Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 02:31, контрольная работа

Описание работы

1. Сравнить традиционную и современную культуру 2. Соотношение цивилизации и культуры

Файлы: 1 файл

шпора на контрольную.docx

— 23.97 Кб (Скачать файл)

1. Сравнить традиционную и современную культуру

Традиционная культура

Современная культура

Культура традиционного общества, Традиционная культура

представлена сказками, преданиями, образами героев и

другими явлениями, в которых  переплетается память о

 значительных событиях в жизни больших групп людей

(в том числе целых  этносов) и вымысел. Чаще всего,  образцы 

народной культуры отражают житейскую мудрость, которая 

дополняется конкретно-историческими 

обстоятельствами, закрепляющимися  и передающимися из

поколения в поколение  рассказами.

современная культура —это множество

самобытных культур, находящихся  в

диалоге и взаимодействии друг с другом, причем

диалог и взаимодействие идут не только

по оси настоящего времени, но и по оси 

“прошлое-будущее”.


 

2. Соотношение  цивилизации и культуры

Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, в  их взаимоотношениях, а также в  создаваемых ими материальных и  духовных ценностях.

Цивилизация - синоним понятия  культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в  его историческом развитии, уровень  общественного развития и материальной культуры, достигнутый в том или  ином обществе; степень и характер развития культуры определённых эпох и народов.

Цивилизация выражает нечто  общее, рациональное,стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, гарантирующий функциональную стабильность общества. Цивилизация определяет общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий.

Культура - есть выражение  индивидуального начала каждого  социума. Исторические этносоциальные культуры есть отражение и выражение в нормах поведения, в правилах жизни и деятельности, в традициях и привычках не общего у разных народов, стоящих на одной цивилизационной ступени, а того, что специфично для их этносоциальной индивидуальности, их исторической судьбы, индивидуальных и неповторимых обстоятельств их прошлого и сегодняшнего бытия, их языка, религии, их географического местоположения, их контактов с другими народами и т.д. Если функция цивилизации - обеспечение общезначимого, стабильного нормативного взаимодействия, то культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках каждой данной общности.

Таким образом, цивилизация - это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует  общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.

3. Этнолингвистическая  классификация народов Черноморско-Каспийского региона

Индоевропейская языковая семья: Славянская группа, Армянская группа, Греческая группа, Иранская группа

Иберийско-кавказская языковая семья

Северо-кавказская группа: Адыго-абхазская подгруппа, Нахско-дагестанская подгруппа(Нахская ветвь, дагестанская ветвь)

Картвельская группа.

Алтайская языковая семья : Тюркская группа, Монгольская группа

4.этноконфессиональная  классификация народов Черноморско-Каспийского  региона

1. Православие

2. Ислам

1)Суннитское направление

2)Шиитское направление

А) ханафитский толк

Б) шафнитский толк

3)Суфийское направление

4) Ваххабизм

Буддизм

Направление ваджраяна(ламаизм)

5.Основные вероучения  ислама и его ритуалы.

Ислам включает следующие  основные догматы, признание которых  за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для каждого  мусульманина:

- Вера в Аллаха.

- Вера в ангелов и  демонов.

- Вера в святость Корана.

- Вера в пророков и  в посланничество Мухаммеда.

- Вера в рай и ад.

- Вера в божественное  предопределение.

- Вера в бессмертие  души, покидающей тело в момент  смерти, а воскресение из мертвых  в день Страшного суда.

Ислам опирается на пять "столпов  веры" (аркан ад-идн), указывающих на важнейшие обязанности мусульманина

Первый обязанность - исповедание  веры, т.е. произнесение шахады ("Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммеда - посланник Аллаха") вслух, понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеждение в ее истине.

Вторая обязанность - молитва (салят). Молитва мусульман состоит  из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением  различных религиозных формул.

Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений.

Четвертой обязанностью каждого  мусульманина (с оговоркой - если у  него есть к тому физическая и материальная возможность), является хаджж - паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама.

Пятой обязанностью мусульманина является закят - обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих.

6. Сравнение суннизма и  шиизма

Cуннизм

Шиизм

Отношение к Пророку.

Для суннитов Мухаммад был  высшим божественным символом, осуществлявшим непосредственную связь правоверных  с Аллахом.

