основные
стремления Конфуций считал заложенными
в человеке от рождения , то есть биологически
предопределенными . Поэтому эти факторы
по мнению Конфуция определяют как поведение
отдельных индивидуумов , так и поведение
больших коллективов , то есть и этноса
в целом . К природным факторам Конфуций
относился отрицательно , и высказывания
его на этот счет очень пессимистичны
: " Я никогда не встречал человека ,
который , заметив свою ошибку , решился
бы сам осудить себя ." На основе далеко
не идеальности природных факторов Конфуций
даже вступил в противоречие с древнекитайскими
учениями , принимавшими идеальность природных
творений за аксиому .
Целью своего учения Конфуций ставил постижение
смысла человеческой жизни , главным для
него было уяснить скрытую природу человека
, то , что движет им и его стремлениями
. По обладанию определенными качествами
и отчасти положению в обществе Конфуций
разделил людей на три категории :
1) Цзюнь-цзы ( благородный муж ) - занимает
одно из центральных мест во всем учении
. Ему отведена роль идеального человека
, примера для подражания двум остальным
категориям .
2) Жэнь - обычные люди , толпа . Среднее
между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .
3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в учении
используется в основном в сочетании с
Цзюнь-цзы , только в отрицательном значении.
Конфуций выразил свои мысли об идеальном
человеке , написав: "Благородный муж
думает прежде всего о девяти вещах - о
том , чтобы видеть ясно , о том , чтобы слушать
четко , о том , чтобы лицо было приветливым
, о том , чтобы речь была искренней , о том
, чтобы действия были осторожными , о необходимости
спрашивать других , когда возникают сомнения
, о необходимости помнить о последствиях
своего гнева , о необходимости помнить
о справедливости , когда есть возможность
извлечь пользу.
Смысл жизни благородного человека заключается
в достижении Дао , материальное благополучие
отходит на второй план : "Благородный
муж беспокоится лишь о том , что не может
постичь Дао , его не волнует нищета"
. Какими же качествами должен обладать
Цзюнь-цзы ? Конфуций выделяет два фактора
: "жэнь" и "вэнь" . Иероглиф ,
обозначающий первый фактор , можно перевести
как "благорасположенность" . По мнению
Конфуция , благородный человек должен
относится к людям очень гуманно ,ведь
гуманность по отношению друг к другу
является одним из основных положений
учения Конфуция . Составленная им космогоническая
схема рассматривает жизнь как подвиг
самопожертвования , в результате которого
и возникает этически полноценное общество
. Еще один вариант перевода - "человечность"
. Благородный человек всегда правдив
, не подстраивается под других. "Человечность
редко сочетается с искусными речами и
умильным выражением лица".
Определить наличие в человеке этого фактора
очень сложно , прак-тически невозможно
со стороны. Как считал Конфуций , стремиться
к достижению "жэнь" , человек может
лишь по искреннему желанию сердца , и
определить , достиг он этого или нет ,
может также лишь он сам .
"Вэнь" - "культура" , "литература"
. Благородный муж должен иметь богатую
внутреннюю культуру . Без духовной культуры
человек не может стать благородным , это
нереально . Но в то же время Конфуций предостерегал
от чрезмерного увлечения "вэнь"
: "Когда в человеке одерживают верх
свойства натуры , получается дикость
, когда образованность - одна ученость."
Конфуций понимал , что общество не может
состоять из одних "жэнь" - оно потеряет
жизнеспособность , не будет развиваться
, и , в конце концов , регрессирует . Однако
нереально и общество , включающее в себя
одних "вэнь" - прогресса не будет
и в этом случае . По мнению Конфуция , человек
должен сочетать в себе естественные страсти
( т.е. природные качества ) и приобретенную
ученость . Это дано не каждому и добиться
этого может лишь идеальная личность .
Как же узнать , определить принадлежность
человека к определенной категории ? В
качестве индикатора здесь используется
принцип "хэ" и противоположного
ему "тун". Этот принцип можно назвать
принципом правдивости , искренности ,
независимости во взглядах.
"Благородный муж стремится к хэ , но
не стремится к тун , маленький человек
напротив , стремится к тун , но не стремится
к хэ ."
