Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 09:14, контрольная работа

Описание работы

Задание 1: Осветите проблему: «Характерные черты древнегреческой культуры» Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
Каковы особенности древнегреческой скульптуры?

Содержание работы

Задание 1…………………………………………………………………3
Задание 2…………………………………………………………………9
Задание 3………………………………………………………………..14
Задание 4………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………..…17

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Задание 1…………………………………………………………………3

Задание 2…………………………………………………………………9

Задание 3………………………………………………………………..14

Задание 4………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………..…17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1: Осветите проблему: «Характерные черты древнегреческой культуры»

Вся повседневная жизнь древнего грека классической культуры пронизана искусством: не только в богатых, но и в бедных домах было немало вещей — живописные фрески на стенах, статуи, ковры, художественно украшенная мебель, керамические сосуды, живопись которых представляет весь древний мир, от мифологических сцен до забот текущей жизни. Немалый интерес представляет поэтому повседневная жизнь свободных граждан, которую лучше всего рассмотреть на примере афинян.

Афинец пробуждался с рассветом и приветствовал молитвой восходящее солнце; затем потчевал себя кубком вина и куском хлеба и выходил из дома. За исключением ремесленников, занятых в своих мастерских, и купцов, сидящих в лавках, каждый свободный гражданин находился на улице с утра. Его толкал на улицы города прежде всего интерес к происходящему в мире. Вопрос «Что слышно?», который для нас является глупой и докучливой привычкой, — имел свой подлинный смысл во времена, когда не было журналов, газет и других средств массовой информации. Люди интересовались не только сплетнями о соседях и знакомых, но и политическими новостями, и случаями прошедшей ночи, и событиями в других странах, сообщаемых прибывшими путешественниками, купцами, моряками и пр. Общение происходило на улицах, на рынках, в мастерских ремесленников, чаще всего в парикмахерской, где при стрижке волос и бород целыми часами обсуждались все события. Существующие обычаи позволяли людям легко вступать в общение, все обращались друг к другу на «ты», различия в общественном положении как бы стирались при демократическом строе, когда все граждане участвовали в решении государственных дел.

Многие серьезно выполняли эти обязанности и полдня проводили в народном собрании, судах и других государственных учреждениях. Слушать ораторов, играющих большую роль в политической жизни полиса, выступать против того, что не нравится, самому выйти на трибуну и выступить с речью, голосовать, ощущать удовлетворение от участия в принятии жизненно важных решений — это доставляло удовольствие афинцу. В полдень, называемый афинцами «время, когда рынок полон», гражданин, уладив все свои дела, шел на рынок, чтобы купить что-нибудь на обед. Он выбирал по вкусу из многообразия рыб, сыров, зерновых и плодов, купленное нес домой, если у него не было раба. На рынок ходили только мужчины, женщины редко встречались на улицах Афин, они в основном сидели дома на женской половине. Отдохнув после обеда, афинец шел в гимназию или палестру, выполняющие функции наших клубов и кафе, где занимались спортом, вели философские дискуссии, обсуждали политические события и пр. Именно в этих местах и были основаны знаменитые Академии, где выступали Сократ, Платон, Аристотель.

Вечерами устраивались дружеские вечеринки — симпозиумы. Здесь присутствовали только мужчины, из женщин — лишь флейтистка, сопровождавшая пиршество музыкой. Гости пили, разбавляя вино водой, пели, иногда перед ними выступал мим или танцовщица, и присутствующие наслаждались этим зрелищем. С симпозиума возвращались с началом темноты, когда запирались ворота Афин, на улицах несли дозор лучники. Вернувшись домой, афинец ложился спать, чтобы на другой день все начать снова.

В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Разложению и гибели полисной демократии положили начало захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского, основавшего огромную империю от Дуная до Инда. Александр еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель, а «придворным» художником — последний великий скульптор классики Лисипп. Все это не помешало ему, захватив персидскую державу и заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать, чтобы ему и в Греции воздавали божеские почести. «Ориентализация», насаждаемая Александром Македонским, была симптомом исторического поворота античного общества от рабовладельческой демократии к рабовладельческой монархии. Наступила эпоха эллинизма — синтез, под эгидой имперского строя, эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры.

