Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Содержание работы

1. Культура Античности. Влияние крито-микенских культов на формирование религиозного мировоззрения древних греков
2. Мифология доминанта греческой культуры. Формы культуры древних греков. Дайте пояснение и приведите примеры.
3. Как вы понимаете крылатое выражение из древнегреческой мифологии "Авгиевы конюшни"?
4. Выберите правильный ответ:
В каком веке произощел общий подъем Руси?Создание центров письменности, грамотности и др.
а) IX в.
б) X в.
в) XI в.

Файлы: 1 файл

культура.docx

— 39.66 Кб (Скачать файл)

                                                                       Вариант №1

1. Культура Античности. Влияние  крито-микенских культов на формирование  религиозного мировоззрения древних  греков

2. Мифология доминанта греческой культуры. Формы культуры древних греков. Дайте пояснение и приведите примеры.

3. Как вы понимаете крылатое  выражение из древнегреческой  мифологии "Авгиевы конюшни"?

4. Выберите правильный ответ:

В каком веке произощел общий подъем Руси?Создание центров письменности, грамотности и др.

         а) IX в.

         б) X в.

         в) XI в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Культура Античности. Влияние крито-микенских культов  на формирование религиозного  мировоззрения древних греков

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

 Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.

 В античной культуре тело  человека впервые стало рассматриваться  как зеркало, отражающее единcтво и совершенство мира.

 Античная (или древняя) Греция  была колыбелью европейской цивилизации  и культуры. Именно здесь были  заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые  в той или иной мере нашли  своё развитие почти у всех  европейских народов.

 Историю древней Греции принято  делить на 5 периодов, которые являются  одновременно и культурными эпохами:

- эгейский или крито-микенский  (III - II тыс. до н.э.),

- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),

- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),

- классический (V - IV вв. до н.э.),

- эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).

 Наибольшего расцвета культура  древней Греции достигла в  классический период.

 В районе Эгейского моря  существовали и взаимодействовали  три культурные общности: древнейшая  из них критская, или минойская,  с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская - в собственно Греции. Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейцами.

Крито-микенский период:

 Крито-микенская культура - культура  Древней Греции и эпохи бронзы 2800-1100 годов до н.э., отличающаяся:

- светским характером;

- вниманием к человеку и природе; 

- реальным изображением окружающей  действительности;

 Крито-микенская культура представлена  археологическими находками во  дворцах в Кноссе, Гурнии, Фесте, Малии и др.

 Для этой эпохи характерна  “дворцовая” культура. Отличительной  чертой выступает наличие дворцов-цитаделей,  мощных архитектурных комплексов, содержавших обширные кладовые, помещения административного и  культурного назначения. Такого  рода дворец – средоточие экономической,  военной и религиозной жизни,  центр социальной системы. Документировалась вся хозяйственная жизнь государства: потребление и распределение сырья (прежде всего металла) в государственных и частных ремесленных мастерских, облагаемых государством трудовыми повинностями и податями, так же как и всё население посёлков, подвластных дворцу. Во главе бюрократического аппарата находился царь-жрец (ванака), что, в совокупности со свидетельствами о наличии мощного жреческого сословия, позволяет говорить о теократической природе знати. Теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит жрецам, духовенству.

 Для Крита и материковой  Греции на этом этапе выделяются  различные периоды развития, поскольку  на острове Крит, где в то  время проживало негреческое  население, государственность сложилась  раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III в. до  н. э. завоеванию греков-ахейцев.

 Античная культура - уникальное  явление, давшее общекультурные  ценности буквально во всех  областях духовной и материальной  деятельности. Всего три поколения  культурных деятелей, жизнь которых  практически укладывается в классический  период истории Древней Греции, заложили основы европейской  цивилизации и создали образы  для подражания на тысячелетия  вперёд. Отличительные черты древнегреческой  культуры: духовное многообразие, подвижность  и свобода - позволили грекам  достичь небывалых высот прежде  народы подражать грекам, строить  культуру по созданным ими  образцам.

