Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:22, контрольная работа

Описание работы

Общность черт национального характера русского народа формировалась в условиях многовекового сопротивления натиску иноземных захватчиков. На основе древнерусской народности, из единого корня которой выросли также украинская и белорусская народности, сложилась великорусская народность. Центрами её формирования явились Ростов, Суздаль, Владимир и Москва, т. е. территории, ранее населённые восточнославянскими племенами.

Содержание работы

Введение…………..……………………….……………………..3
1.Фольклор и литература…………………………….……………4
2.Архитектура……………………………..……………………….6
3.Живопись……………………….. ….…………………………..10
Заключение……………………………………………………...13
Тест………………………………………………………………14
Список литературы………………………………….………….15

Файлы: 1 файл

Культорология 22 вариант.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

       Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в Москве с   огромным одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры   (граненый руст, парные окна, ренессансный карниз), но вся композиция   дворца, слагавшаяся из отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка  к композиции деревянных хором.

       В архитектуре  Успенского собора Московского  Кремля, который было предложено  строить наподобие одноименного  собора XII в. во Владимире, традиции  владимиро-суздальского зодчества  подверглись существенному переосмыслению. Величественный пятикупольный храм с редкими щелевидными окнами, прорезанными в могучих барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по пропорциям и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим контрастом несколько суровым фасадам собора  служит интерьер с шестью равномерно расставленными высокими тонкими столбами, придающими ему вид парадного зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным образцом для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попытка перенести в русский храм мотивы  раннего венецианского Возрождения привела к несоответствию ярусных членений фасада.     

Рост Русского государства и  национального самосознания после  свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в. Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV   –  XV вв. с монументальностью соборов XVI в. В каменных церквях-башнях ведущими стали формы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг  прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом или же башни с куполами окружали центральную, крытую шатром башню. Преобладание вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремленную в высь композицию храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых «гульбищ», а нарядный декор придавал сооружению праздничную торжественность.

 

 

3. Живопись

  Впервые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается живопись.

       В XIV в. с  началом широкого строительства  каменных храмов возрождается  фресковая живопись. Фрески собора  Снетогорского монастыря близ Пскова по стилю еще близки к росписям Новгорода типа нередицких. Новгородские росписи 2-й половины XIV в. более свободны по характеру. Одни из них исполнены выходцами из Византии: фрески церквей Спаса на Ильине улице и Успения на Волотовом поле. Другие написаны южными славянами: фрески церквей Спаса на Ковалеве и Рождества на кладбище и церкви Михаила Архангела Сковородского монастыря.

       Наиболее впечатляющи  фрески церкви Спаса на Ильине  улице, исполненные Феофаном Греком, а так же фрески Волотова, поразительные по одухотворенной патетике образов и артистизму. Росписи Феофана по их суровой выразительности, исключительной свободе композиции и письма не имеют себе равных не только на Руси, но и в Византии. Хорошо сохранились  фрески угловой камеры на хорах: образы, воплощающие аскетические идеалы,   отличаются психологической напряженностью, техника письма – динамикой и  оригинальностью приемов, колорит предельной сдержанностью. Божество и святые предстают у Феофана в виде грозной силы, предназначенной управлять человеком и напоминать ему о подвигах во имя высшей идеи. Их  темные лики с бегло положенными белыми бликами, по контрасту с которыми приобретают особую звучность разбеленные желтые, малиновые, синие тона одежд, оказывают на зрителя непосредственное и глубокое воздействие. Фрески церкви Федора Стратилата стилистически близки к росписям Спаса на Ильине улице. Возможно, что в их исполнении участвовали русские мастера,учившиеся у греков.

     Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся более свободным и живописным. Произведения Псковских иконописцев XIV в. выделяются смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным на сочетании оранжево-красных, зеленых, коричневых и желтых тонов.   Сумрачная выразительность образов святых на псковских иконах   обнаруживает их известную близость к работам Феофана Грека.

       На севере в  XIV в. сложилась вологодская школа  живописи. Ее известный   представитель  – иконописец Дионисий Глушицкий.  В вологодских иконах   преобладают  темные, несколько приглушенные тона. Стойкие на севере   архаические традиции делают иконы северного письма XIV-XV вв. нередко   похожими по стилю на памятники более раннего периода.