Более полно характер этого принципа можно
уяснить из следующих изречений Конфуция
: "Благородный человек вежлив , но не
льстив . Маленький человек льстив , но
не вежлив ."
"Благородный муж стремится к справедливости
, поэтому он не может следовать тун . Маленький
человек стремится к выгоде , поэтому он
не может следовать хэ .
Обладатель хэ - человек , лишенный жесткого
сердца , обладатель тун - человек , обуреваемый
льстивыми намерениями .
Благородный муж стремится к гармонии
и согласию с другими и с самим собой ,
ему чуждо быть со своей компанией . Маленький
человек стремится быть заодно со своей
компанией , ему чужды гармония и согласие
."
Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного
Мужа . Приобретая хэ , он приобретал все
то , что не могли дать ему вэнь и жэнь :
самостоятельность мышления , активность
и т. д. Именно это превращало его в важную
, неотъемлемую часть теории управления
государством .
В то же время Конфуций не осуждает и маленького
человека , он просто говорит о разделе
сфер их деятельности . Сло жэнь , по мнению
Конфуция , должны выполнять неподобающие
благородным людям функции , заниматься
черновой работой . Одновременно Конфуций
использовал образ маленького человека
в воспитательных целях. Придав ему практически
все отрицательные человеческие свойства
, он сделал Сло Жэнь примером того, к чему
скатится человек , не пытающийся совладать
со своими природными страстями , примером
, подражания которому все должны избегать
.
Во многих изречениях Конфуция фигурирует
Дао . Что это такое? Дао - одна из основных
категорий древнекитайской философии
и этико-политической мысли . Лучше всех
это понятие попытался раскрыть знаменитый
русский ученый-востоковед Алексеев :
" Дао - есть сущность , есть нечто статически
абсолютное , есть центр круга , вечная
точка вне познавании и измерений , нечто
единственно правое и истинное ... Оно -
самопроизвольное естество Оно для мира
вещей , поэта и наития есть Истинный Владыка
...Небесный станок , лепящий формы ... Высшая
Гармония , Магнит, притягивающий не противящуюся
ему человеческую душу.
Таково Дао как высшая субстанция , инертный
центр всех идей и всех вещей ".* Таким
образом Дао - предел человеческих стремлений
, но достичь его дано не каждому . Но Конфуций
не считал , что достичь Дао невозможно
. По его мнению , люди могут осуществить
свои стремления и даже избавиться от
ненавистных состояний , если будут неуклонно
следовать "установленному для них
Дао" . Сопоставляя Дао и человека , Конфуций
подчеркивал , что человек - центр всего
его учения .
Конфуций жил в период внедрения в китайское
общество системы доносов . Умудренный
опытом , он понимал , какую опасность несло
распространение доносительства , тем
более на близких родственников - братьев
, родителей . Более того , он понимал , что
такое общество просто не имеет будущего.
Конфуций улавливал необходимость срочной
выработки каркаса , укрепляющего общество
на нравственных началах , и добиться ,
чтобы общество само отторгало доносительство
.
Именно поэтому решающей мыслью в учении
проходит забота о старших , о родне . Конфуций
считал , что это должно было установить
связь между поколениями , обеспечить
полную связанность современного общества
с предыдущими его стадиями , а значит
, обеспечить и преемственность традиций
, опыта и т.д. Также важное место в учении
занимает чувство уважения и любви к людям
, живущим рядом . Общество , пропитанное
таким духом , очень сплочено , а значит
и способно к быстрому и эффективному
развитию .
Взгляды Конфуция базировались на нравственных
категориях и ценностях тогдашней китайской
деревенской общины , в которой главную
роль играло соблюдение традиций , заложенных
в глубокой древности . Поэтому древность
и все , что с ней связано , ставилось Конфуцием
в пример для современников . Однако Конфуций
внес и много нового , например , культ
грамотности , знаний . Он считал , что каждый
член общества обязан стремиться к знанию
, прежде всего собственной страны . Знание
- атрибут здорового общества .