 Греческая религия складывалась  в эгейскую эпоху и несомненно  испытала влияние крито-микенских  культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов,  у греков были местные общинные  культы, боги-покровители отдельных  городов-полисов, земледельческие  боги. Но уже в глубокой древности  наметилась тенденция поглощения  местных богов великими богами  Греции - Олимпийцами. Эта тенденция  получила окончательное завершение  в македонскую эпоху и была  отражением культурного, политического  и экономического объединения  греческих полисов. Но уже в  гомеровскую эпоху культурная  общность греков отчётливо ими  осознавалась, что и отразилось  в почитании общегреческих богов.  Немалую роль в оформлении  общегреческого пантеона сыграли  эпическое творчество и его творцы аэды. В этом смысле старое изречение, что "Гомер создал богов Греции", отражает какую-то историческую реальность.

 Античная философия возникла  и жила в «силовом поле»,  полюсами которого являлись, с  одной стороны, мифология, а  с другой – формирующаяся именно  в Древней Греции наука.

 Для греческого мировоззрения  характерен не только политеизм,  но и представление о всеобщей  одушевленности природы. Каждое  природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не  было непреодолимой грани между  миром людей и миром богов,  посредствующим звеном между  ними выступали герои.

 Античность явила миру различные  формы организации человеческого  сообщества – политические и  социальные. Демократия родилась  в Древней Греции, открыв огромные  гуманистические возможности свободногj волеизъявления полноправных граждан, соединения свободы и организованного политического действия.

 Античность завещала последующим  эпохам максиму "человек –  мера всех вещей" и показала, каких вершин может достичь  свободный человек в искусстве,  знании, политике, государственном  строительстве, наконец, в самом  главном – в самопознании и  самосовершенствовании. Прекрасные  греческие статуи стали эталоном  красоты человеческого тела, греческая  философия – образцом красоты  человеческого мышления, а лучшие  деяния римских героев – примерами  красоты гражданского служения  и государственного созидания.

 

 

 

 

 

 

 

2. Мифология доминанта  греческой культуры. Формы культуры  древних греков. Дайте пояснение  и приведите примеры.

        Доминанта  греческой культуры - мифология.  Греческая мифология -  это  не только и не столько мир  религиозных представлений, это  мир греков вообще, это сложное  и обширное целое, куда входят  наряду с  собственно мифами  также и исторические легенды  и предания,  сказочные сюжеты,  литературные новеллы,  свободные  вариации на мифологические темы.  Но  так как эти разнообразные  элементы с трудом отделимы  друг от друга, следует рассматривать  эту широко понимаемую мифологию  в целом.

        В числе  мифов обнаруживается глубоко  архаический  пласт  тотемистических  мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне,  Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы  о Деметре и Персефоне,  о Триптолеме и Якхе,  о Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику землевладельцев. Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы.

        Но если  идея бога - творца была чужда  мифологии греков, то образы культурных  героев занимали в ней видное  место.  В качестве  культурных  героев выступают боги,  титаны  и полубоги-герои, происходившие,  по мнению греков,  от браков  богов с людьми. Особенно известен  и почитался Геракл,  совершивший  12 подвигов.  Это образ благородного  героя, борющегося со злом и  побеждающего его.  Титан  Прометей  принёс  людям благодатный огонь,  дал им разум, знания, чем навлёк  на себя гнев Зевса и подвергся  страшной тысячелетней казни,  от которой много лет  спустя  освободил его  Геракл.  Богине  Афине  приписывалось введение  культуры оливкового дерева;  Деметре - хлебных злаков; Дионису  - виноградарства и виноделия;  Гермесу - изобретение мер и  весов, чисел и письма; Апполону - обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.