       Расцвет новгородской  живописи произошел в XV в. На  новгородских   иконах – специфический подбор святых: Илья, Василий, Флор и Лавр,   Параскева Пятница, Анастасия, Никола, Георгий. Они ассоциировались в   народном сознании с силами природы и были призваны охранять человека,   его дом и хозяйство. Иконография обнаруживает следы воздействия   языческих пережитков, фольклора, местных исторических событий, быта.   Необычайная активность и известный демократизм общественной жизни   Новгорода способствовали сложению в местной живописи особого идеала   человека – решительного, энергичного, сильного. Новгородским иконам   свойственны уверенный жестковатый рисунок, симметрические композиции, яркие холодные тона.

       С конца XIV –  начала  XV вв. усиливается художественная  роль Москвы.   Здесь работали  Феофан Грек, Прохор с Городца,  Андрей Рублев, Даниил   Черный. В иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, Феофан   немного увеличил размеры икон Христа, богоматери и святых и достиг   четкой выразительности силуэта («деисусный чин»). Этот чин имел большое   значение для последующего развития русского высокого иконостаса.   Созданная Феофаном в Москве школа стимулировала развитие местных   мастеров, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль. В 1408   году Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили новую роспись Успенского   собора во Владимире. Эти фрески в традиционных иконографических образах   раскрывают глубокий духовный мир и мысли современников. Просветленные   благожелательные лица апостолов, ведущих за собой народ, мягкие   гармоничные тона живописи пронизаны чувством умиротворения. Написанные   несколько позже Рублевым иконы звенигородского чина – чисто русская   интерпретация темы деисуса. Образ благословляющего Христа полон   внутренней силы и мудрого спокойствия. Рублев обладал редким даром   воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояния   человека. В его работах не смену внутреннему смятению аскетической   отрешенности образов Феофана приходят красота душевного равновесия и  сила осознанной нравственной правоты.

       Произведения  Рублева, являясь вершиной московской школы живописи,   выражают идеи более широкого, общенационального характера. В   замечательной иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева   монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки   разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. Фигуры ангелов, сидящих, склонив головы друг к другу в безмолвной беседе, образуют круг – символ вечности, а плавные   гармоничные линии навевают настроение светлой сосредоточенной задумчивости. Нежные, тонко согласованные тона, среди которых преобладают золотистый и звонкий голубой, внутренняя свобода точно найденной композиции с ее выразительным ритмом находятся в тесной  взаимосвязи с глубоко человечным замыслом этого гениального произведения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема «Культура Руси XIV-XV веков» прежде всего очень интересна тем, что именно к периоду XIV-XV века относится формирование русской национальной культуры. Национальные элементы отдельных культур, возникнув почти одновременно по всей Европе, в России получают реальную  опору в организации собственного национального Русского государства.

            Национальное своеобразие русской  культуры XIV-XV веков выражено особенно  отчетливо. На всей территории  государства  происходят однородные явления, вызванные возрождением Руси и усилением культурного общения стран.

            Многие черты этого предвозрожденческого  движения сказались на Руси  с большей силою, чем где  бы то ни было. Русская культура XIV-XV веков несет в себе, с одной  стороны черты уравновешенной, уверенной в себе древней культуры, опирающейся на сложную культуру древнего Киева и старого города Владимира, а с другой поражает гибким подчинением насущным задачам своего времени.

 

 

Тест 

 

Установите соответствие архитектурных  ордеров Древней Греции и их характерные черты:

 

   А. Дорический

   Б. Ионический

   В. Коринфский

 

  1. Тяжеловесный стиль со строгой геометрически правильной капителью колонн.
  2. Более пышный по сравнению с дорическим стилем, колонна выступает не только как опора, но и как декоративный элемент, изящная капитель с завитками (волютами).
  3. Использует элементы дорического и ионического стилей.

 

Ответ:         А  – 1

                    Б – 2

                    В – 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. История  России  с  древних  времен  до конца XVII в. / Под ред.

   А.М.Сахарова и А.П.Новосельцева., М.- 1996г.

2. Очерки  истории  русской культуры IX-XVII вв. / А.В.Муравьев,

  А.М. Сахаров., М.- 1984г.

3. Культура русского народа X-XVII вв. / Д.С.Лихачев., М.-Л.- 1961г.

4. Русская культура X-XVIII вв / М.Н Тихомиров., М.- 1968г.

5. История русской культуры. / М.Р. Зезина, Л.В.Кошман, В.С.Шульгин., М.- 1990г.

6. Андрей Рублёв / М.В.Алпатов., М.- 1959г.




Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"