Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 02:31, контрольная работа
1. Сравнить традиционную и современную культуру 2. Соотношение цивилизации и культуры
1. Сравнить традиционную и современную культуру
Традиционная культура |
Современная культура |
Культура традиционного представлена сказками, преданиями, образами героев и другими явлениями, в которых переплетается память о значительных событиях в жизни больших групп людей (в том числе целых
этносов) и вымысел. Чаще народной культуры отражают житейскую мудрость, которая дополняется конкретно-историческими обстоятельствами, закрепляющимися и передающимися из поколения в поколение рассказами. |
современная культура —это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси “прошлое-будущее”. |
2. Соотношение цивилизации и культуры
Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Цивилизация - синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый в том или ином обществе; степень и характер развития культуры определённых эпох и народов.
Цивилизация выражает нечто общее, рациональное,стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, гарантирующий функциональную стабильность общества. Цивилизация определяет общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий.
Культура - есть выражение индивидуального начала каждого социума. Исторические этносоциальные культуры есть отражение и выражение в нормах поведения, в правилах жизни и деятельности, в традициях и привычках не общего у разных народов, стоящих на одной цивилизационной ступени, а того, что специфично для их этносоциальной индивидуальности, их исторической судьбы, индивидуальных и неповторимых обстоятельств их прошлого и сегодняшнего бытия, их языка, религии, их географического местоположения, их контактов с другими народами и т.д. Если функция цивилизации - обеспечение общезначимого, стабильного нормативного взаимодействия, то культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках каждой данной общности.
Таким образом, цивилизация
- это социокультурное
3. Этнолингвистическая
классификация народов
Индоевропейская языковая семья: Славянская группа, Армянская группа, Греческая группа, Иранская группа
Иберийско-кавказская языковая семья
Северо-кавказская группа: Адыго-абхазская подгруппа, Нахско-дагестанская подгруппа(Нахская ветвь, дагестанская ветвь)
Картвельская группа.
Алтайская языковая семья : Тюркская группа, Монгольская группа
4.этноконфессиональная
классификация народов
1. Православие
2. Ислам
1)Суннитское направление
2)Шиитское направление
А) ханафитский толк
Б) шафнитский толк
3)Суфийское направление
4) Ваххабизм
Буддизм
Направление ваджраяна(ламаизм)
5.Основные вероучения ислама и его ритуалы.
Ислам включает следующие основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для каждого мусульманина:
- Вера в Аллаха.
- Вера в ангелов и демонов.
- Вера в святость Корана.
- Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда.
- Вера в рай и ад.
- Вера в божественное предопределение.
- Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, а воскресение из мертвых в день Страшного суда.
Ислам опирается на пять "столпов веры" (аркан ад-идн), указывающих на важнейшие обязанности мусульманина
Первый обязанность - исповедание веры, т.е. произнесение шахады ("Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммеда - посланник Аллаха") вслух, понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеждение в ее истине.
Вторая обязанность - молитва (салят). Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул.
Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений.
Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой - если у него есть к тому физическая и материальная возможность), является хаджж - паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама.
Пятой обязанностью мусульманина является закят - обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих.
6. Сравнение суннизма и шиизма
Cуннизм |
Шиизм |
Отношение к Пророку. | |
Для суннитов Мухаммад был высшим божественным символом, осуществлявшим непосредственную связь правоверных с Аллахом. |
Шииты воспринимают Пророка прежде всего как отмеченную Аллахом личность, наделённую сакральной благодатью и в силу этого призванную не только управлять, но и передать эту благодать своим потомкам. |
Отношение к Али. |
|
Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммада, не приемлют идею о “божественной” природе Али и праве его потомков на духовное верховенства в мусульманской общине. |
Для шиитов важна святость
Али, чей авторитет базировался
как на родственной близости к
Пророку, так и на личных качествах,
благодаря которым |
Коран. | |
Коран был канонизирован при третьем “праведном” халифе `Усмане, сунниты до сегодняшнего дня придерживаются именно этого текста Корана. |
Приняв канонический текст Корана в его усмановской редакции, шииты не были удовлетворены им потому, что в нём не отражена роль Али. Якобы 666 ссур, отражающие роль Али, были выкинуты из Корана суннтами. Существуют даже шиитские версии Корана с добавлением суры “Два светила”, в которой Мухаммад и Али поставлены рядом. Шииты верят, что истинный текст Корана, известный святым имамам, появиться вместе с Махди, после чего правда и справедливость восторжествуют. |
Сунна. | |
Сунна была зафиксирована
в хадисах. Сунниты признают достоверность
канонических сборников хадисов. Всего
существует шесть общепризнанны |
Шииты признают значительную
часть хадисов сунны. В противовес
остальным они создали |
10. характерные черты
Духовная культура:
Моральные принципы адыгагэ:
-Человечность;
-Толерантность;
-Разумность;
-Мужество;
-Честь.
Достижения адыгской культуры:
-адыгский эпос нарты
-верховая езда и коневодство
-неолетическая культура кавказа
-кавказская военизированная форма одежды
-черкесские сады
-ювелирное золотошвейное искусство
-танцы ( лезгинка)
11. адыгагэ как нравственный идеал адыгов
Духовная культура:
Моральные принципы адыгагэ:
-Человечность;
-Толерантность;
-Разумность;
-Мужество;
-Честь.
13. этноконфессиональная и этнолингвистическая характеристика народов Дагестана
Этнолингвистическая хар-ка.:
Иберийско-кавказская языковая семья, Северо-кавказская группа, Нахско-дагестанская подгруппа, Дагестанская ветвь языков.
Этнокофессиональная хар-ка:
Ислам, Суннитское направление ханафитского толка, шиитское направление, Суфийское направление, Ваххабизм.
14. общие черты и дост. культуры народов Дагестана
15. характерные черты