        К образам   культурных героев близки и  иногда от них неотличимы полулегендарные  - полуисторические фигуры законодателей  и  устроителей городов, великих  певцов,  поэтов и художников.  Таковым является образ Гомера - легендарного автора "Иллиады" и "Одиссеи".  По  гомеровскому вопросу существует огромная литература, которую можно разделить на три основные группы:

        - теория индивидуального  творчества (авторство Гомера);

        - теории народного  эпоса;

        - синтетические   теории  (один человек лишь  собрал, обработал народный эпос).

        Итак, греческая   мифология  при  всей сложности  и разнообразии входящих в  неё элементов имеет одну особенность  и доныне  производящую столь  сильное  впечатление на слушателя  и читателя - высокая художественность  и гуманизм образов.

        Одним из  самых замечательных явлений  древнегреческой культуры является  театр.  Он возник на основе  народных песен и плясок во  время праздников в честь бога  Диониса. Из обрядовых песен,  которые пели, облачаясь в козлиные  шкуры,  родилась трагедия (трагос -  козёл,  ода - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия.

        Театральные  представления считались школой  воспитания, и государство уделяло  им большое внимание. Представления  шли несколько раз в год  по большим праздникам и продолжались  несколько дней подряд. Ставились  3  трагедии и 2 комедии.  Смотрели  с утра до вечера,  а чтобы  все жители смогли посетить  театр,  выдавались из казны   специальные  театральные деньги.

        В период  расцвета греческой культуры (VI - V вв.  до  н.э.)  в Афинах жили  и  творили  самые выдающиеся  греческие трагические поэты,  классики не только греческой,  но и мировой литературы: Эсхил,  которого по праву  называют  отцом  трагедии  за  его   бессмертные произведения ("Прикованный  Прометей",  "Персы");  Софокл,  создавший трагедии "Царь Эдип", "Электра", и др.; Еврипд - автор "Медеи", "Ипполита", "Ифигении в Авлиде".  Классиком в греческой комедии является Аристофан, написавший комедии: "Мир", "Женщины в народном собрании", "Всадники" и др.

        Древнегреческое  изобразительное искусство прочно  вошло в художественное развитие  последующих времён. Его элементы  живут в настоящее время. Ведущими  архитектурными сооружениями классической  Греции  были храмы, театры, общественные  здания. Основным архитектурным  сооружением является храм. Самые  знаменитые образцы греческой  архитектуры - сохранившиеся до  нашего времени в афинском  акрополе храмы Парфенон и Эрехтейон. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля:  дорический, ионический и коринфский. Отличительной особенностью названных стилей является форма колонн - непременного атрибута древнегреческих сооружений.

        Греческая  скульптура первоначально уступала  скульптуре древнего Востока.  Но с V в. до н.э. достигла  небывалого расцвета. Передаётся  не только фигура и лицо, но  и движение и даже чувства  изображаемых людей. Особой известностью  и славой пользовались скульпторы:  Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп.

        Живопись была  широко  распространена  в древней  Греции в виде фресок и мозаик,  которыми украшают храмы и  здания,  но они  почти   не сохранились до нашего времени.  К образцам сохранившейся живописи  относятся знаменитые греческие  чернофигурные и краснофигурные  вазы.

 

 

 

 

 

3. Как вы понимаете  крылатое выражение из древнегреческой  мифологии "Авгиевы конюшни"?

В греческой мифологии Авгиевы  конюшни — обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение  многих лет не убирались. Очищены  они были в один день героем Гераклом (Геркулесом): он направил через конюшни  реку, воды которой и унесли весь навоз. Миф этот впервые сообщен  греческим историком Диодором Сицилийским (1 в. до н. э.). Возникшее отсюда выражение "авгиевы конюшни" применяется для обозначения очень грязного помещения, а также сильной запущенности, засоренности, беспорядка в делах, требующих больших усилий для их устранения; крылатым оно стало еще в древности (Сенека, Сатира на смерть императора Клавдия; Лукиан, Александр).

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"