Все критерии нравственности объединялись
Конфуцием в общий поведенческий блок
"ли" ( в переводе с китайского - правило
, ритуал , этикет ) . Этот блок прочно связывался
им с жэнь . "Преодолеть себя , чтобы
вернуться к ли - жэнь ."* Благодаря "ли"
Конфуцию удалось связать воедино общество
и государство , соединив две важные части
своего учения .
Конфуций считал , что благополучное материальное
состояние общества было немыслимо без
воспитательной проповедческой деятельности
. Он говорил , что благородные люди должны
оберегать и распространять в народе нравственные
ценности . В этом Конфуций видел одну
из важнейших составных частей здоровья
общества .
В отношениях общества с природой Конфуций
также руководствовался заботами о людях
. Чтобы продлить свое существование ,
общество обязано рационально относится
к природе .
Конфуций вывел четыре основополагающих
принципа взаимоотношения общества и
природы :
1) Чтобы стать достойным членом общества
, нужно углублять свои знания о природе
. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция
о необходимости образованности общества
, особенно развития знаний об окружающем
мире , и дополняет его .
2) Только природа способна дать человеку
и обществу жизненную силу и вдохновение
. Этот тезис напрямую перекликается с
древнекитайскими учениями , пропагандирующими
невмешательство человека в природные
процессы и лишь созерцание их в поисках
внутренней гармонии .
3) Бережное отношение как к живому миру
, так и к природным ресурсам . Уже в то
время Конфуций предостерегал человечество
от бездумного расточительного подхода
к использованию природных ресурсов .
Он понимал , что в случае нарушения существующих
в природе балансов могут возникнуть необратимые
последствия как для человечества , так
и для всей планеты в целом .
4) Регулярное благодарение Природе . Этот
принцип уходит корнями в древнекитайские
религиозные представления .
Конфуций высказывал несколько своих
пожеланий об устройстве и принципах руководства
идеальным государством .
Все управление государством должно базироваться
на "ли" . Значение "ли" здесь
очень объемно . Жэнь здесь включает в
себя и любовь к родственникам , и честность
, и искренность , стремление к собственному
самоусовершенствованию , вежливость
и пр. ,причем вежливость , по мнению Конфуция
, обязательный элемент для людей , исполняющих
государственные функции .
Согласно схеме Конфуция , правитель возвышается
над главой своей семьи лишь на несколько
ступенек . Подобный универсальный подход
превращал государство в обычную семью
, только большую . Следовательно , править
в государстве должны те же принципы ,
что и в обществе , то есть проповедуемые
Конфуцием отношения гуманности , всеобщей
любви и искренности.
Исходя из этого , Конфуций отрицательно
отнесся к вводимым в то время в некоторых
царствах Китая фиксированным законам
, считая , что равенство всех перед законом
базируется на насилии над личностью и
, по его мнению , нарушает основы управления
государством . Была и еще одна причина
неприятия Конфуцием законов , он считал
, что все , насильственно навязываемое
человеку сверху , не дойдет до души и сердца
последнего , а значит , неспособно эффективно
функционировать . Каркас модели государственного
устройства , предложенной Конфуцием ,
- Правила . Принципом , придающим им жизнеспособность
, является принцип "хэ".
К тому же в создании их , по мысли Конфуция
, принимали участие все члены общества
. В условиях , когда управление государством
и народом предполагалось на основании
"ли" , эти Правила выполняли роль
закона.
Правитель обязан следить за выполнением
Правил , а также смотреть , чтобы общество
не сошло с истинного пути . Концепция
за данности с ориентацией на древность
оказала огромное влияние на дальнейшее
ход развития политической мысли Китая
. Политики искали решения насущных проблем
в "идеальном" прошлом .
Людей Конфуций разделил по отношению
к управлению государством на две группы
:
1) Управляющие
2) Управляемые
Наибольшее внимание в этой части Учения
уделяется первой группе людей . По мнению
Конфуция , это должны быть люди , обладающие
качествами Цзюнь-цзы . Именно они должны
осуществлять власть в государстве . Их
высокие нравственные качества должны
быть примером для всех остальных . Их
роль заключается в воспитании народа
, направлении его на правильный путь .
При сравнении с семьей видна явная аналогия
между Цзюнь-цзы в государстве и отцом
в семье . Управляющие - отцы народа .
