Вариант
№1
1. Культура Античности. Влияние
крито-микенских культов на формирование
религиозного мировоззрения древних
греков
2. Мифология доминанта греческой культуры.
Формы культуры древних греков. Дайте
пояснение и приведите примеры.
3. Как вы понимаете крылатое
выражение из древнегреческой
мифологии "Авгиевы конюшни"?
4. Выберите правильный ответ:
В каком веке произощел общий подъем
Руси?Создание центров письменности, грамотности
и др.
а) IX в.
б) X в.
в) XI в.
1. Культура Античности.
Влияние крито-микенских культов
на формирование религиозного
мировоззрения древних греков
Термин "античность" происходит
от латинского слова antiquus - древний.
Им принято называть особый период развития
древней Греции и Рима, а также тех земель
и народов, которые находились под их культурным
влиянием. Хронологические рамки этого
периода, как и любого другого культурно-исторического
явления, не могут быть точно определены,
однако они в значительной мере совпадают
со временем существования самих античных
государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления
античного общества в Греции и до V н.э.
- гибели римской империи под ударами варваров.
Общими для античных государств были
пути социального развития и особая форма
собственности - античное рабовладение,
а также основанная на ней форма производства.
Общей была их цивилизация с общим историко-культурным
комплексом. Это не отрицает, конечно,
наличия в жизни античных обществ бесспорных
особенностей и различий. Главными стержневыми
в античной культуре били религия и мифология.
Мифология была для древних греков содержанием
и формой их мировоззрения, их мировосприятия,
она была неотделима от жизни этого общества.
Затем - античное рабовладение. Оно было
не только основой экономики и общественной
жизни, оно было и основой мировоззрения
людей того времени. Далее следует выделить
в качестве стержневых явления в античной
культуре науку и художественную культуру.
При изучении культуры древних Греции
и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться
на этих доминантах античной культуры.
В античной культуре тело
человека впервые стало рассматриваться
как зеркало, отражающее единcтво
и совершенство мира.
Античная (или древняя) Греция
была колыбелью европейской цивилизации
и культуры. Именно здесь были
заложены те материальные, духовные,
эстетические ценности, которые
в той или иной мере нашли
своё развитие почти у всех
европейских народов.
Историю древней Греции принято
делить на 5 периодов, которые являются
одновременно и культурными эпохами:
- эгейский или крито-микенский
(III - II тыс. до н.э.),
- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),
- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),
- классический (V - IV вв. до н.э.),
- эллинистический (вторая половина
IV - середина I вв. до н.э.).
Наибольшего расцвета культура
древней Греции достигла в
классический период.
В районе Эгейского моря
существовали и взаимодействовали
три культурные общности: древнейшая
из них критская, или минойская,
с центром на Крите (3000 - 1200 гг.
до н. э.); кикладская, расцветшая
на островах; и элладская - в собственно
Греции. Отражением критской культуры
в материковой Греции была культура микенская:
в формировании ее немалую роль сыграли,
очевидно, художники и ремесленники с
Крита, привезенные в качестве рабов победителями
- ахейцами.
Крито-микенский период:
Крито-микенская культура - культура
Древней Греции и эпохи бронзы
2800-1100 годов до н.э., отличающаяся:
- светским характером;
- вниманием к человеку и природе;
- реальным изображением окружающей
действительности;
Крито-микенская культура представлена
археологическими находками во
дворцах в Кноссе, Гурнии, Фесте,
Малии и др.
Для этой эпохи характерна
“дворцовая” культура. Отличительной
чертой выступает наличие дворцов-цитаделей,
мощных архитектурных комплексов,
содержавших обширные кладовые,
помещения административного и
культурного назначения. Такого
рода дворец – средоточие экономической,
военной и религиозной жизни,
центр социальной системы. Документировалась
вся хозяйственная жизнь государства:
потребление и распределение сырья (прежде
всего металла) в государственных и частных
ремесленных мастерских, облагаемых государством
трудовыми повинностями и податями, так
же как и всё население посёлков, подвластных
дворцу. Во главе бюрократического аппарата
находился царь-жрец (ванака), что, в совокупности
со свидетельствами о наличии мощного
жреческого сословия, позволяет говорить
о теократической природе знати. Теократия
– форма правления, при которой политическая
власть принадлежит жрецам, духовенству.