В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это привилегия сильных мира сего, поэтому он фокусирует внимание на самом себе и своих потребностях. Пробужденному индивидуализму соответствует возросший интерес к психологии, к философии, которая занимается в первую очередь проблемами этики и счастья индивида. Это отражается в литературе и искусстве, и даже в монетах с их реалистическими портретами владык. Начало портретному искусству положил Лисипп; индивидуализация, стремление к глубоким психологическим характеристикам— вот то новое, что им внесено в эту сферу искусства. Появляется и декоративная скульптура для украшения парков; в эту же эпоху создается одно из величайших творений древнегреческой скульптуры — знаменитая Венера Милосская. Скульптурное произведение, в котором патетика, трагизм и эмоции эллинистического искусства достигают вершины и границы, когда драматизм может перейти в шарж и гримасу, является группа «Лаокоон и его сыновья». Реализм этой скульптурной группы характерен для эллинской скульптуры — он лежит в основе знаменитого пергамского фриза и многих других скульптурных произведений.

Разумеется, школа в качестве места обучения подрастающее поколения определенным знаниям и навыкам существовала и до Древней Греции. Но только в древнегреческой культуре школа приобретает совершенно особый смысл, что отличает ее от всех предшествующих образцов. Это обнаруживается уже в самом названии: schole по-гречески означает "досуг", "свободное время" Таким образом, школа в древнегреческой культуре в определенном смысле оказывается синонимом свободного времени, местом, где дети на досуге приобщаются к знанию.

При чисто внешнем рассмотрении древнегреческая школа не вызывает особого восхищения. Начиналось обучение с 7 лет мальчики и девочки занимались вместе. В элементарной (начальной) школе изучали чтение, письмо, счет. В школе средней ступени изучали грамматику, т.е. язык и литературу, риторику, т.е. искусство красноречия. Некоторое внимание уделялось музыке и спорту. Занятия проводились в зале, очень часто украшенном изображением Муз, поскольку именно Музы царили в школе (и это, как мы увидим, существенно). Учитель сидел на стуле, а ученики — на табуретах. Писали ученики на деревянных дощечках, покрытых слоем воска. Методика преподавателя была довольно примитивной и чаще всего сводилась к механическому заучиванию преподаваемого материала. Учебников почти не было.

Но, несмотря на весьма непритязательный внешний вид школьного преподавания, именно школа стала (наряду с поэзией, театром и философией) одним из важнейших изобретений древнегреческой культуры. Ключом к пониманию сути древнегреческой школы является само ее название, указывающее на "досуг". Можно сказать, что Древняя Греция первая в истории позволила себе существование досуга в качестве неотъемлемого и весьма существенного элемента культуры. Но каково же значение свободного времени, досуга для культуры? И что это такое -свободное время?

Во всех догреческих культурах человек находился во власти обязанностей, которые осмысливались как служение духам или богам Ритуальные танцы рода — не досуг, а обязанность, и такими же обязанностями являются храмовое богослужение "территориальных царств" и ожидание Мессии Израиля. Ни одна догреческая культура не имела свободного времени. Даже еврейская суббота — это обязанность соблюдать покой, а не время, которое можно употребить по своему усмотрению.

Свободное время — это время, в течение которого человек свободен от любых обязательств не только перед конкретными людьми, но и перед своим "делом". Но поскольку служение определенному "делу" понималось как служение соответствующему богу, можно сказать, что досуг предполагал освобождение от человеческого и божественного принуждения. Досуг — это время, которым обладает сам человек. В остальной части своей жизни он не владеет временем, а время владеет им, выдвигая перед ним один за другим различные императивы.

Противоположность "свободного времени" и "служения богам и людям" можно обозначить несколько иначе, сказав, что создав сферу досуга, древние греки впервые ввели в культуру игровой момент. Ведь "игра", по самой своей сути, — это противоположность "серьезности", это форма свободного самовыражения человека, поведение, не регламентированное более или менее жесткими нормами и императивами. Но опасности, нормы и императивы приходят к нам из пространства и времени. Следовательно, игра предполагает создание особой, выделенной пространственно-временной области, в границах которой отменяются все обязательства перед богами и людьми. А это, в свою очередь, означает, что пространство и время игры должны находиться вне действительного пространства-времени. Школа и стала такой выделенной, искусственной областью, отгороженной со всех сторон от действительной жизни. Только там можно расслабиться и начать играть.