Шииты воспринимают Пророка прежде всего как отмеченную Аллахом личность, наделённую сакральной благодатью и в силу этого призванную не только управлять, но и передать эту благодать своим потомкам.

Отношение к Али.

 

Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после  смерти Мухаммада, не приемлют идею о  “божественной” природе Али и  праве его потомков на духовное верховенства в мусульманской общине.

Для шиитов важна святость Али, чей авторитет базировался  как на родственной близости к  Пророку, так и на личных качествах, благодаря которым наследственная благодать, выпавшая на долю Мухаммада  и Али, становиться ещё более  весомой и неопровержимой. Вот  почему Али как великий символ шиитов, как решающее звено в их учении был со временем обожествлён  ими не менее, чем Пророк, а в некоторых шиитских сектах даже больше.

Коран.

Коран был канонизирован  при третьем “праведном” халифе `Усмане, сунниты до сегодняшнего дня придерживаются именно этого текста Корана.

Приняв канонический текст  Корана в его усмановской редакции, шииты не были удовлетворены им потому, что в нём не отражена роль Али. Якобы 666 ссур, отражающие роль Али, были выкинуты из Корана суннтами. Существуют даже шиитские версии Корана с добавлением суры “Два светила”, в которой Мухаммад и Али поставлены рядом. Шииты верят, что истинный текст Корана, известный святым имамам, появиться вместе с Махди, после чего правда и справедливость восторжествуют.

Сунна.

Сунна была зафиксирована  в хадисах. Сунниты признают достоверность  канонических сборников хадисов. Всего  существует шесть общепризнанных суннитами и наиболее авторитетных сборников хадисов, составленных аль-Бухари, Муслимом, Абу Даудом, ат-Тирмези, ан-Насаи и Ибн Маджа.

Шииты признают значительную часть хадисов сунны. В противовес остальным они создали собственные  предания - хабара (ахбары). Шиитские ахбары (араб. известия, сообщения)более позднего происхождения по сравнению с сунницкими. Их своеобразная канонизация относится к X - XI вв. Сборники их являются у шиитов законным источником мусульманского права наряду с Кораном. Содержание хадиса иди ахбара делится на две части: сначала идет иснад (опора), то есть как бы ссылка на источник рассказа, в которой перечислены лица, передавшие его. Далее идет матн (текст) предания. Так вот, для шиитов очень важен   иснад  , ибо они признают только тот   матн, который опирается на свидетельство близкого родстввенника Мухаммада. Шииты как бы создали нечто вроде «родственнической» апологии в исламе, явились, как заметил французский исламовед Анри Массэ, мусульманскими легитимистами. Шииты отвергают те предания, которые восходят к соратникам Мухаммада - заведомым противникам Али. Из шиитских собирателей мусульманского священного предания прославились Мухаммад аль-Куммии (ум. 903г.), аль-Кулайни (ум. 939г.), Мухаммад ат-Туси (ум. 1067/8г.).


 

10. характерные черты материальной  и духовной культуры адыгов

Духовная культура:

Моральные принципы адыгагэ:

-Человечность;

-Толерантность;

-Разумность;

-Мужество;

-Честь.

Достижения адыгской культуры:

-адыгский эпос нарты

-верховая езда и коневодство

-неолетическая культура кавказа

-кавказская военизированная  форма одежды

-черкесские сады

-ювелирное золотошвейное  искусство

-танцы ( лезгинка)

11. адыгагэ как нравственный идеал адыгов

Духовная культура:

Моральные принципы адыгагэ:

-Человечность;

-Толерантность;

-Разумность;

-Мужество;

-Честь.

13. этноконфессиональная и этнолингвистическая характеристика народов Дагестана

Этнолингвистическая хар-ка.:

Иберийско-кавказская языковая семья, Северо-кавказская группа,  Нахско-дагестанская подгруппа, Дагестанская ветвь языков.

Этнокофессиональная хар-ка:

Ислам, Суннитское направление  ханафитского толка, шиитское направление, Суфийское направление, Ваххабизм.

14. общие черты и дост. культуры народов Дагестана

15. характерные черты материальной  и духовной культуры калмыцкого  народа


Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"