Для Крита и материковой
Греции на этом этапе выделяются
различные периоды развития, поскольку
на острове Крит, где в то
время проживало негреческое
население, государственность сложилась
раньше, чем в Балканской Греции,
подвергшейся в конце III в. до
н. э. завоеванию греков-ахейцев.
Античная культура - уникальное
явление, давшее общекультурные
ценности буквально во всех
областях духовной и материальной
деятельности. Всего три поколения
культурных деятелей, жизнь которых
практически укладывается в классический
период истории Древней Греции,
заложили основы европейской
цивилизации и создали образы
для подражания на тысячелетия
вперёд. Отличительные черты древнегреческой
культуры: духовное многообразие, подвижность
и свобода - позволили грекам
достичь небывалых высот прежде
народы подражать грекам, строить
культуру по созданным ими
образцам.
Греческая религия складывалась
в эгейскую эпоху и несомненно
испытала влияние крито-микенских
культов с их женскими божествами.
Как у всех древних народов,
у греков были местные общинные
культы, боги-покровители отдельных
городов-полисов, земледельческие
боги. Но уже в глубокой древности
наметилась тенденция поглощения
местных богов великими богами
Греции - Олимпийцами. Эта тенденция
получила окончательное завершение
в македонскую эпоху и была
отражением культурного, политического
и экономического объединения
греческих полисов. Но уже в
гомеровскую эпоху культурная
общность греков отчётливо ими
осознавалась, что и отразилось
в почитании общегреческих богов.
Немалую роль в оформлении
общегреческого пантеона сыграли
эпическое творчество и его творцы
аэды. В этом смысле старое изречение,
что "Гомер создал богов Греции",
отражает какую-то историческую реальность.
Античная философия возникла
и жила в «силовом поле»,
полюсами которого являлись, с
одной стороны, мифология, а
с другой – формирующаяся именно
в Древней Греции наука.
Для греческого мировоззрения
характерен не только политеизм,
но и представление о всеобщей
одушевленности природы. Каждое
природное явление, каждая река,
гора, роща имели свое божество.
С точки зрения грека, не
было непреодолимой грани между
миром людей и миром богов,
посредствующим звеном между
ними выступали герои.
Античность явила миру различные
формы организации человеческого
сообщества – политические и
социальные. Демократия родилась
в Древней Греции, открыв огромные
гуманистические возможности свободногj
волеизъявления полноправных граждан,
соединения свободы и организованного
политического действия.
Античность завещала последующим
эпохам максиму "человек –
мера всех вещей" и показала,
каких вершин может достичь
свободный человек в искусстве,
знании, политике, государственном
строительстве, наконец, в самом
главном – в самопознании и
самосовершенствовании. Прекрасные
греческие статуи стали эталоном
красоты человеческого тела, греческая
философия – образцом красоты
человеческого мышления, а лучшие
деяния римских героев – примерами
красоты гражданского служения
и государственного созидания.
2. Мифология доминанта
греческой культуры. Формы культуры
древних греков. Дайте пояснение
и приведите примеры.
Доминанта
греческой культуры - мифология.
Греческая мифология - это
не только и не столько мир
религиозных представлений, это
мир греков вообще, это сложное
и обширное целое, куда входят
наряду с собственно мифами
также и исторические легенды
и предания, сказочные сюжеты,
литературные новеллы, свободные
вариации на мифологические темы.
Но так как эти разнообразные
элементы с трудом отделимы
друг от друга, следует рассматривать
эту широко понимаемую мифологию
в целом.
В числе
мифов обнаруживается глубоко
архаический пласт тотемистических
мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне,
Аэдоне и др. Весьма характерными являются
земледельческие мифы о Деметре и
Персефоне, о Триптолеме и Якхе,
о Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание
зерна и обрядовую практику землевладельцев.
Важное значение принадлежало мифологическим
олицетворениям элементов земной природы.
Но если
идея бога - творца была чужда
мифологии греков, то образы культурных
героев занимали в ней видное
место. В качестве культурных
героев выступают боги, титаны
и полубоги-герои, происходившие,
по мнению греков, от браков
богов с людьми. Особенно известен
и почитался Геракл, совершивший
12 подвигов. Это образ благородного
героя, борющегося со злом и
побеждающего его. Титан Прометей
принёс людям благодатный огонь,
дал им разум, знания, чем навлёк
на себя гнев Зевса и подвергся
страшной тысячелетней казни,
от которой много лет спустя
освободил его Геракл. Богине
Афине приписывалось введение
культуры оливкового дерева;
Деметре - хлебных злаков; Дионису
- виноградарства и виноделия;
Гермесу - изобретение мер и
весов, чисел и письма; Апполону
- обучение людей поэзии и музыке и другим
искусствам.