В игровом пространстве-времени школы можно ошибаться безнаказанно. Напротив, в действительной жизни ни одна ошибка не остается безнаказанной, и результатом такой ошибки, или даже просто небрежности, может стать смерть. Поэтому греческая школа ~ это место, где можно уклониться от серьезности и жизненной борьбы. Игровое пространство-время греческой школы никогда не изменяется, никогда не умирает и никогда не выходит за свои пределы. Поэтому школа в том виде, в котором она была создана Древними греками, является побочным продуктом настоящей жизни, и в пространстве-времени школы невозможны неожиданности, то и Дело случающиеся в сфере серьезности. Нет там и смерти: если, к примеру, учитель или ученик умирают, то их смерть не имеет никакого отношения к школе как таковой, их смерть — элемент еры серьезности.

Мир вневременных и внепространственных идей, идеалов и целей мог быть только результатом школы, поскольку только там можно мыслить абстрактно и при этом остаться безнаказанным. Абстрактно мыслящие земледелец, пастух или мореплаватель рискую, умереть сами и погубить доверенное им дело. В школе можно забыть что само наше существование обязано предшествующим поколениях и определенным усилиям со стороны современников. В игровое пространстве-времени можно остаться внешним наблюдателем до отношению к тем, кому ты обязан своим существованием. Но это означает абстрагироваться, т.е. отвлекаться от своего действительного места в действительной общности. Досуг — условие возможности абстрагироваться.

 

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

  • Каковы особенности древнегреческой скульптуры?

Искусство периода архаики характеризуют поиски убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры — обнаженного юноши (куроса) и задрапированной женщины (коры) с характерной, так называемой архаической улыбкой, выражающей нежность и дружелюбие. Куросов и кор ставили в память об известных людях. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Востока: определенная условность изображения, статичность, торжественность.

В период расцвета достигает реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора (который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали) и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов и людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н.э. Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» — для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор» («Копьеносец»), «Раненая амазонка»). В лицах статуй начинают отражаться чувства и внутренний мир, хотя остается еще идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты.

Идеал красоты обнаженного здорового тела распространился и в жизни — греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически и т.д. Особенно культивировали образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Но женщины изображались в одеждах вплоть до IV в. до н.э.

Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в. до н.э., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н.э. — Пракситель, Скопает Лисипп.

Изображения богов, воплощающих идеальную красоту, Пракситель (ок. 390—330 до н.э.) насыщает чисто человеческими настроениями самых различных оттенков («Афродита Книдская», «Аполлон, убивающий ящерицу» и др.). Именно он впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной.

В отличие от Праксителя, изображающего легкие, приятные человеку эмоции, Скопос (2-я пол. IV в. до н.э.) показывает глубокие чувства, драматические ситуации («Геракл», «Вакханка» и др.).

Переосмыслив канон изображения человека, созданный в V в. до н.э. Поликлетом, Лисипп (2-я пол. IV в. до н.э.) делал тела людей с более легкими, удлиненными пропорциями. Он стремился создавать жизненно достоверные статуи («Герат», «Гермес» и др.) и скульптурные портреты (Сократа, Александра Македонского и пр.), предвосхищая основные художественные принципы эпохи эллинизма.

В эпоху эллинизма продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н.э. Эллинистические мастера проявляют повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени — динамичность, выразительность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы — в Пергаме, на Родосе, в Александрии. Наиболее значительные произведения: рельефы пергамского алтаря Зевса, Афродита с острова Мелос («Венера Милосская»), «Ника Самофракийская»; скульптурные группы «Лаогоон», «Фарнеский бык»; портрет Демосфена.

В 290 г. до н.э. жители Родоса в память о победе над македонским царем в 304г. до н.э. возвели у входа в Родосский порт бронзовую статую (высотой 35 м) бога солнца Гелиоса — Колосс Родосский, которая была признана одним из семи чудес света. Лицо и корона бога были позолочены. Спустя 58 лет статую разрушило землетрясение.

 

  • Что представлял из себя греческий театр?

К VI в. до н.э. относится и возникновение греческого театра, выросшего из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. В нем ставились комедии и трагедии. В отличие от литературы драма не просто повествует о каких-то событиях, но и воспроизводит их в действии.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"