Для управляющих Конфуций вывел четыре
Дао:
1) Чувство самоуважения . Конфуций считал
, что только уважающие себя люди способны
проявить уважение к народу при вынесении
каких-либо решений . Это просто необходимо
, учитывая беспрекословное подчинение
народа правителю .
2) Чувство ответственности . Правитель
должен чувствовать ответственность за
управляемый им народ . Это качество также
присуще Цзюнь-цзы .
3) Чувство доброты при воспитании народа
. Правитель , обладающий чувством доброты
, способен лучше воспитать народ повысить
его моральные качества , образованность
, а значит , и обеспечить прогресс всего
общества .
4) Чувство справедливости . Это чувство
должно быть развито особенно у людей
, от чьей справедливости зависит благосостояние
общества .
Даже будучи сторонником авторитарной
системы , Конфуций был противником излишней
абсолютизации царской власти , и в своей
модели ограничивал права царя , большое
значение придавая тому , чтобы основные
решения принимались не одним человеком
, а группой лиц . По мнению Конфуция , это
исключало возможность субъективного
подхода к ращению различных проблем.
Выделяя главное место в своей системе
человеку , Конфуций , тем не менее , признавал
высшую над людьми волю , Волю Неба . На
его взгляд , Цзюнь-цзы способны правильно
интерпретировать земные проявления этой
воли .
Уделяя основное внимание управляющим
людям , Конфуций подчеркивал , что главный
фактор стабильности государства - доверие
народа . Власть , которой не доверяет народ
, обречена на отдаление от него , а значит
, на неэффективность управления и в этом
случае неизбежен регресс общества .
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учение Конфуция , появившись на основе
древнекитайских религиозных и философских
учений , тем не менее очень сильно отличается
от них , а по некоторым вопросам даже вступает
в противоречие с ними . Одним из таких
противоречий является мнение о первостепенности
общественных отношений и их приоритете
перед природой . Если древнекитайские
учения считают совершенным заведенный
в природе порядок и , как следствие , идеальным
все, что создано не трудом человека , то
Конфуций первым подверг это сомнению
и доказал свои утверждения далеко не
идеальностью природного начала в человеке
. Предметом первостепенной важности у
Конфуция считается человеческое общество
, и , как его составная часть , конкретный
живой человек . Одним из первых Конфуций
дал свое объяснение силам , движущим человеком
. Давая это объяснение , он ввел ряд совершенно
новых понятий , неизвестных ранее . Некоторые
из них , такие как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь
, на долгое время определили не только
параметры развития политической культуры
, но во многом и судьбу духовной культуры
всей китайской нации . Впервые в истории
культуры была создана реальная модель
идеального человека , оказавшая огромное
воздействие на форму национального характера
и духовной жизни китайской нации . В противоречие
предыдущим ему восточным учениям Конфуций
высказал мысль о том , что главное в жизни
, то есть то , к чему должен стремиться
человек , не замыкается на достижении
личной гармонии с природой , а включает
в себя прежде всего достижение гармонии
с самим собой и гармонии с обществом .
Именно Конфуций первым на Востоке высказал
мысль о том , что главное для человека
- гармония с себе подобными . Высказав
это предположение , он связал воедино
совершенно разные до него области человеческой
исследовательской деятельности - государство
, общество и , наконец , самого человека
. Три его учения связаны едиными понятиями
, переходящими из одного учения в другое
и приобретающими в каждом учении новые
свойства . Одним из первых Конфуций создал
реальную модель государственного устройства
, способную воплотиться в жизнь при наличии
определенного уровня духовного развития
общества . Таким образом , создав свое
учение , Конфуций стал первым человеком
, который высказал и подтвердил первостепенность
человеческой личности для всего общества
.
IV.ЛИТЕРАТУРА
1) "Древнекитайская философия ." т.1,2
М.-1972г.
2) Алексеев В. М. "Китайская литература
(Избранные труды)" М.-1978г.
3) Переломов Л.С. "Конфуций : жизнь , учение
, судьба ."М.-1989г.
4) "Конфуций . Изречения ." Изд-во МГУ
М.-1992г.
5) "Конфуций , его жизнь и учение ."