К образам
культурных героев близки и
иногда от них неотличимы полулегендарные
- полуисторические фигуры законодателей
и устроителей городов, великих
певцов, поэтов и художников.
Таковым является образ Гомера
- легендарного автора "Иллиады"
и "Одиссеи". По гомеровскому
вопросу существует огромная литература,
которую можно разделить на три основные
группы:
- теория индивидуального
творчества (авторство Гомера);
- теории народного
эпоса;
- синтетические
теории (один человек лишь
собрал, обработал народный эпос).
Итак, греческая
мифология при всей сложности
и разнообразии входящих в
неё элементов имеет одну особенность
и доныне производящую столь
сильное впечатление на слушателя
и читателя - высокая художественность
и гуманизм образов.
Одним из
самых замечательных явлений
древнегреческой культуры является
театр. Он возник на основе
народных песен и плясок во
время праздников в честь бога
Диониса. Из обрядовых песен,
которые пели, облачаясь в козлиные
шкуры, родилась трагедия (трагос
- козёл, ода - песня); из озорных
и весёлых песен родилась комедия.
Театральные
представления считались школой
воспитания, и государство уделяло
им большое внимание. Представления
шли несколько раз в год
по большим праздникам и продолжались
несколько дней подряд. Ставились
3 трагедии и 2 комедии. Смотрели
с утра до вечера, а чтобы
все жители смогли посетить
театр, выдавались из казны
специальные театральные деньги.
В период
расцвета греческой культуры (VI -
V вв. до н.э.) в Афинах жили
и творили самые выдающиеся
греческие трагические поэты,
классики не только греческой,
но и мировой литературы: Эсхил,
которого по праву называют
отцом трагедии за его
бессмертные произведения ("Прикованный
Прометей", "Персы"); Софокл,
создавший трагедии "Царь Эдип", "Электра",
и др.; Еврипд - автор "Медеи", "Ипполита",
"Ифигении в Авлиде". Классиком
в греческой комедии является Аристофан,
написавший комедии: "Мир", "Женщины
в народном собрании", "Всадники"
и др.
Древнегреческое
изобразительное искусство прочно
вошло в художественное развитие
последующих времён. Его элементы
живут в настоящее время. Ведущими
архитектурными сооружениями классической
Греции были храмы, театры, общественные
здания. Основным архитектурным
сооружением является храм. Самые
знаменитые образцы греческой
архитектуры - сохранившиеся до
нашего времени в афинском
акрополе храмы Парфенон и Эрехтейон.
В древнегреческой архитектуре последовательно
сменились три архитектурных стиля:
дорический, ионический и коринфский.
Отличительной особенностью названных
стилей является форма колонн - непременного
атрибута древнегреческих сооружений.
Греческая
скульптура первоначально уступала
скульптуре древнего Востока.
Но с V в. до н.э. достигла
небывалого расцвета. Передаётся
не только фигура и лицо, но
и движение и даже чувства
изображаемых людей. Особой известностью
и славой пользовались скульпторы:
Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель,
Скопас, Лисипп.
Живопись была
широко распространена в древней
Греции в виде фресок и мозаик,
которыми украшают храмы и
здания, но они почти
не сохранились до нашего времени.
К образцам сохранившейся живописи
относятся знаменитые греческие
чернофигурные и краснофигурные
вазы.
3. Как вы понимаете
крылатое выражение из древнегреческой
мифологии "Авгиевы конюшни"?
В греческой мифологии Авгиевы
конюшни — обширные конюшни Авгия,
царя Элиды, которые в продолжение
многих лет не убирались. Очищены
они были в один день героем Гераклом
(Геркулесом): он направил через конюшни
реку, воды которой и унесли весь
навоз. Миф этот впервые сообщен
греческим историком Диодором Сицилийским
(1 в. до н. э.). Возникшее отсюда выражение
"авгиевы конюшни" применяется для
обозначения очень грязного помещения,
а также сильной запущенности, засоренности,
беспорядка в делах, требующих больших
усилий для их устранения; крылатым оно
стало еще в древности (Сенека, Сатира
на смерть императора Клавдия; Лукиан,
Александр).